§ 2. Способы бурения нефтяных и газовых скважин
Способы бурения скважин классифицируются по характеру воздействия на горные породы: механическое, термическое, физико-химическое, электрическое и т. д. Однако промышленное применение находят только способы бурения, обеспечивающие механическое разрушение горной породы. Другие же способы бурения пока еще не вышли из стадии экспериментальной разработки.
Способы бурения скважин, связанные с механическим воздействием на горную породу, осуществляются либо с использованием мускульной силы человека (ручное бурение), либо с применением двигателей (механическое бурение).
Ручное бурение применяют в основном при инженерно-геологических исследованиях и при решении проблем водоснабжения, когда бурят скважины небольшого диаметра (100— 200 мм) на незначительную глубину (до 20—30 м).
[Наиболее распространены два вида механического бурения с использованием энергии двигателей — ударное и вращательное.
Ударное бурение
Из всех разновидностей ударного бурения применяется только ударно-канатное (рис. 18.)
|
Рис. 18. Схема ударно - канатного бурения |
По мере углубления скважины канат удлиняют (свинчивают с барабана 11). Цилиндричность скважины обеспечивается поворотом долота во время его подъема над забоем. Долото поворачивается во время работы само по себе, так как канат раскручивается под нагрузкой (во время подъема) и скручивается при снятии нагрузки (во время удара долота о породу).
По мере накопления на забое разрушенной породы (шлама) возникает необходимость в его очистке. Для этого поднимают буровой инструмент из скважины и спускают в нее желонку (ведро с клапаном в дне). При погружении желонки в смесь из пластовой жидкости (или доливаемой в скважину) и разбуренных частиц породы клапан открывается и желонка заполняется этой смесью. Во время подъема желонки клапан закрывается. Желонка опускается в скважину столько раз, сколько необходимо для очистки забоя от выбуренной породы. После очистки забоя в скважину спускают буровой инструмент и процесс бурения продолжается.
При ударном бурении скважина, как правило, не заполняется жидкостью. Поэтому во избежание обрушения породы с ее стенки в скважину спускают обсадную колонну, состоящую из металлических обсадных труб, соединенных с помощью резьбы или сварки. По мере углубления скважины обсадную колонну продвигают к забою и периодически удлиняют (наращивают) на одну трубу.
С увеличением длины обсадной колонны продвижение ее к забою затрудняется. Наступает такой момент, когда обсадную колонну невозможно опустить вниз даже с помощью специального забивного устройства. В этом случае спущенную обсадную колонну оставляют в скважине, внутрь ее спускают вторую обсадную колонну, скважину углубляют долотом меньшего диаметра, а колонну наращивают. Вновь наступает момент, когда и вторая обсадная колонна не опускается, что вынуждает спускать третью колонну еще меньшего диаметра и т. д. до тех пор, пока не будет достигнута проектная глубина. Таким образом в скважину может быть спущено несколько обсадных колонн.
Эффективность ударно-канатного бурения прямо пропорциональна массе бурового инструмента, высоте его падения, ускорению свободного его падения, числу ударов долота о забой и обратно пропорциональна квадрату диаметра скважины. Однако при всех прочих равных условиях производительность ударно-канатного бурения в значительной степени зависит от правильности выбора для данной породы типа долота.
При бурении в породах мягких и средней твердости наилучшие результаты получают, если используют двутавровые долота (рис. 19, а). Они имеют широкое и сравнительно тонкое лезвие с двутавровой формой боковых поверхностей лопасти ' долота.
При бурении в твердых породах целесообразно использовать зубильные тяжелые долота (рис. 19,6). Эти долота по сравнению с двутавровыми более массивны. Для срезания выступов на стенке скважины долоту придают округленную форму.
При бурении в твердых трещиноватых породах больший эффект дают крестовые долота (рис. 19, в).
Увеличение высоты падения инструмента приводит, с одной стороны, к повышению эффективности удара, а с другой стороны,— к уменьшению числа ударов в единицу времени. Практика показала, что оптимальная длина хода оттяжного ролика составляет 350—1000 мм, а число ударов в минуту 40__50
Ускорение свободного падения инструмента в скважине зависит от высоты столба жидкости, обогащенной частицами выбуренной породы, а также от плотности этой жидкости. Следовательно, для увеличения эффективности ударно-канатного бурения необходимо своевременно очищать забой скважины от выбуренной породы.
