logo
post-5838-1298891457

1.5. Технологии освоения шельфовых территорий

Бурение скважин на море значительно труднее и дороже, чем на суше. Обусловлено это наличием водного пространства над придонным устьем скважины и необходимостью применять специальные плавучие или стационарные морские основания для размещения на них бурового оборудования и выполнения с них комплекса работ, связанных с проводкой скважин в сложных гидрологических и метеорологических условиях.

Специфические гидрологические и метеорологические условия моря (ветры и волнения, приливы, отливы и течения, туманы, морось, снег и ограниченная горизонтальная видимость, ледовый режим, температура воздуха и воды), а также сильная обводненность находящихся под водной толщей горных пород ограничивают возможности и снижают эффективность применения способов, технических средств и технологий бурения, используемых на суше. Поэтому проблема повышения эффективности бурения скважин на море остается одной из наиболее важных в процессе вовлечения в производство минеральных ресурсов подводных месторождений.

Но новые технологии стремительно развиваются. Сравнительно успешные решения этой проблемы достигнуты в области бурения нефтегазовых скважин. Их глубина достигает нескольких тысяч метров, хотя время сооружения каждой из них исчисляется месяцами и годами. Поэтому для бурения и последующей эксплуатации таких скважин экономически оправданно создание дорогостоящих массивных стационарных, полустационарных и погружных конструкций, которые позволяют размещать на них традиционную буровую установку и другие сооружения.

Передвижная самоподъемная буровая установка состоит из платформы, поддерживающей вышку, роторные моторы, насосы, жилые помещения и прочее вспомогательное оборудование. Все это может быть поднято или опущено с помощью домкратов на опорах, которые укрепляются на дне моря. Платформа находится в плавучем положении и ее можно отбуксировать в следующую точку по окончании бурения скважины. Существует много видов передвижных самоподъемных буровых установок, имеющих три, четыре или пять опор; некоторые из них самоходные, другие перемещаются только буксиром.

Полупогружные буровые установки состоят из платформы, опирающейся на понтонное основание. Понтонные баки могут частично заполняться водой для регулирования подъема и опускания платформы. Стабильность достигается расположением плавучих баков ниже уровня волны. Полупогружная буровая установка поддерживается в нужном по отношению к скважине положении с помощью нескольких якорей. Такие установки передвигаются с одной точки на другую буксирами или собственным ходом. Полупогружные установки позволяют бурить скважины при большей глубине воды, чем самоподъемные. Современные буровые установки этого типа конструируются для бурения при глубине моря от 180 до 300 м и более.

Плавучие буровые установки обычно имеют форму судна, непосредственно на палубах которого размещено буровое и вспомогательное оборудование. Эти установки очень подвижны и перемещаются собственным ходом. Подобно полупогружным установкам они позволяют бурить при большой глубине воды.

Плавучие установки удерживаются в устойчивом положении над скважиной с помощью нескольких якорей или собственной динамической системы стабилизации. В общем, плавучие буровые судна менее стабильны, чем полупогружные, так как на них в большей степени влияют течения и волны. Типы установок представлены на рис. 1.8. Строение нефтяной платформы показано на рис. 1.9.

Рис. 1.8. Типы буровых установок для бурения скважин на море

Нефтедобывающая платформа – это целый завод с жильем и полным жизнеобеспечением, в котором имеются лаборатории и многое другое. Недостаточное пространство на нефтяной платформе компенсируется очень хорошей организованностью.

Уникальная технология подводного бурения скважин на глубоководном Приямальском шельфе Карского моря была представлена в Салехарде на Мировом нефтегазовом конгрессе. Авторы технологии – инженеры Центрального конструкторского бюро «Лазурит» (Нижний Новгород), известного в мире разработчика непревзойденных лодок и подводных сооружений.

Технология эта представляет сегодня особый интерес, поскольку открывает перспективы освоения шельфовых нефтегазовых месторождений на закрываемых льдами акваториях арктических и дальневосточных морей. Предложенный нижегородцами способ обладает, как показал анализ, рядом преимуществ по сравнению со способом разработки тех же, но сухопутных месторождений в заполярной тундре. Прежде всего, он экологичнее, поскольку не нарушает почвенного покрова, а кроме того, раза в 2–2,5 дешевле. К тому же, что очень важно, он позволяет использовать возможности и опыт российской промышленности в части строительства подводных лодок и не требует при этом практически никакой реконструкции.

Рис. 1.9. Строение нефтедобывающей платформы

От применяемых в наше время иных вариантов разработки шельфа – как плавучих, так и стационарных – нижегородский отличается кардинально: уводит всю конструкцию с опасной для нее – из-за бурь и льдов – поверхности на безопасное морское дно.

