logo
post-5838-1298891457

4.3. «Программа лицензирования северных и дальневосточных морей России»

Утверждена в июле 2002 г. Определено 44 участка общей площадью 315 тыс. км2 с суммарными извлекаемыми ресурсами около 8 млрд т условного топлива. Они будут распределяться между инвесторами на конкурсной основе. По предварительной оценке экспертов-экономистов, лицензионные сборы и другие платежи, полученные до 2020 г., могут превысить 5 млрд долл. Общий доход от налоговых поступлений за добычу нефти и газа на морских лицензионных участках превысит 70 млрд долл.

Тенденция превышения добычи нефти над восполнением ее запасов, которую можно наблюдать с 1994 г., становится по-настоящему угрожающей из-за опережающего увеличения темпов добычи. И сейчас, когда большинство частных нефтяных компаний заняты максимизацией добычи и прибыли, государство должно активно способствовать освоению долгосрочных проектов в районах Арктики и Крайнего Севера, жизненно важных для обеспечения экономической безопасности страны и развития экономики в целом. Продвигается реализация проекта освоения Прираз­лом­ного нефтяного месторождения. Изготовление для него нефтедобывающей платформы контролируют ОАО НК «Роснефть» и ОАО «Газпром».

Приразломное месторождение является пилотным проектом освоения российского арктического шельфа, в рамках которого будут отрабатываться самые современные технологические решения. Они могут быть очень полезными для использования и в последующих шельфовых проектах на Крайнем Севере. А поскольку все арктические проекты высокозатратны, они требуют привлечения многомиллиардных инвестиций на сроки от 10 до 20 лет. И без иностранных инвесторов тут не обойтись. Однако государство пока не создало для работы на шельфе благоприятных условии ни для российских, ни для международных компаний.

Хотя в течение последних нескольких лет в российской нефтяной отрасли наблюдается устойчивый рост добычи за счет внедрения передовых технологий, он не является долгосрочным и не сможет обеспечить стабильный уровень добычи после 2015 г. Мировой опыт показывает, что с момента начала поисково-разведочных работ до начала фактической добычи проходит приблизительно 10 лет. Поэтому для обеспечения высокого уровня добычи после 2015 г. необходимо в самом ближайшем будущем начать процесс лицензирования российского шельфа. Нефтяные компании России сегодня готовы расширять сферу своей деятельности, осваивая участки моря. Отсутствие у российских компаний опыта работы на шельфе и соответствующих технологий можно компенсировать партнерством с сервисными компаниями, владеющими передовыми технологиями, и партнерством с зарубежными нефтяными компаниями.

В ноябре 2002 г. в Осло президент России В. Путин и премьер-министр Норвегии К. Бондевик подписали совместную декларацию, определяющую основные направления развития сотрудничества в нефтегазовой промышленности между Россией и Норвегией. Приведем некоторые из них:

– поддержка коммерческого сотрудничества между российскими и норвежскими компаниями в области геологоразведки, добычи, транспорта углеводородов;

– расширение сотрудничества в области передовых технологий, применяемых на континентальном шельфе и на суше в северных областях;

– положительное отношение к участию норвежских компаний в разработке Штокмановского месторождения;

– содействие организации сотрудничества между компаниями-поставщиками.

В июне 2003 г. обе стороны создали рабочую группу в области энергетики по исполнению намерений совместной декларации. В эту рабочую группу вошли представители органов власти и нефтегазовых компаний из обеих стран. Компания Norsk Hydro, уже в течение 14 лет участвующая в работах по проекту освоения Штокмановского месторождения, готова внести свою лепту и на этапе его обустройства, и на этапе добычи. Компания намерена на взаимовыгодных условиях делиться своим опытом в области технологий добычи углеводородов.

Норвежская сторона придает большое значение экологическим аспектам. Как известно, в 2001 г. были даже приостановлены буровые работы на одном из месторождений. Уже подготовлен региональный анализ воздействия на окружающую среду, который сейчас проходит стадию обсуждения и ляжет в основу общего административного плана для разработки норвежского сектора Баренцева моря. Этот план будет рассмотрен и утвержден правительством Норвегии.

Внести крупные капиталовложения в российские проекты намерена и французская компания Total, которая закупает 25 % всей сырой нефти, экспортируемой Россией на европейский рынок. Вице-президент Total сообщил о создании консорциума для проведения геологоразведочных работ на глубоководном шельфе Черного моря. Компания готова также предоставить в распоряжение российской стороны свой технологический опыт и финансовый потенциал для освоения месторождений в арктических морях.

Несмотря на высокий нефтегазовый потенциал всех акваторий России, их освоение происходит очень медленно, за исключением Сахалинского шельфа, где активно участвуют Япония, Индия и другие страны. Из общего объема добываемой нефти в России лишь 1 % приходится на акватории, и это только Сахалин. Реальные перспективы представляют Западная арктическая зона России: Баренцево, Печорское и Карское моря. Но пример Штокмановского месторождения показывает, что расчетная рыночная рентабельность таких обьектов невысока. Нужны дополнительные запасы.

Одна из главных причин – наличие ледовой обстановки. Требуются огромные затраты на сооружение надводных (надледных) платформ и подъезных путей. Возможен только один вариант – уйти под лед, т. е. все сооружения, включая буровые и промысловые платформы, и вся инфраструктура с жилыми модулями, должны быть подо льдом или преимущественно на дне. Обеспечение работоспособности и жизнеобеспечения должно сопровождаться субмаринным флотом. Для этого нужен научный, технологический и инновационный прорыв, которого пока не видно. Если этого не будет, то большая нефть и большой газ Арктики останется мечтой и нереализованной стратегией.