Станки, используемые при ударно-канатном бурении, имеют сравнительно небольшую массу (7— 20 т), поэтому их легко транспортировать, что важно для организации буровых работ в отдаленных от населенных пунктов районах.
При бурении нефтяных и газовых скважин ударный способ в СССР не применяют. Однако его используют при проходке скважин для добычи воды, а также в угольной и горнорудной промышленности (вентиляционные стволы и т. д.).
Вращательное бурение
Шри вращательном бурении разрушение породы происходит в результате одновременного воздействия на долото нагрузки и крутящего момента. Под воздействием нагрузки долото внедряется в породу, а под влиянием крутящего момента скалывает, дробит и истирает ее.
Существуют два способа бурения — роторный и с применением забойных двигателей (турбобура или электробура).
При роторном бурении (рис. 20) мощность от двигателей 11 передается через лебедку к ротору 4 — вращательному механизму, установленному над устьем скважины в центре вышки 19. Ротор вращает бурильную колонну с долотом 1. Бурильная колонна состоит из ведущей трубы 5 и привинченных к ней с помощью переводника 3 бурильных труб 2.
При бурении с забойным двигателем долото 1 привинчено к валу, а бурильная колонна к корпусу двигателя 18. При работе двигателя вращаются его вал и долото, а бурильная колонна, как правило, ротором во вращение не приводится.
| Рис. 19. Долота для ударного бурения: 1 — лопасть; 2 — шейка; 3 — резьбовая головка; 4 — лезвие; 5 — резьба; а — угол заострения лопасти |
Следовательно, при роторном бурении углубление долота в породу происходит при перемещающейся вдоль оси скважины вращающейся бурильной колонны, а при бурении с забойным двигателем — невращающейся бурильной колонны.
| Рис 20. Установка для бурения скважин роторным и турбинным способами и при помощи электробура: / — долото; 2 — бурильные трубы; 3 — переводник; 4 — ротор; 5 —ведущая труба; 6 — вертлюг; 7 — крюк; 8 — талевый блок; 9 — талевый канат; 10 — лебедка; 11 — двигатели лебедки и ротора; 12 — буровой насос; 13 — двигатель насоса; 14 — приемная емкость; 15 — желоба; 16 — нагнетательный трубопровод; 17 — буровой шланг; 18 — забойный двигатель (при роторном бурении не применяется); 19 — вышка; 20 — обсадные трубы; 21 — цементная оболочка вокруг обсадных труб; 22 — шахтовое направление |
Характерная особенность вращательного бурения — промывка скважины водой или специально приготовленной жидкостью в течение всего времени работы долота на забое. Для этого с помощью двух (реже одного или трех) буровых насосов 12, приводящихся в работу от двигателей 13, нагнетается промывочная жидкость по трубопроводу 16 в стояк-трубу, установленный в правом углу вышки 19, далее в гибкий буровой шланг 17, вертлюг 6 и бурильную колонну. Дойдя до долота, промывочная жидкость проходит через отверстия, имеющиеся в нём, и по кольцевому пространству между стенкой скважины и бурильной колонной поднимается на поверхность. Здесь в желобах 15 и в очистительных механизмах (на рисунке не показаны) промывочная жидкость очищается от выбуренной породы, затем поступает в приемные емкости 14 буровых насосов и вновь закачивается в скважину.
По мере углубления скважины бурильная колонна, подвешенная к полиспастной системе, состоящей из кронблока (на рисунке не показан), талевого блока 8, крюка 7 и талевого каната 9, подается в скважину. Когда ведущая труба 5 войдет в ротор 4 на всю длину, включают лебедку, поднимают бурильную колонну на длину ведущей трубы и подвешивают бурильную колонну с помощью элеватора или клиньев на столе ротора. Затем отвинчивают ведущую трубу 5 вместе с вертлюгом 6 и спускают ее в обсадную трубу, установленную заранее в слегка наклонную скважину (шурф) длиной, равной длине ведущей трубы. Скважина эта бурится заранее в правом углу вышки, примерно посредине расстояния от центра до ее ноги. После этого бурильную колонну удлиняют (наращивают) путем привинчивания к ней так называемой двухтрубки (двух свинченных труб или одной трубы длиной около 12 м), снимают ее с элеватора или клиньев, спускают в скважину на длину двухтрубки, подвешивают с помощью элеватора или клиньев на стол ротора, поднимают из шурфа ведущую трубу с вертлюгом, привинчивают ее к бурильной колонне, освобождают бурильную колонну от клиньев или элеватора, доводят долото до забоя и продолжают бурение.