Именно на дне должна размещаться стационарная опорная плита, на которую будет опускаться буровая подводная лодка. А сама лодка представляет собой тримаран, в правом и левом бортовых корпусах которого расположены технологические отсеки и ангары для телеуправляемых подводных роботов. Средний корпус состоит, по сути дела , из трех прочных автономных отсеков: центра управления и жилья (в головной части), бурового (в центральной) и центра управления (в хвосте).

Принцип действия этого комплекса выглядит следующим образом. Зависшую над опорной плитой буровую лодку подтягивают и прижимают к ней роботы-манипуляторы. А затем передвигают и фиксируют так, чтобы ось бурового оборудования последовательно совпадала с осями буримых скважин. Добытые с месторождения углеводороды передаются по трубам на береговую станцию, откуда отправляются в общую трубопроводную сеть.

Попадание загрязнений в море при этом исключено: буровой раствор циркулирует по замкнутому циклу и очищается от шлама, который по мере накопления складируется в отсеках опорной плиты.

В настоящее время идет интенсивное освоение новейших технологий, позволяющих сократить экономические затраты и время на строительство скважин, среди которых – бурение на депрессии, позволяющее сохранить коллекторские свойства пласта и значительно увеличить скорость проходки; бурение на обсадных трубах, позволяющее сократить время строительства скважин за счет уменьшения количества спуско-подъемных операций; роторное управляемое бурение, позволяющее увеличить механическую скорость бурения и эффективно проводить пологие и горизонтальные скважины с большим смещением забоя от вертикали.

Разработка технологий, позволяющих проводить направленные и горизонтальные скважины с большим отклонением забоев от вертикали, является особенно актуальной при освоении шельфа, т. к. строительство таких скважин является наиболее эффективным методом разбуривания морских месторождений, позволяющим достигать границ месторождения с наименьшим количеством морских гидротехнических сооружений.

Решение этих проблем с помощью традиционных технологий с использованием многоколонных конструкций становится все сложнее и более капиталоемким, особенно при наличии в разрезе сложных геологических условий, а также при глубоком и глубоководном бурении.

Кардинальным решением выявленных проблем является отказ от конструкции скважины в традиционном понимании и строительство скважин монодиаметра с применением технологии расширяемых обсадных труб.

Расширяемые трубные изделия, в общем, внедряются во всем мире достаточно хорошо. В настоящее время насчитываются десятки новых компаний, использующих такие изделия в бурении и заканчивании скважин, и уже успешно завершено несколько сотен операций с ними. Расширяемые трубные изделия использованы в скважинах глубиной более 8 500 м с забойной температурой 204°С. Однако из всех случаев применения расширяемых трубных изделий лишь одно из них имеет наибольший потенциал – скважина одного проходного диаметра (Monodiameter, Monobore wells, Slender wells). Идея заключается в том, чтобы устанавливать расширяемые хвостовики (подобные системе OHL) в скважине последовательно один за другим (рис. 1.10).

Рис. 1.10. Концепция скважины с монодиаметром

Экономический эффект от широкомасштабного внедрения технологии монодиаметра оценивается примерно в 30–50 % от стоимости и времени бурения в настоящее время и базируется на сокращении потребного количества материалов (цемента, металла, бурового раствора), выноса шлама и сокращении времени бурения.

Проведенные на примере Приразломного нефтяного месторождения анализ и расчеты подтверждают эффективность применения технологии скважины одного проходного диаметра по сравнению с традиционной многоколонной конструкцией при освоении морских месторождений.

Анализ возможного применения технологии монодиаметра на Приразломном нефтяном месторождении указал на значительное упрощение конструкции скважины (рис. 1.11) и сокращение затрат в результате уменьшения объемов сброса шлама на 46 % (9,5 тыс. м3, или 25 тыс. т), массы обсадных колонн на 63 % (13,3 тыс. т), потребных объемов цемента на 77 % (8,7 тыс. т). При использовании технологии возможно снижение нагрузки на буровую вышку от веса наиболее тяжелой колонны на 33 % (с 450 до 300 т), а следовательно, возможно увеличение длины ствола скважины по инструменту.

