logo
Meteo

32.Сдвиг ветра в нижнем слое атмосферы, его влияние на взлет и посадку

Распределение ветра в приземном слое атмосферы (до высоты 100 м) оказывает большое влияние на выполнение взлета и посадки. Особенно опасным является резкое изменение ветрового режима вдоль траектории движения ВС. Характеристикой пространственной изменчивости ветра является сдвиг ветра – разности векторов ветра в двух точках пространства, отнесенная к расстоянию между этими точками. Сдвиг ветра представляет собой векторную величину и отражает изменение скорости и направления между рассматриваемыми точками. В зависимости от ориентации в пространстве двух точек, между которыми определяется сдвиг ветра, различают вертикальный и горизонтальный сдвиг ветра. Скорость ветра с высотой резко увеличивается. Если посадка или взлет самолета происходит строго при встречном ветре, то путевая скорость будет равна разности воздушной скорости и скорости ветра: W=V-U. При посадке ВС, движущихся против встречного ветер, попадает в нижележащей слой с более слабым встречным ветром. При взлете в условиях усиления встречного ветра с высотой на ВС, попадающие в слой с более сильным ветром, действует большая подъемная сила, чем на ниже лежащих уровнях, и ее фактическая траектория набора высоты располагается выше заданной. Скорость ветра с высотой резко уменьшается. При посадке ВС, движущееся против ветра, попадает в нижележащий с более сильным встречным ветром. Воздушная скорость и подъемная сила увеличивается. Посадка сопровождается «подбрасыванием», перелетом заданной точки касания ВПП и выкатыванием за пределы дальней концевой полосы безопасности. Осложнения при взлете в случае ослабленного встречного ветра с высотой возникают из-за падения подъемной силы и «проваливания» ВС, вследствие чего оно может выйти за нижний предел сектора безопасного набора высоты. Наиболее опасными для полетов являются сдвиги ветра, которые вызывают потерю высоты, так как при посадке они могут вызвать касание ВС земли до торца ВПП, а при взлете – выход ВС за нижний предел сектора безопасного набора высоты по курсу взлета. На взлете и посадке из-за боковых сдвигов ветра возникает тенденция к смещению ВС с осевой линии ВПП и уход влево или вправо от оси. При посадке может произойти касание земли рядом с ВПП, а при взлете – боковое смещение за пределы сектора безопасного набора высоты.