Для замены изношенного долота поднимают из скважины всю бурильную колонну, а затем вновь спускают ее. Спуско-подъемные работы ведут также с помощью полиспастной системы. При вращении барабана лебедки талевый канат навивается на барабан или свивается с него, что и обеспечивает подъем или спуск талевого блока и крюка. К последнему с помощью штропов и элеватора подвешивают поднимаемую и спускаемую бурильную колонну.
При подъеме бурильную колонну развинчивают на секции, длина которых определяется высотой вышки (около 25 м при высоте вышки 41 м). Отвинченные секции, называемые свечами, устанавливают в фонаре вышки на подсвечнике.
Спускают бурильную колонну в скважину в обратном порядке.
Следовательно, процесс работы долота на забое скважины прерывается наращиванием бурильной колонны и спуско-подъемными работами для замены изношенного долота.
Широко применяют два вида забойных двигателей — ту р -бобур и электробур.А
При бурении с турбобуром вращение вала турбобура происходит за счет преобразования гидравлической энергии потока промывочной жидкости по бурильной колонне, поступающей в турбобур, в механическую энергию на валу турбобура, с которым жестко соединено долото.
При бурении с электробуром энергия к его двигателю подается по кабелю, секции которого укреплены концентрично внутри бурильной колонны.
Как правило, верхние участки разреза скважины представлены современными отложениями, легко размывающимися в процессе бурения циркулирующим потоком жидкости. Поэтому бурить скважину начинают только после того, как предпримут соответствующие меры против размывания породы под основанием буровой. [Для этого до бурения скважины сооружают шурф до устойчивых пород (4—8 м) и в него спускают трубу с вырезанным окном в ее верхней части. Пространство между трубой и стенкой шурфа заполняют бутовым камнем и цементным раствором. В результате устье скважины надежно укрепляется. К окну в трубе приваривают короткий металлический желоб, по которому в процессе бурения скважины промывочная жидкость направляется в желобную систему и к очистительным механизмам. (Трубу, установленную в шурфе, называют направление м.\
После установки направления и проведения ряда других работ (контрольный осмотр оборудования, монтаж и наладка приборов, оснастка полиспастной системы, бурение шурфа под ведущую трубу) составляют акт о готовности смонтированной буровой и приступают к бурению скважины.
Пробурив неустойчивые, мягкие, трещиноватые и кавернозные породы, осложняющие процесс бурения (обычно 50—400 м), .. перекрывают и изолируют эти горизонты, для чего в скважину спускают обсадную колонну, состоящую из свинченных стальных труб, а ее затрубное пространство цементируют. Первая обсадная колонна получила название кондуктор.
После спуска кондуктора не всегда удается пробурить скважину до проектной глубины из-за прохождения новых осложняющих горизонтов или из-за необходимости перекрытия продуктивных пластов, не подлежащих эксплуатации данной скважиной. В таких случаях возникает потребность в спуске и последующем цементировании второй обсадной колонны, называемой промежуточной.
При дальнейшем углублении скважины вновь могут встретиться горизонты, подлежащие изоляции. Тогда спускают и цементируют третью обсадную колонну, называемую второй промежуточной колонной. В этом случае ранее спущенная обсадная колонна будет называться первой промежуточной колонной. В осложненных условиях бурения таких промежуточных колонн может быть три и даже четыре.
Пробурив скважину до проектной глубины, спускают и цементируют эксплуатационную колонну, предназначенную для подъема нефти или газа от забоя к устью скважины или для нагнетания воды (газа) в продуктивный пласт в целях поддержания давления в нем.
После спуска и цементирования эксплуатационной колонны проверяют качество цементного кольца, образовавшегося в за-трубном пространстве, и все обсадные колонны на устье скважины обвязывают друг с другом, применяя специальное оборудование.
Расположение обсадных колонн с указанием их диаметров, глубины перехода с большего диаметра скважины на меньший, глубины спуска обсадных колонн и интервалов их цементирования составляет понятие о конструкции скважины.
Если в скважину, кроме направления и кондуктора, спускают только эксплуатационную колонну, конструкцию называют одноколонной. Если в скважину, кроме направления и кондуктора, спускают промежуточные и эксплуатационные колонны, то конструкцию называют двухколонной (при одной промежуточной колонне) или трехколонной (при двух промежуточных колоннах).
