Вешение, обозначение и измерение длин линий на местности Вешение линий и обозначение точек на местности
В ходе изысканий для проектирования и строительства линейных инженерных объектов (каналов, дорог) необходимо устанавливать положение отрезков прямых линий с их обозначением и последующим закреплением на местности.
Вешением называют процесс установки вех в вертикальной плоскости между крайними точками прямой.
Веха – деревянный или металлический шест с металлическим наконечником длиною 2,0 и диаметром 3,5-4,0 см, раскрашенный полосками красного и белого цветов длиною по 20 см.
Различают вешение «на глаз», с помощью бинокля или зрительной трубы теодолита. Вехи устанавливают с шагом от 40 до 100 м в зависимости от категории рельефа, видимости, назначения работ и т.д.
Вешение «на глаз» или с помощью бинокля осуществляют между крайними точками линии А и В, находящимися на расстоянии прямой видимости. Для этого один исполнитель становится за вехой А, а второй по его командам устанавливает вехи 1,2,3,4 и т.д. в створе линии
А-В. Такой способ вешения от дальней точки к ближней называют вешением «на себя». При продлении линии А-В второй исполнитель по командам первого последовательно устанавливает вехи 1,2,3 и т.д. Такой способ вешения от ближней точки к дальней называют вешением «от себя». Он является менее точным, поскольку веха В создает за собой сектор отсутствия видимости и каждая последующая веха устанавливается с точностью меньшей, чем предыдущая.
Вешение с помощью теодолита используют при изысканиях и строительстве линейных инженерных объектов, когда положение точек прямых на местности нужно обозначить с высокой точностью.
Для этого устанавливают прибор в точке стоянки Ст.А, приводят его в рабочее положение и ориентируют в заданном направлении.
Выносят точку стоянки СТ.В, размещая ее по возможности на возвышенном месте, откуда обеспечена наибольшая видимость в прямом и обратном направлениях, и выполняют вешение «на себя» от точки Ст.В к точке Ст.А. Точки стоянки прибора размещают с интервалом 200-500 м и обозначают на местности сторожками и точками.
В точке Ст.А ставят веху и переходят с прибором на точку Ст.В, где устанавливают прибор и приводят его в рабочее положение. При основном положении вертикального круга КЛ (или КП) наводят перекрестье нитей на низ вехи, установленной на Ст.А. Переводят трубу через зенит и в первом приближении устанавливают положение точки С1. Открепив алидаду (или лимб), разворачивают прибор на 1800 и наводят перекрестье нитей на низ вехи на Ст.А. Вновь переводят трубу через зенит и отмечают второе положение точки С2. Разделив расстояние между точками С1 и С2, окончательно устанавливают положение точки стоянки Ст.С и обозначают ее на местности точкой и сторожком. Выполнив вешение «на себя» от точки Ст.С к точке Ст.В. Переходят с теодолитом на точку стоянки Ст.С и т.д.
Понятно, что вешение переводом трубы через зенит можно выполнять лишь после устранения либо сведения к минимуму коллимационной погрешности. Иногда продление прямых линий осуществляют откладыванием на лимбе угла 1800 при двух кругах теодолита.
Поскольку последующие геодезические работы на провешенной линии выполняют с интервалом в несколько дней, а вехи заводского изготовления нельзя оставлять в поле, то осуществляют следующие виды закрепления. Вместо вех на местности оставляют колья, деревянные рейки или небольшие шесты, изготовляемые из стволов молодых деревьев, называемые
заменками (временно).
С тем чтобы обеспечить восстановление линии на местности после завершения проектных работ, перед началом строительства объекта осуществляют постоянное закрепление провешенной линии стандартными деревянными или железобетонными столбами, пнями спиленных деревьев, попавших на створ линии, которые разделывают под осевые столбы и земляными конусами, когда каждую точку стоянки прибора окапывают канавкой, грунт набрасывают на сторожок и точку, формируя земляной конус.
