logo
Водные ресурсы материков - Дублянский В

Пути управления водными ресурсами

Интенсивное развитие промышленности и сельского хозяйства, рост населения, освоение новых территорий и связанное с этими процессами резкое увеличение водопотребления оказывают существенное влияние на гидрологический режим и состояние водных ресурсов. Поэтому хозяйственные мероприятия, проводимые сегодня, определяют тенденции развития многих отраслей народного хозяйства на перспективу. Основным инструментом планирования водохозяйственной политики на многолетие является перспективный прогноз. Это своего рода модель, необходимая для «примерки» комплекса различных мер к условиям будущего. Перспективное прогнозирование особенно эффективно в условиях планового хозяйства, поэтому оно широко применяется в СССР и странах СЭВ. Однако и в некоторых капиталистических странах начали проявляться элементы долгосрочного планирования водохозяйственной политики (в той степени, в какой они совместимы с системой капиталистической экономики).

При перспективных водохозяйственных прогнозах наиболее трудным является определение методологии их составления. Следует учитывать не столько количественные изменения водного режима отдельных объектов вследствие увеличения объема производства, сколько качественные изменения водопотребления вследствие изменения технических средств и технической политики будущего. Это одна из основных причин пессимистического прогноза будущего человечества американских ученых (Ландсберг и др., 1965 г.) и так называемого Римского клуба (1971-1974 г.г.). Римский клуб – это международная общественная организация, объединяющая около 70 предпринимателей, управляющих, политических деятелей и научных экспертов. Свою деятельность он начал в 1968 г. в Академии Деи Линчеи в Риме. Обсчет перспектив развития человечества на ЭВМ привел экспертов к выводу о неотвратимости экологической катастрофы в 20-х годах следующего столетия. Ее основные элементы – нехватка воды и продуктов питания для бурно растущего населения. Подобные неомальтузианские выводы были подтверждены и в более поздних расчетах членов Римского клуба и нашли отражение во многих популярных публикациях (Фюрон и др.).

В бывшем СССР были проведены аналогичные расчеты, основывающиеся на опыте стран социалистического содружества по эксплуатации, воспроизводству и прогнозу водных ресурсов (Институт географии АН СССР, работы М.И. Львовича (1974 г.) и др.; Комитет СССР по МГД, монография «Мировой водный баланс и водные ресурсы Земли» (1974 г.) и др.).

Правовой основой прогноза явились «Основы водного законодательства СССР и союзных республик», принятые Президиумом Верховного Совета СССР в декабре 1970 г. Пути управления водным режимом и ресурсами намечены в Постановлении Верховного Совета СССР «О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию водных ресурсов» (1972 г.) и ряде последующих партийных и государственных документов.

Что же касается Украины, то здесь надо иметь в виду, что водные проблемы имеют свою специфику во всех постсоветских странах с экономикой переходного периода [11]. В Украине необходимо обеспечить доступ к водным ресурсам всего населения страны. Существующая инфраструктура водного хозяйства требует реконструкции организационных и финансовых усилий. Качество воды в нашей стране это первоочередная задача. Но решить ее невозможно без реформирования экономики. Необходимо создание экономических механизмов оптимизации управления водными ресурсами. Украина поддерживает усилия международной общественности в решении водных проблем, сотрудничает с комиссиями ООН и ЕС. Мониторинг водных ресурсов страны, оптимизация водопотребления технологический прогресс, координации усилий с мировым сообществом являются основой устойчивости водных ресурсов.

Прирост объемов водопотребления на отдельных континентах, рассчитанный по отношению 2000 г. к 1970 г., составляет, %: в Европе –230, Азии – 220, Африке – 290, Северной Америке – 240, Южной Америке – 430, в Австралии – 260. Суммарный прирост водопотребления должен составить 3387 км3, причем объемы безвозвратного водопотребления составят 2930 км3. За счет чего можно обеспечить такой прирост?

Человек не в состоянии глобально влиять на атмосферное звено круговорота. Рассеивание тумана, борьба с градом, воздействие на облачность для подпитки водохранилищ и тушения лесных пожаров – это локальные воздействия. Более крупное вмешательство в атмосферные процессы – это уже «геофизическая» война (Вьетнам). Таким образом, прирост запасов в этом звене на 2000 г. будет равен нулю. Испарение должно увеличиваться за счет испарения с поверхности водохранилищ и пахотных земель на 1,7%. Это, в основном, безвозвратные потери. Полный речной сток, напротив, сократился на 3,8% за счет потерь на испарение из водохранилищ. Паводочный сток уменьшиться на 23,5% за счет воды, аккумулированной в водохранилищах. Это увеличит на 7,5 % валовое увлажнение и на 60% - устойчивый сток. Именно увеличение валового увлажнения и устойчивого стока – тот резерв пресной воды, на который может рассчитывать человечество в первой половине ХХI в. Таким образом, выходом из «экологического тупика», который предвещают человечеству зарубежные демографы, является создание искусственного водного режима земного шара путем сооружения водохранилищ, подземного магазирования, межбассейновых перебросок стока. Следует иметь в виду возможность привлечения и других, пока мало используемых источников (опреснение морских и рассоление подземных вод, транспортировка айсбергов из Арктики и Антарктики и пр.) Второе направление, требующее совместных усилий гидрологов и техников, - это сокращение удельного водопотребления: переход промышленности на оборотное водоснабжение и «сухое» производство, уменьшение безвозвратных потерь при орошении и т.д. Таким образом, человечеству в целом не грозит «водный голод» ни в 2000, ни в 2050 гг.