На рис. 21 показана двухколонная конструкция скважины. Конструкцию скважины выбирают с учетом геологических особенностей месторождения (глубины залегания зон обвалов, поглощений, водопроявлений, глубины расположения продуктивных горизонтов), вида добываемого продукта (нефть или газ), способов эксплуатации и бурения, техники и технологии бурения.
После спуска последней эксплуатационной колонны приступают к работам, выполнение которых обеспечит вызов притока нефти из пласта в эксплуатационную колонну и сдачу скважины в эксплуатацию.
В результате развития техники и технологии бурения конструкции нефтяных и газовых скважин за последние десятилетия претерпели значительные изменения в сторону упрощения и облегчения.
Под упрощением конструкции скважины следует понимать уменьшение зазоров между стенкой скважины и обсадными колоннами, что приводит к уменьшению объема выбуриваемой породы и сокращению расхода цемента для цементирования скважины.
Под облегчением конструкции скважины следует понимать уменьшение диаметра эксплуатационной колонны, а следовательно, и диаметров других колонн; отказ от применения вспомогательных колонн (кондуктора, промежуточной колонны); уменьшение глубин спуска колонн. В итоге при облегчении конструкции скважины сокращается расход металла на скважину.
В деле упрощения и облегчения конструкции скважины положительную роль сыграло внедрение вращательного способа бурения. Если при ударном способе бурения в скважину спускали большое число концентрически располагающихся обсадных колонн (иногда до 10—12), то вращательный способ бурения позволил ограничиться спуском только двух-четырех обсадных колонн. Объясняется это тем, что при ударном способе бурения, характеризующемся отсутствием выноса выбуренной породы промывочной жидкостью, обсадные колонны спускали в целях сохранения ствола скважины через каждые 50—150 м проходки.
| Рис. 21. Двухколонная конструкция скважины: D\, D2, D3 — диаметры долот, применяемых соответственно при бурении под кондуктор, промежуточную и эксплуатационную колонны; d\, d2, d3, dt —- диаметр направления кондуктора, промежуточной и эксплуатационной колонны; hi, кг, Лз, ^ — интервалы цементирования затрубного пространства за направлением, кондуктором, промежуточной и эксплуатационной колоннами; £ь I2, is. Lt — глубина спуска направления, кондуктора, промежуточной и эксплуатационной колонн |
Вынос выбуренной породы на поверхность циркулирующим потоком промывочной жидкости и создание давления столба жидкости на стенку скважины при вращательном бурении создали условия для увеличения интервала бурения без закрепления ствола скважины обсадной колонной.
После спуска скважины в эксплуатацию буровое и энергетическое оборудование демонтируют и перевозят на вновь строящуюся буровую.
Всем процессом бурения скважины руководит квалифицированный специалист — буровой мастер. На буровой круглосуточно работает буровая бригада, состоящая из сменяющих друг друга трех основных вахт и одной дополнительной вахты, подменяющей основные в выходные дни. Каждая вахта состоит из 4 человек.
- Основы нефтяного и газового дела
- Оглавление
- РазделI
- Основы нефтегазопромысловой геологии
- Г л а в а I
- Геология земной коры
- § 1. Состав земной коры
- § 2. Возраст горных пород
- § 3. Формы залегания осадочных горных пород
- Г л а в аIi характеристика нефтяных и газовых месторождений § 1. Осадочные горные породы — вместилища нефти и газа
- § 2. Залежи нефти и газа
- § 3. Месторождения нефти и газа
- § 4. Давление и температура в недрах земной коры
- Г л ав аIii физические свойства нефти и газа § 1. Происхождение нефти и природного газа
- § 2. Нефть и ее свойства
- § 3. Нефтяной газ и его свойства
- ГлаваIv поиски и разведка месторождений нефти и газа § 1. Этапы поисково-разведочных работ
- § 2. Геофизические и геохимические методы разведки
- РазделIi
- Бурение нефтяных и газовых скважин
- Г л а в аIспособы бурения скважин
- § 1. Понятие о скважине
- § 2. Способы бурения нефтяных и газовых скважин
- Г л а в аIi буровые долота § 1. Назначение и классификация
