logo
Meteo

19. Влияние ветра на взлет и посадку

Скорость и направление ветра оказывают существенное влияние на взлетно-посадочные характеристики ВС. Наиболее приятными для взлета и посадки является встречный ветер, т.к он уменьшает скорость отрыва и посадочную скорость, а следовательно уменьшает длину разбега при взлете и длину пробега при посадке самолета. Встречный ветер при взлете создает дополнительный обдув самолета, что приводит к увеличению путевой устойчивости и управляемости самолета в начале движения. Сильный попутный ветер значительно ухудшает взлетно-посадочные характеристики. При этом следует учитывать, что для одного и того же значения скорости попутного или встречного ветра пробег ВС при попутном ветре увеличивается больше, чем он уменьшается при встречном ветре. Значительно усложняется взлет и посадка при боковом ветре, так как в этом случае образуются дополнительные аэродинамические силы, затрудняющие управление ВС. В частности, вследствие неравномерного обдува крыла образующий кренящий момент. Вследствие того, что центр тяжести и центр бокового давления ветра не совпадают, возникает разворачивающий момент. Поэтому боковой ветре создает силу Z, стремящуюся развернуть ВС против ветра. При очень сильном боковом ветре коэффициент сцепления колес шасси и ВПП, который противодействует разворачивающему моменту, может оказаться недостаточным. При взлете с сильным боковым ветром значительно усложняется техника пилотирования. Выполняя посадку при боковом ветре, пилот вынужден бороться со сносом ВС, который может привести к приземлению вне ВПП. В целях безопасности для каждого типа ВС установлена максимальная боковая составляющая скорости ветра, при превышение которого взлет и посадка не разрешаются. Значение максимальной боковой составляющей зависит от состояния ВПП.