14. Особенности карьерных самосвалов. Требования к конструкции кс.
Характерными особенностями карьерных, перевозок являются значительный объем перевозок, непостоянство прохождения дорог, повышенные требования к прочности ПС и т. п. Для таких перевозок используются карьерные самосвалы грузоподъемностью свыше 30т.
Можно отметить следующие особенности использования АТС в карьерах:
• сложные условия движения со значительными уклонами до 8... 10%, крутые повороты с радиусами 20...25 м на очень коротких маршрутах;
• необходимость частого проведения технического обслуживания и ремонта ПС в связи с тяжелыми условиями работы карьерных самосвалов;
• наличие нескольких технологических перерывов в течение смены для очистки и планировки забоя.
В карьере схема движения АТС может быть встречной (однополосной или двух полосной), тупиковой или кольцевой. Выбор схемы движения зависит от дальности перевозки, ширины рабочих площадок и схемы установки экскаваторов, интенсивности и безопасности движения, расходов на строительство дорог. На карьерных дорогах обгон запрещен.
При перевозках грузов в карьерах грузоотправитель обязан:
устраивать ограждение вдоль карьерной дороги со стороны нижнего откоса высотой не менее 0,7 м;
при наличии уклона дороги более 8° оборудовать участки длиной 50... 100 м с нулевым уклоном на расстоянии, не превышающем 100 м от начала подъема;
на погрузочных площадках, имеющих уклоны, устанавливать упоры под колеса АТС;
своевременно очищать дорогу и при необходимости поливать для удаления пыли;
освещать места работы внутри карьера для предотвращения ослепления водителей;
не допускать концентрации вредных примесей в карьере выше установленных норм.
Карьерные перевозки. В горнорудной промышленности получил широкое распространение открытый (бесшахтный) способ разработки месторождений, наиболее экономичный, производительный и безопасный при добыче полезных ископаемых. Для вывозки руды, вскрышных пород из карьеров наряду с железнодорожным транспортом широко применяется автомобильный, что обусловлено следующими его преимуществами: высокой мобильностью и маневренностью; меньшими затратами на устройство подъездных путей; возможностью организации движения с большой интенсивностью (до 400…500 автомобилей в час при двухполосном встречном движении); более высокой производительностью погрузочных механизмов (экскаваторов).
Для карьерных перевозок характерен ряд особенностей: мощные постоянные грузопотоки; сложные условия движения на подъездных путях (значительные уклоны, до 80… 100 %о, а на выезде из карьера — до 200…250 %о, узкие проезды, крутые повороты с малыми радиусами кривизны, необходимость частой подачи автомобиля под погрузку-разгрузку задним ходом и др.); наличие на твердой дорожной поверхности мелких осколков скальных пород, руды, угля; небольшая длина ездки с грузом (5… 10 км, а иногда 2…3 км); осуществление загрузки автомобилей мощными экскаваторами; высокая запыленность воздуха, повышенный уровень шума, сильное загрязнение карьерного воздуха, особенно в глубоких карьерах во время безветрия, отработавшими газами.
Для вывоза грунта, пород, полезных ископаемых из карьеров используются как дорожные автомобили-самосвалы, так и специализированные для карьерных работ.
Отмеченные особенности работы автомобильного подвижного состава на карьерных перевозках определяют следующие основные требования к конструкции применяемых для этих целей автомобилей.
Наличие постоянных мощных грузопотоков, а также навалочных грузов большой плотности определяет в качестве основного типа подвижного состава автомобиль-самосвал и самосвальный автопоезд особо большой грузоподъемности (40… 300 т).
Для мягких, мелкокусковых пород и полезных ископаемых применяются одно- и двухосные полуприцепы, разгружающиеся через дно. Грузоподъемность и объем кузова подвижного состава должны соответствовать объему ковша экскаватора и параметрам груза (плотности), подлежащего погрузке и перевозке. Кузова карьерных самосвалов должны конструироваться с учетом действия ударных нагрузок от падающего груза большой массы (двойное дно с прокладками, ребра жесткости), над кабиной должен быть предусмотрен надежный защитный козырек, предохраняющий ее и водителя при загрузке автомобиля мощными экскаваторами. Кабина для карьерных самосвалов должна проектироваться одноместной (нет необходимости перевозить экспедиторов или грузчиков).
Двигатель и трансмиссия должны обеспечивать максимальную скорость 30.. .35 км/ч (из-за сложных дорожных условий и небольшой длины ездки большие скорости нецелесообразны) и преодоление подъемов до 250 %о. Важным требованием является максимальное облегчение управления автомобилем (наличие усилителей рулевого управления, тормозов, автоматической трансмиссии и т.д.).
Вследствие высокой запыленности воздуха в карьерах кабины необходимо оборудовать кондиционирующими установками, подающими обеспыленный воздух с избыточным давлением во избежание подсоса запыленного наружного воздуха через неплотности дверей и окон. Шумность автомобиля не должна превышать установленных норм. Для карьерных автомобилей очень важен вопрос снижения токсичности отработавших газов, поэтому в автомобилях с дизельными двигателями при работе в глубоких карьерах должны устанавливаться нейтрализаторы отработавших газов. Одним из важных эксплуатационных качеств карьерных автомобилей является их надежность, так как стоимость технического обслуживания и ремонта карьерных самосвалов составляет значительную часть (свыше 35 %) себестоимости перевозок.
- 14. Особенности карьерных самосвалов. Требования к конструкции кс.
- 15. Перевозка хлебобулочных изделий, тортов и пирожных. Перевозка молока и молочных продуктов.
- 16. Организация междугородных перевозок Организация движения тягачей с полуприцепами челночным методом. Методика расчета потребного количества сменных полуприцепов.
- 17.Пакетные перевозки. Виды пакетирующих средств. Расчет необходимого числа поддонов.
- Виды пакетирующих средств. Расчет необходимого числа поддонов.
- 18.Контейнерные перевозки. Контейнеры общего назначения и специализированные. Расчет необходимого количества контейнеров для освоения грузопотоков.
- Контейнеры общего назначения и специализированные. Расчет необходимого количества контейнеров для освоения грузопотоков.
- 19. Централизованные и децентрализованные перевозки. Методы организации централизованных перевозок.
- 20. Общая характеристика и классификация погрузочно-разгрузочных пунктов (прп). Пропускная способность прп.
- 22.Диспетчерское руководство перевозками, его задачи и методы осуществления. Линейная диспетчерская служба и её работа
- 23. Организация труда и отдыха водителей. Организация контроля за выполнением сменно-суточных заданий.
- 24. Порядок составления и значение сменно-суточного плана перевозок грузов. Организация выпуска автомобилей на линию.
- 25.Системы контроля и регулирования движения п.С. На линии.