§ 3. Автомобильный транспорт
Автомобильный транспорт широко используется при перевозках нефтепродуктов с распределительных нефтебаз непосредственно потребителю. Этот вид транспорта наиболее эффективно используется в районах, в которые невозможно доставить нефтепродукты железнодорожным или водным путями сообщения.
Автоцистерны, в которых перевозят нефтепродукты, оснащены комплектом следующего оборудования: патрубка для налива нефтепродукта, дыхательного клапана, стержневым указателем уровня, клиновой быстродействующей задвижкой для слива топлива, двух шлангов с наконечниками и насосы с механическим приводом. Объем отдельных автоцистерн достигает 25 м3. Внутри цистерны установлены поперечные и продольные волнорезы для уменьшения силы ударной волны жидкости при движении автомашины.
Для обеспечения пожарной безопасности на автоцистернах установлены огнетушители и устройства для заземления цистерн и шлангов для отвода статического электричества, которое может образоваться при наливе и сливе нефтепродуктов.
В практике автотранспорта нефтегрузов широко применяют цистерны на автоприцепах, что повышает эффективность использования этого вида транспорта.
Для заправки топливом автотранспортных машин, функционирующих в отдалении от нефтебаз и заправочных станций, а также сельскохозяйственных машин и самолетов применяют специальные автоцистерны, оборудованные комплектом на-сосно-раздаточных устройств. Такие автоцистерны называются автотопливозаправщиками.
Оборудование топливозаправщика приводится в действие водителем из кабины управления, в которой предусмотрены рычаги включения насоса, задвижки и вентили, необходимые для выполнения операций по приемке, раздаче и перекачке топлива, а также контрольно-измерительные приборы. Автотопливозаправщики изготовляют с цистерной объемом 4—16 м3.
Автотранспортом осуществляется также перевозка нефтепродуктов в контейнерах и в мелкой таре.
Контейнеры—металлические или эластичные резинотканевые емкости объемами 2,5 и 4 м3 (известны резинотканевые емкости объемом до 20 м3), в которых нефтепродукты доставляются потребителю без перекачки в стационарные хранилища. По прибытии к месту назначения контейнеры сгружают с машин при помощи кранов. Особенность контейнерных перевозок заключается в том, что емкости-цистерны не закрепляются за автомашиной, а попеременно могут служить транспортной емкостью и временным хранилищем. Такие перевозки весьма удобны для удаленных от транспортных магистралей районов и при организации полевых передвижных складов.
Из мелкой тары наиболее распространены бочки и бидоны.
Бочки удобны в эксплуатации и их широко применяют для доставки нефтепродуктов с нефтебаз потребителю. В отдельных случаях доставка нефтепродуктов в бочках — единственный способ удовлетворения нужд отдаленных районов, не имеющих железнодорожных и водных путей. Различают два основных типа бочек — металлические объемом 50—500 л для транспорта жидкого топлива (бензина, керосина и др.) и фанерные (штампованные) объемом 50 л, используемые в основном для перевозки консистентных смазок.
Бидоны применяют двух типов: металлические и металло-фанерные. Металлические бидоны объемом 5—62 л для перевозки бензина изготовляют из белой жести прямоугольной и цилиндрической формы. Металло-фанерные бидоны для перевозки консистентных смазок изготовляют объемом 16 л, корпус у них фанерный, а днище металлическое штампованное. Эти бидоны, покрытые изнутри бензостойким материалом, используются также под масло.
Для перевозки жидких нефтебитумов, а также смазок применяют металлические гофрированные барабаны или мешки из оберточной бумаги. Все большее применение находит полиэтиленовая тара.
Для налива светлых нефтепродуктов в автоцистерны, бочки, бидоны и другую мелкую тару сооружают устройства налива.
Масла и смазки отпускают в расфасованном виде. Налив в автоцистерны осуществляется через автоналивные устройства — автоэстакады и автоколонки. Налив нефтепродуктов в бочки, бидоны и другую тару производится в специальных помещениях — разливочных (расфасовочных), оборудованных раздаточными устройствами.
Заправку нефтепродуктов в автотранспорт производят на автозаправочных станциях (АЗС), располагаемых у нефтебаз, или на автотранспортных магистралях. Емкости при этом заполняются с помощью трубопровода, проложенного от нефтебазы, или с помощью, автоцистерн.
В зависимости от назначения и месторасположения автозаправочные станции подразделяются на городские, дорожные, парковые, сельские, передвижные. Городские АЗС располагают на городских магистралях, площадях и в районах крупных автобаз и стоянок автотранспорта. Сельские размещают обычно в районных центрах, а дорожные — на основных автомагистралях. Передвижные заправочные станции временно размещают на автомобильных, дорогах, в местах скопления автомобилей, на строительных площадках, в полевых станах, на туристских маршрутах, в пригородах и т. д. Катера и моторные лодки заправляют как передвижные автозаправочные станции, так и плавучие, оборудованные на катерах.