Другая сторона проблемы – качественное истощение водных ресурсов. Объем сточных вод достигает на отдельных континентах 180-290 км3 в год. Большая часть их сбрасывается в гидрографическую сеть без очистки, хотя каждый кубометр стоков приводит в негодность 8-10 м3 чистой воды.

Загрязнение промышленными стоками, бытовыми стоками, химическими удобрениями и препаратами (гербициды, пестициды) привело к значительному отравлению природных вод. Достаточно упомянуть, что Миссисипи, «сточная канава Америки», на большом расстоянии является мертвой рекой. Радикальное решение проблемы качества водных ресурсов возможно лишь путем проведения ряда научно обоснованных комплексных мероприятий, охватывающих крупные районы и требующих огромных материальных затрат и времени.

Для решения проблемы сохранения (или установления) благоприятного режима поверхностных вод, способствующего их рациональному использованию и охране, необходимы совместные усилия ученых разного профиля, работающих в области наук о Земле, и государств с различными политическими системами. Реализация программ, проводимых ЮНЕСКО, возможно только в условиях мира и разрядки.

В статье о саммите 2002 г. в Йоханнесбурге В.С.Тарасенко [11] приводит ряд положений, принятых на этом форуме и среди них проблема управления водными ресурсами. В контексте решение комплексных проблем водных ресурсов и смежных с ними проблем правительства постепенно переходят к использованию принципов комплексного управления водными ресурсами. Системы комплексного управления водными ресурсами включают национальные политики, стратегии и законодательство в области водных ресурсов, информационную систему; сценарии распределения и планы дальнейших действий либо на национальном уровне, либо на уровне отдельных бассейнов, механизмы координации для обеспечения подотчетности, а также ту или иную отдельную организацию, отвечающую за весь комплекс вопросов. В отсутствие таких систем между сельскими промышленными и городскими пользователями будут по прежнему возникать конфликты по поводу использования ограниченных и уязвимых водных ресурсов. К сожалению, прогресс в деле принятия странами на вооружение принципов комплексного управления водными ресурсами обеспечивается медленными темпами.

Далее, в работе В.С. Тарасенко [11] отмечается, что на саммите установлено, что главным сдерживающим фактором здесь остаются финансовые ресурсы. Инфраструктурные проекты в области водоснабжения обычно капиталоемки. Объем притока финансовой помощи из богатых стран и многосторонних учреждений во многие развивающие страны несоразмерно низок в сопоставлении с масштабами кризиса.

Однако, несмотря на медленный прогресс, за последние 10 лет порядка 900 миллионов человек получили доступ к водоснабжению и 985 миллионов человек к услугам в области санитарии. Во многих странах правительство начинает смещать акцент с обеспечения представления услуг на обеспечение благоприятных условий для комплексного управления водными ресурсами. Общественность и частный сектор более широко признают.

На саммите водным ресурсам была отведена одна из центральных ролей при формировании целей тысячелетия в области развития, ввиду их роли в обеспечении экономического роста, сокращения масштабов нищеты, достижении продовольственной безопасности, улучшении санитарного состояния окружающей среды и охране экосистем [11]. Устойчивое использование воды и, в этом контексте водоснабжение и санитария, как представляется как никакой другой сектор имеют самое непосредственное отношение ко всем остальным темам повестки дня саммита Йоханнесбург 2002 г. в области развития, каковыми являются борьба с нищетой, экологическая устойчивость, рост на основе развития частного сектора, развитие на основе участия общественности в управлении.

Бедные не могут платить за воду столько сколько богатые. Поэтому в большинстве случаев власти берут на себя водоснабжение и очистку воды. Нельзя чтобы кто-то наживался на обеспечении населения водой.

Правительство должно думать о перспективе (водохранилища, водозаборы, водоочистка) и привлекать к решению проблем науку, бизнес и общественность.

Бедные люди могут расплатиться за воду, работая на муниципальных объектах: строительство и ремонт дорог, рытье каналов и прокладка труд. Если в стране не хватает воды для питья, бытовых нужд и сельского хозяйства, то правительство должно обеспечивать рациональное использование воды.

Если вода бесплатна, то она используется не эффективно. Должна быть плата за воду и мотивация повышения эффективности орошения.

Часть Европейских стран помогает бедным странам. Представитель Швейцарии заявил на саммите, что его страна выполняет обязанности по международным договорам, касающимся водных ресурсов. Он отметил, что развитые страны должны оказывать помощь развивающимся странам.

Представитель Бельгии указал, что снабжение населения страны водой высокого качества – это задача правительства. Работа на перспективу идет с частным сектором. Более 1 млрд. американских долларов будет вложено в систему очистки воды.

Греческий представитель на саммите отметил, что есть разные аспекты водных проблем. Для их решения важно региональное сотрудничество и создание правовых рамок такого сотрудничества. В водные программы ЕС должны быть включены и те средиземноморские страны, которые не являются членами ЕС.

На саммите была [ ] принята Йоханнесбургская декларация (3 сентября 2002 г.), в которой записано: мы Европейский Союз (ЕС) и Министры государств Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА) твердо привержены сделать вклад в:

  1. сокращении наполовину пропорции людей, которые не имеют доступа или не могут себе позволить к чистой питьевой воде и улучшенным санитарным условиям к 2015 году;

  2. разработку интегрированного подхода к управлению водными ресурсами и планов по эффективности использования водных ресурсов во всех странах к 2005 году, включая, где применимо, координацию по трансграничным водотокам;

  3. то, чтобы планы действия по достижению поставленных целей обеспечивали баланс потребностей населения в воде с потребностями окружающей среды, способствуя, таким образом, достижению целей реверсирования тенденции деградации природных ресурсов как можно скорее и достижение существенного сокращения потерь биологического разнообразия к 2010 г.