Рис. 1.11. Традиционная многоколонная конструкция и конструкция скважины одного проходного диаметра на примере Приразломного месторождения

Развитие технологии монодиаметра даст возможность рентабельной разработки небольших по запасам месторождений, а также бурения более глубоких скважин и скважин с большим отходом от вертикали (до 15 км и более), что в случае разработки морских месторождений позволяет отказаться или сократить количество морских платформ. Развитие технологии строительства скважин со сверхбольшим отклонением применительно к Российскому шельфу позволит ввести в скорейшую разработку морские месторождения Обской и Тазовской губ, а также месторождения Сахалинского шельфа, находящиеся на расстоянии до 10–15 км от берега, или месторождения, расположенные на суше и имеющие подводное продолжение без строительства дорогостоящих морских платформ, подобно уже существующим примерам: месторождение Чайво на Сахалине, Wytch Farm в Великобритании, Ага в Аргентине

О разработке морских месторождений

Около 30 лет назад добыча нефти и газа во многих регионах мира начала перемещаться в сторону океана, охватывая все новые и новые морские акватории. Стационарные нефтяные платформы и вышки на шельфе ряда стран стали исчисляться десятками и сотнями. Сейчас их насчитывается около 7 тыс. в шельфовой зоне более 50 стран, а число скважин с глубиной проникновения в земную кору до 4–5 км перевалило за 100 тыс. Так началось становление морской нефтегазовой индустрии, которая быстро превратилась в одну из ведущих отраслей мировой экономики и энергетики и обеспечивает сейчас около 40 % общей добычи нефтегазовых углеводородов. В наши дни из почти 1 трлн долл. совокупной стоимости продукции, получаемой ежегодно в мире за счет всех видов морской деятельности, около 200 млрд долл. приходится на долю морского нефтегазового комплекса.

Есть основания полагать, что экспансия нефтедобычи в море будет продолжена и расширена. К числу стран, для которых этот процесс может быть особенно быстрым и стратегически важным в социально-экономическом плане, следует отнести прежде всего Россию – самую богатую страну мира по морским запасам нефтегазовых углеводородов. Их потенциальные ресурсы в пределах российского континентального шельфа достигают 90–100 млрд т условного топлива, включая около 40 % мировых разведанных запасов газа. Промысловая эксплуатация этих запасов ожидается в ближайшее время на шельфе Западной Арктики и дальневосточных морей (в первую очередь, в Баренцевом море и у берегов Сахалина), где уже выполнены первые поисковые и разведочные работы. Особенно быстро развиваются события на шельфе Сахалина. Сюда привлечены внимание и капиталы ведущих нефтяных компаний, здесь начата реализация нескольких крупных проектов («Сахалин 1», «Сахалин 2» и др.) и установлена первая на российском шельфе стационарная ледостойкая платформа «Моликпак», с которой летом 1999 г. впервые получена в промысловых объемах нефть со дна моря.

Экологические проблемы

Характерно, что с самого начала своего становления морской нефтегазовый комплекс привлекал и продолжает привлекать к себе явно повышенное внимание природоохранных структур по сравнению с некоторыми «сухопутными» видами деятельности, хотя значительность вклада последних (например, автотранспорта или теплоэнергетики) в экологическое неблагополучие в биосфере не вызывает никаких сомнений. Во всяком случае, список публикаций на тему экологических последствий добычи нефти и газа в море (особенно по проблеме нефтяного загрязнения) беспрецедентно широк и насчитывает многие тысячи наименований статей, книг, докладов, материалов конференций и т. д. И это, конечно, не случайность, а результат целого ряда причин и обстоятельств, к числу которых надо отнести:

Итак, Россия находится на пороге широкомасштабного освоения запасов нефти и газа на морском шельфе. Для нашей страны это сравнительно новый вид деятельности, отношение к которому сейчас активно формируется в самых разных кругах – управленческих, промышленных, рыбохозяйственных, природоохранных, научных.

Поражает разнообразие мнений по поводу того, что такое морской нефтегазовый комплекс и насколько он опасен с точки зрения охраны природы и биологических ресурсов моря. Практически всегда на всех встречах и дискуссиях на эту тему, особенно в процессе экологической экспертизы тех или иных проектов, возникают разногласия, горячие дебаты, столкновения мнений и позиций. В их основе обычно лежит отсутствие четких представлений о том, что происходит на разных этапах разведки и освоения морских нефтегазовых месторождений и каковы реальные экологические и рыбохозяйственные последствия этой деятельности.

Все мнения по поводу экологической безопасности или опасности добычи нефти и газа на морском шельфе можно свести в конечном счете к трем основным позициям, которые напоминают сигналы светофора.