- § 2. Долота для сплошного бурения
- § 3. Долота для колонкового бурения
- Г л а в аIii бурильная колонна § 1. Состав и назначение бурильной колонны
- § 2. Условия работы бурильной колонны
- § 3. Элементы бурильной колонны
- Гла ваIv механизмы для вращения долота § 1. Роторы
- § 2. Турбобуры
- § 3. Электробуры
- Г л а в аV промывка и продувка скважин § 1. Назначение и классификация промывочных жидкостей
- § 2. Промывочные жидкости на водной основе
- § 3. Промывочные жидкости на неводной основе
- § 4. Оборудование для промывки скважин, приготовление и очистка промывочных жидкостей
- § 5. Продувка скважин воздухом (газом)
- ГлаваVi режим бурения § 1. Понятие о режиме бурения и показателях работы долот
- § 2. Технологические особенности режима различных способов бурения
- § 3. Рациональное время пребывания долота на забое
- § 4. Подача бурильной колонны
- ГлаваVii искривление скважин
- § 1. Причины искривления вертикальных скважин
- § 2. Предупреждение искривления вертикальных скважин
- §3. Искусственное искривление скважин
- ГлаваViii разобщение пластов и заканчивание скважин § 1. Элементы обсадной колонны
- § 2. Проектирование конструкции скважины
- § 3. Условия работы обсадной колонны в скважине. Конструкция обсадной колонны
- § 4. Цементирование обсадных колонн
- § 5. Заканчивание скважин
- ГлаваIx буровые установки § 1. Классификация буровых установок
- § 2. Краткая характеристика буровых установок
- РазделIii
- § 2. Режимы дренирования нефтяных и газовых залежей
- § 3. Приток жидкости и газа к скважинам
- Г л а в аIi разработка нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений § 1. Системы разработки
- § 2. Контроль и регулирование разработки нефтяной залежи
- § 3. Разработка газовых месторождений
- § 4. Разработка газоконденсатных месторождений
- § 5. Искусственные методы воздействия на нефтяные пласты
- § 6. Методы повышения нефтеотдачи и газоотдачи пластов
- Г л а в аIii способы эксплуатации нефтяных и газовых скважин
- § 1. Фонтанная эксплуатация
- § 2. Газлифтная эксплуатация
- § 3. Насосная эксплуатация
- § 4. Эксплуатация скважин бесштанговыми погружными насосами
- § 5. Эксплуатация газовых и газоконденсатных скважин
- Г л а в аIv методы увеличения производительности скважин
- § 1. Кислотные обработки скважин
- § 2. Гидравлический разрыв пласта
- § 3. Гидропескоструйная перфорация скважин
- § 4. Виброобработка забоев скважин
- § 5. Разрыв пласта давлением пороховых газов
- § 6. Торпедирование скважин
- § 7. Тепловое воздействие на призабойную зону скважин
- Г л а в аV подземный ремонт скважин
- § 1. Оборудование и инструмент для проведения подземного ремонта скважин
- § 2. Спуско-подъемные операции и их механизация
- § 3. Очистка ствола скважины от песчаных пробок
- § 4. Капитальный ремонт скважин
- Г л а в аVi промысловый сбор и подготовка нефти и газа § 1. Схемы сбора и транспорта нефти и газа
- § 2. Промысловая подготовка нефти
- § 3. Подготовка газа
- § 4. Основные направления развития комплексной автоматизации на нефтегазодобывающих предприятиях
- Раздел IV
- Транспорт нефти, нефтепродуктов и газа
- Транспорт нефти и нефтепродуктов
- § 1. Железнодорожный транспорт
- § 2. Водный транспорт
- § 3. Автомобильный транспорт
- § 4. Трубопроводный транспорт
- §5. Емкости для хранения нефти и нефтепродуктов
- Глава II нефтебазовое хозяйство
- Г л а в аIii транспорт природного газа
- РазделV
- § 2. Свойства нефтепродуктов и основные требования, предъявляемые к ним
- Г л а в аIi процессы переработки нефти § 1. Прямая перегонка нефти
- § 2. Основные элементы установки прямой перегонки
- § 3. Типы установок для перегонки нефти и мазута
- § 4. Термические процессы деструктивной переработки нефтяного сырья
- § 5. Каталитический крекинг и каталитический риформинг
- Г л а в аIii очистка нефтепродуктов § 1. Очистка светлых нефтепродуктов
- § 2. Очистка смазочных масел
- Г л а в аIv переработка углеводородных газов
- Г л а в аV химическая переработка нефтяного и газового сырья
- § 1. Основные продукты нефтехимического производства