При вешении линий в населенных пунктах, на существующих автодорогах, аэродромах, где невозможно обозначать линию точками, сторожками, осевые точки обозначают вбитыми вровень с поверхностью покрытий железнодорожными костылями или металлическими штырями, а постоянное закрепление осуществляют привязкой к постоянным местным предметам. Для этого с помощью ленты или рулетки осуществляют промеры до трех точек на постоянных предметах (стена здания, опора ЛЭП, скала и т.д.) и делают соответствующие надписи.
- Ориентирование линий, понятие об азимутах, румбах и дирекционных углах. Сближение меридианов.
- Получение информации об особенностях ситуации и рельефа территории по топографическим планам и картам.
- Государственная плановая геодезическая сеть
- Плановые сети сгущения и съемочные сети
- Элементы теории погрешностей измерений
- Арифметическое среднее
- Средняя квадратическая погрешность измерений. Предельная погрешность.
- Средняя квадратическая погрешность суммы измеренных величин
- Средняя квадратическая погрешность арифметического среднего
- Понятие веса результатов неравноточных измерений
- Применение топографических карт и планов при разработке градостроительной документации
- Геодезическое обоснование топографических съемок Назначение и виды геодезического обоснования топографических съемок
- Угловые измерения Принцип измерения горизонтального и вертикального углов
- Поверки и юстировки теодолита
- Установка теодолита в рабочее положение
- Измерение горизонтальных углов и магнитных азимутов направлений
- Вертикальный круг теодолита. Место нуля. Измерение углов наклона.
- Приведение мо вертикального круга к 00
- Точность измерения углов
- Линейные измерения Приборы для измерения линий. Компарирование мерных приборов
- Вешение, обозначение и измерение длин линий на местности Вешение линий и обозначение точек на местности
- Измерение длин линий землемерной лентой
- Измерительные колеса
- Приведение наклонных линий к горизонту. Эклиметры.
- Определение неприступных расстояний
- Оптические дальномеры. Нитяный дальномер. Понятие о дальномерах двойного изображения.
- Светодальномеры и радиодальномеры
- Теодолитные ходы замкнутые, разомкнутые и диагональные
- Обработка и уравнивание угловых измерений теодолитных ходов
- Уравнивание приращений координат теодолитных ходов
- Привязка сетей сгущения и съемочных сетей к пунктам государственной геодезической сети
- Высотное обоснование топографических съемок
- Нивелирование
- Сущность геометрического нивелирования
- Виды геометрического нивелирования. (Нивелирный ход)
- Нивелиры
- Поверки оптического нивелира
- Способы контроля нивелирования
- Точность геометрического нивелирования
- Тригонометрическое нивелирование
- Точность тригонометрического нивелирования
- Топографические съемки Общие сведения о топографических съемках
- Теодолитный ход как плановое обоснование топографической съемки участков реконструкции и реставрации застройки
- Нивелирование поверхности
- Тахеометрическая съемка
- Фототопографические съемки
- Аэрофотосъемка местности
- Фотограмметрические методы и приборы, применяемые для обработки материалов аэрокосмических съемок
- Геодезические работы при изысканиях и строительстве зданий и сооружений Состав работ при инженерно-геодезических изысканиях участков проектирования зданий и сооружений
- Сущность геодезических разбивочных работ
- Геодезическая основа разбивочных работ
- Подготовка данных для выноса проекта здания или сооружения на местность
- Разбивка на местности осей зданий и сооружений
- Построение на местности заданной линии, угла, точки, проектной высоты, линии заданного уклона, горизонтальной и наклонной плоскостей
- Понятие об исполнительных съемках
- Принципы проектирования рельефа территории города (Вертикальная планировка) Понятие о вертикальной планировке участка застройки
- Методы вертикальной планировки
- Вертикальная планировка улиц и площадей
- Учет природных условий, влияющих на выбор территории для городов, основная инженерная документация в проектах планировки.
- Инженерная подготовка территорий, требующих специальных мероприятий для их освоения
- 1.Береговые территории
- Принципы освоения территории, требующих осущения
- Дренажные устройства
- Оползни
- Просадочность лессовых грунтов
- Принципы благоустройства жилых кварталов многоэтажной застройки