Алармисты считают, что это подлинное бедствие для живой природы и ресурсов моря, которые и так уже серьезно подорваны человеком, и призывают остановить нефтяную экспансию на морской шельф («красный свет»). В качестве аргументов чаще всего используются напоминания о катастрофических разливах нефти, вызывающих в памяти картины покрытых нефтью пляжей, погибающих морских птиц и животных и другие тревожные ассоциации, которые надолго остаются в общественном сознании после каждой аварии нефтяных танкеров или других аналогичных событий.

Оптимисты, напротив, полагают, что никакого экологического риска в данном случае нет. Более того, нефтяные платформы выполняют функцию искусственных рифов и таким образом улучшают состояние рыбных запасов («зеленый свет»). Если же и наносится какой-то ущерб природе, то он с лихвой перекрывается теми экономическими выгодами, которые дает нам шельфовая нефть.

Наконец, последняя (обычно многочисленная) группа затрудняется дать четкий ответ и предпочитает занять нейтрально-выжидательную позицию («желтый свет»). Их затруднение можно понять, если учесть два обстоятельства. Одно из них – это многоплановость самой темы и недостаток ясной, четкой и объективной информации с описанием всех сторон реальных и потенциально опасных последствий нефтедобывающей деятельности в море. Другое обстоятельство связано с запутанностью и противоречивостью некоторых природоохранных законов, норм и правил, в которых подчас не могут разобраться даже специалисты. При желании там можно найти любые ответы на вопрос о возможности удаления отходов при бурении и эксплуатации скважин в море – от тотального запрета таких сбросов до невнятных разрешений.

Поляризация мнений, неопределенность позиций либо ведомственные интересы проявляют себя не только среди специалистов и экспертов разного профиля, связанных с изучением моря и его ресурсов. Это характерно также для коридоров власти и официальных лиц в тех случаях, когда они по долгу службы обязаны принимать решения в отношении того или иного проекта освоения морских нефтегазовых месторождений. В определенных границах подобное расхождение позиций и мнений – вполне нормальное явление. Однако рано или поздно приходит время дать четкие ответы на три простых вопроса:

Время отвечать на эти вопросы пришло и для России, которая до сих пор практически не трогала свои богатейшие морские запасы углеводородов. При этом мы должны помнить и о том, что Россия располагает также и уникальными биологическими ресурсами моря и является одним из мировых лидеров морского рыболовства, которое традиционно покрывает более 20 % потребности россиян в белках животного происхождения.

При поиске ответов на поставленные выше вопросы надо учитывать прежде всего фундаментально важный для экологии океана факт неравномерности распределения жизни в морской среде и ее тяготение к периферическим (прибрежным шельфовым) зонам. Именно в этих зонах, составляющих около 10 % всей акватории морей и океанов, происходят наиболее интенсивные биопродукционные процессы. Здесь сосредоточены и воспроизводятся основные живые ресурсы океана, которые обеспечивают до 80–90 % мирового улова морских организмов и дают ежегодно до 100 млн т ценных видов рыб, беспозвоночных и водорослей за счет рыболовства и морской аквакультуры. Но здесь же залегают крупнейшие нефтегазоносные бассейны и месторождения. Их эксплуатация уже идет полным ходом и будет продолжаться еще долго на фоне всех других многочисленных видов деятельности человека в прибрежной зоне и неизбежно сопутствующих им экологических нарушений в морской среде. Напомним, что в прилегающей к морю узкой полосе суши (шириной до 50 км) сейчас проживает более половины населения Земли и производится до 50 % валового национального продукта многих стран.

Таким образом, поиски баланса интересов при добыче на шельфе углеводородов и морепродуктов – это лишь часть более широкой проблемы охраны прибрежных экосистем по мере расширения масштабов освоения нефтегазовых месторождений и в условиях всех других антропогенных воздействий на морскую среду. Из анализа этих воздействий следует, что «доля ответственности» нефтегазового комплекса за ухудшение общей экологической ситуации на шельфе относительно невелика. Например, по оценке ведущих международных экспертов и организаций, вклад нефтяных промыслов в глобальное нефтяное загрязнение моря не превышает 1,5 % от всех остальных потоков нефтепродуктов, которые непрерывно поступают в прибрежную зону от многочисленных береговых источников.

Тем не менее, проблема экологических и рыбохозяйственных последствий освоения морских нефтегазовых месторождений остается по-прежнему актуальной, особенно в районах высокой биопродуктивности и традиционного рыболовства. Отметим два обстоятельства.

Во-первых, если спуститься с глобального уровня на региональный и тем более на локальный, то экологические нарушения в зонах сброса буровых отходов становятся вполне очевидными в таких ситуациях. Например, поток нефтяного загрязнения только из-за сброса пластовых вод может возрастать не на несколько процентов (как это имеет место на глобальном уровне), а на несколько десятков процентов.

