logo search
Поротов Г

1.1. Основы законодательства о недрах

Проведение разведки и эксплуатации месторождений, а также других геологических исследований в современных условиях невозможно без знания основных вопросов законодательства о недрах.

Важнейшие документы, которые регламентируют недропользование, это Федеральный Закон "О недрах", "Положение о порядке лицензирования пользования недрами" и Налоговый Кодекс и "Соглашение о разделе продукции".

Главным является Федеральный Закон "О недрах" [31], который принят в 1992 г. и неоднократно дополнен, последний раз в 2002 г.

Наиболее важная особенность современного законодательства состоит в существенном изменении правил недропользования, в переходе от централизованной системы к рыночной экономике, когда недропользование стало платным и равнодоступным для всех пользователей на основе лицензий, выдаваемых на конкурсной основе.

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Недра, включая подземное пространство и содержащиеся в нем полезные ископаемые, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации (РФ) и субъектов РФ. Недра не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога и других форм отчуждения. Пользование недрами осуществляется на основе лицензий с ограниченным сроком действия. Добытые из недр полезные ископаемые по условиям, зафиксированным в лицензии, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной и частной собственности.

"Положение о порядке лицензирования пользования недрами" принято также в 1992 г., оно частично повторяет и существенно дополняет Федеральный Закон "О недрах". Согласно двум перечисленным документам, различаются следующие виды пользования недрами:

 региональное геологическое изучение недр (геологическая съемка, геофизические работы, инженерно-геологические изыскания, мониторинг природной среды и другие исследования) без существенного нарушения целостности недр;

 геологическое изучение недр, включая поиски и оценку полезных ископаемых;

 разведка и добыча полезных ископаемых, включая использование отходов переработки минерального сырья;

 строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

 образование особо охраняемых геологических объектов (заповедники, заказники, парки памятников природы, учебные и научные полигоны), имеющих научное, культурное, эстетическое и другое значение;

 сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекций.

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств.

Пользователями недр для добычи радиоактивного сырья и захоронения токсичных отходов могут быть только государственные предприятия.

Для осуществления разведки, добычи, строительства подземных сооружений и образования особо охраняемых геологических объектов пользователю недр выделяется горный отвод  геометризованный блок недр, ограниченный в плане и по глубине, координаты которого указаны в лицензии. Для выполнения геологического изучения без существенного нарушения недр пользователю выделяется геологический отвод, границы которого определены в лицензии. В геологическом отводе одновременно могут проводить работу несколько пользователей недр с разными целями и по различным лицензиям.

Лицензии на геологическое изучение выдает Министерство природных ресурсов (МПР) или его территориальные подразделения (региональные геологические центры и геологические комитеты). Лицензии на разведку и добычу, а также на строительство и эксплуатацию подземных сооружений выдают совместно МПР или его территориальные подразделения и представитель субъекта Федерации.

Важно отметить, что не существуют лицензии для проведения только разведочных работ, они выдаются на разведку и эксплуатацию одновременно или только на эксплуатацию ранее разведанных месторождений. При выдаче лицензий на право пользования недрами выдаются права на временное пользование земельными участками на территории горного отвода, что согласовывается с субъектами Федерации.

Лицензии для геологического изучения недр выдаются на срок до 5 лет, а для добычи полезных ископаемых  до 20 лет. При необходимости срок действия лицензии может быть продлен. При совмещении геологического изучения и добычи полезных ископаемых лицензия может выдаваться на срок до 25 лет.

Лицензия должна содержать следующие сведения:

 данные о пользователе недр;

 данные о целевом назначении работ;

 указание границ участка недр и границ земельного участка;

 срок действия лицензии и срок начала работ;

 условия платежей за пользование недрами, что регулируется Налоговым кодексом;

 уровень добычи минерального сырья и его долевое распределение (в данном случае действует "Соглашение о разделе продукции");

 соглашение о правах на геологическую информацию, получаемую при пользовании недрами;

 условия выполнения требований по охране недр и окружающей среды и безопасному ведению работ;

 объемы и виды сбрасываемых в недра отходов и промышленных сточных вод.

Пользователи недр для получения лицензий обращаются в территориальные подразделения МПР, которые учитывают заявки на лицензии, организуют информационное обеспечение и проводят конкурсы. В печати дается информация об участках недр, предназначенных для пользования, время и место проведения конкурсов, срок подачи заявок, стартовая стоимость платежа за право пользования недрами, стоимость лицензионного сбора и пакета геологической информации. Стартовая цена обычно составляет не более 10 % стоимости месторождения. В ходе конкурса стартовая цена может возрасти. Победитель конкурса получает полную геологическую информацию по выделенному ему участку недр.

Владелец лицензии обязан представлять в МПР или в его территориальные подразделения ежегодный отчет о своей деятельности, результаты поисковых и разведочных работ, сведения о добытых и погашенных запасах полезных ископаемых. Контроль за соблюдением условий пользования недрами осуществляют органы Государственного геологического контроля, Государственного горного надзора и другие организации в пределах своей компетенции.

С пользователей недр взимается несколько видов платежей. При подаче заявки на участие в конкурсе вносится лицензионный сбор, исходя из расходов на организацию конкурса, на экспертизу заявок и на оплату пакета геологической информации. Когда пользователя допускают к конкурсу, ему предоставляют пакет геологической информации. Перед конкурсом задается размер стартового платежа, составляющий не менее 10 % от годовой платы за недропользование, в ходе конкурса размер платежа может возрасти. При пользовании недрами взимаются платежи за право пользования недрами, налоги и платежи, предусмотренные законодательством РФ и субъектами Федерации. Денежные платежи полностью или частично могут заменяться поставками продукции, получаемой при добыче минерального сырья.

Размер налога на добычу полезных ископаемых определен в статье 26 "Налогового кодекса", введенного в 2001 г. Обычно налог за недропользование исчисляется в процентах от расчетной или фактической стоимости добытых полезных ископаемых:

Калийные соли

3,8

Торф, уголь, горючие сланцы; апатиты, фосфориты, апатито-нефелиновые руды

4

Черные металлы

4,8

Радиоактивные металлы; горно-химическое неметаллическое сырье; строительное неметаллическое сырье; природные соли; подземные промышленные и термальные воды; нефелины, бокситы

5,5

Горно-рудное неметаллическое сырье; золотосодержащие концентраты и другие золотосодержащие полупродукты

6

Концентраты и полупродукты драгоценных металлов (кроме золота); драгоценные металлы в комплексной руде (кроме золота); пьезооптическое, кварцевое и камнесамоцветное сырье

6,5

Минеральные воды

7,5

Руды цветных и редких металлов; многокомпонентные комплексные руды; природные алмазы и другие драгоценные и полудрагоценные камни

8

Углеводородное сырье

16,5

При расчете стоимости минерального сырья учитываются расходы по доставке полезного ископаемого до получателя.

Федеральный налог на прибыль горно-добывающих предприятий единый и составлял на 2003 г. 24 % от прибыли. Могут быть и другие муниципальные налоги, определяемые субъектами Российской Федерации.