- Основы нефтяного и газового дела
- Оглавление
- РазделI
- Основы нефтегазопромысловой геологии
- Г л а в а I
- Геология земной коры
- § 1. Состав земной коры
- § 2. Возраст горных пород
- § 3. Формы залегания осадочных горных пород
- Г л а в аIi характеристика нефтяных и газовых месторождений § 1. Осадочные горные породы — вместилища нефти и газа
- § 2. Залежи нефти и газа
- § 3. Месторождения нефти и газа
- § 4. Давление и температура в недрах земной коры
- Г л ав аIii физические свойства нефти и газа § 1. Происхождение нефти и природного газа
- § 2. Нефть и ее свойства
- § 3. Нефтяной газ и его свойства
- ГлаваIv поиски и разведка месторождений нефти и газа § 1. Этапы поисково-разведочных работ
- § 2. Геофизические и геохимические методы разведки
- РазделIi
- Бурение нефтяных и газовых скважин
- Г л а в аIспособы бурения скважин
- § 1. Понятие о скважине
- § 2. Способы бурения нефтяных и газовых скважин
- Г л а в аIi буровые долота § 1. Назначение и классификация
- § 2. Долота для сплошного бурения
- § 3. Долота для колонкового бурения
- Г л а в аIii бурильная колонна § 1. Состав и назначение бурильной колонны
- § 2. Условия работы бурильной колонны
- § 3. Элементы бурильной колонны
- Гла ваIv механизмы для вращения долота § 1. Роторы
- § 2. Турбобуры
- § 3. Электробуры
- Г л а в аV промывка и продувка скважин § 1. Назначение и классификация промывочных жидкостей
- § 2. Промывочные жидкости на водной основе
- § 3. Промывочные жидкости на неводной основе
- § 4. Оборудование для промывки скважин, приготовление и очистка промывочных жидкостей
- § 5. Продувка скважин воздухом (газом)
- ГлаваVi режим бурения § 1. Понятие о режиме бурения и показателях работы долот
- § 2. Технологические особенности режима различных способов бурения
- § 3. Рациональное время пребывания долота на забое
- § 4. Подача бурильной колонны
- ГлаваVii искривление скважин
- § 1. Причины искривления вертикальных скважин
- § 2. Предупреждение искривления вертикальных скважин
- §3. Искусственное искривление скважин
- ГлаваViii разобщение пластов и заканчивание скважин § 1. Элементы обсадной колонны
- § 2. Проектирование конструкции скважины
- § 3. Условия работы обсадной колонны в скважине. Конструкция обсадной колонны
- § 4. Цементирование обсадных колонн
- § 5. Заканчивание скважин
- ГлаваIx буровые установки § 1. Классификация буровых установок
- § 2. Краткая характеристика буровых установок
- РазделIii
- § 2. Режимы дренирования нефтяных и газовых залежей
- § 3. Приток жидкости и газа к скважинам
- Г л а в аIi разработка нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений § 1. Системы разработки
- § 2. Контроль и регулирование разработки нефтяной залежи
- § 3. Разработка газовых месторождений
- § 4. Разработка газоконденсатных месторождений
- § 5. Искусственные методы воздействия на нефтяные пласты
- § 6. Методы повышения нефтеотдачи и газоотдачи пластов
- Г л а в аIii способы эксплуатации нефтяных и газовых скважин
- § 1. Фонтанная эксплуатация
- § 2. Газлифтная эксплуатация
- § 3. Насосная эксплуатация
- § 4. Эксплуатация скважин бесштанговыми погружными насосами
- § 5. Эксплуатация газовых и газоконденсатных скважин
- Г л а в аIv методы увеличения производительности скважин
- § 1. Кислотные обработки скважин
- § 2. Гидравлический разрыв пласта
- § 3. Гидропескоструйная перфорация скважин
- § 4. Виброобработка забоев скважин
- § 5. Разрыв пласта давлением пороховых газов
- § 6. Торпедирование скважин
- § 7. Тепловое воздействие на призабойную зону скважин
- Г л а в аV подземный ремонт скважин
- § 1. Оборудование и инструмент для проведения подземного ремонта скважин
- § 2. Спуско-подъемные операции и их механизация
- § 3. Очистка ствола скважины от песчаных пробок
- § 4. Капитальный ремонт скважин
- Г л а в аVi промысловый сбор и подготовка нефти и газа § 1. Схемы сбора и транспорта нефти и газа
- § 2. Промысловая подготовка нефти
- § 3. Подготовка газа
- § 4. Основные направления развития комплексной автоматизации на нефтегазодобывающих предприятиях
- Раздел IV
- Транспорт нефти, нефтепродуктов и газа
- Транспорт нефти и нефтепродуктов
- § 1. Железнодорожный транспорт
- § 2. Водный транспорт
- § 3. Автомобильный транспорт
- § 4. Трубопроводный транспорт
- §5. Емкости для хранения нефти и нефтепродуктов
- Глава II нефтебазовое хозяйство
- Г л а в аIii транспорт природного газа
- РазделV
- § 2. Свойства нефтепродуктов и основные требования, предъявляемые к ним
- Г л а в аIi процессы переработки нефти § 1. Прямая перегонка нефти
- § 2. Основные элементы установки прямой перегонки
- § 3. Типы установок для перегонки нефти и мазута
- § 4. Термические процессы деструктивной переработки нефтяного сырья
- § 5. Каталитический крекинг и каталитический риформинг
- Г л а в аIii очистка нефтепродуктов § 1. Очистка светлых нефтепродуктов
- § 2. Очистка смазочных масел
- Г л а в аIv переработка углеводородных газов
- Г л а в аV химическая переработка нефтяного и газового сырья
- § 1. Основные продукты нефтехимического производства