Во-вторых, по мере расширения масштабов буровых и промысловых работ в море локальные воздействия со временем могут сопрягаться и приводить к кумулятивным эффектам субрегионального и даже регионального уровня.

Наконец, надо учесть фактор социально-психологического характера или то, что принято называть «общественным мнением». В какой бы мере это мнение ни расходилось с научным знанием, мы не вправе его игнорировать. Известно, что всякая природоохранная политика, даже если она экологически обоснована, обречена на неудачу, если общество не разделяет эту точку зрения. Применительно к данному случаю, похоже, что в России (как, впрочем, и в других странах) единого мнения по поводу экологической безопасности и условий освоения морских нефтегазовых ресурсов пока не существует. Несмотря на очевидные долгосрочные и принципиально важные для экономики России выгоды от реализации таких проектов, на пути их продвижения ощущается заметное противодействие. Оно проявляется в разных формах, по разному поводу и в самых разных кругах – от государственных ведомств до общественных движений, средств массовой информации и отдельных специалистов. Причины общественной озабоченности и тревоги в данном случае можно понять.

С одной стороны, многие знают и помнят о нефтяном загрязнении Каспийского и Азовского морей, деградации запасов осетровых рыб в этих бассейнах, залитых нефтью реках и озерах Западной Сибири и других аналогичных событиях в России и не только. Где гарантии, что нечто подобное не повторится, например, на шельфе Сахалина или Баренцева моря? Для рыбаков и населения этих регионов такого рода вопросы совсем не праздные. Напомним, что биологические ресурсы российского шельфа, сосредоточенные в морях Дальнего Востока и Западной Арктики, способны обеспечить устойчивый улов более 5 млн т / год ценных видов рыб и беспозвоночных.

С другой стороны, «общественное мнение» пока еще не имеет четкого представления о том, что такое современная индустрия разведки и эксплуатации морских нефтегазовых месторождений и насколько надежна экологическая безопасность этого относительно нового для России вида деятельности. Для полноты картины повторим, что тревога и протесты по этому поводу часто возникают даже в странах, на шельфе которых нефтяные платформы уже давно стали привычным атрибутом морского пейзажа. В этой ситуации многое зависит от готовности и способности науки (в первую очередь экологической) дать четкие ответы на вопросы, некоторые из которых уже были обозначены. За последние десятилетия накоплена обширная информация как о вредных свойствах отходов морского нефтегазового комплекса, так и об экологической ситуации в районах добычи углеводородов на шельфе разных стран и регионов. Материалы этих исследований, в том числе выполненных в последние годы в России в рамках проектов «Сахалин 1» и «Сахалин 2», дают основания для следующих выводов.

Этот кратко суммированный мировой опыт, казалось бы, дает основания для некоторой уверенности по поводу экологической безопасности добычи нефти и газа в море в случае, если Россия приступит к масштабному промышленному освоению своих запасов углеводородов на шельфе. Однако подобный оптимизм резко идет на спад, если вспомнить, что только статистически учтенные потери нефти при разработке месторождений углеводородов на суше в России, например в Западной Сибири, составляют большие объемы, образно говоря, ведро на каждую добытую тонну нефти. Где гарантии, что, перебравшись на морские акватории, отечественная нефтяная индустрия сможет в тысячи раз сократить привычные «сухопутные нормы» нефтяных загрязнений? И не слишком ли дорогую цену мы заплатим за шельфовую нефть, даже если научимся терять ее в десятки и сотни раз меньше, чем теряли до сих пор на суше? Похоже, что на подобные вопросы пока нет четких ответов.

Следует учесть также, что экологическая ситуация в районах многолетнего (в течение десятилетий) освоения морских нефтегазовых месторождений не столь благополучна, как это иногда представляют. В дополнение к сказанному напомним лишь о нефтяном загрязнении дна Северного моря, которое остается до сих пор как следствие сбросов широко применявшихся ранее буровых растворов на нефтяной основе. Значительные потоки нефтяных углеводородов продолжают поступать в море при сбросе пластовых вод, особенно на завершающем этапе эксплуатации месторождений. Напомним также о негативных эффектах воздействия на рыб при сейсмических съемках и других аналогичных последствиях морской нефтедобывающей деятельности. Все это, естественно, диктует необходимость продолжения усилий по охране морских экосистем и самовоспроизводящихся (и потому бесценных) живых ресурсов моря.

Пожалуй, наиболее правильный путь – организация продуманного и эффективного экологического мониторинга на каждом нефтяном объекте.