logo search
лекции по геодезии

Вешение, обозначение и измерение длин линий на местности Вешение линий и обозначение точек на местности

В ходе изысканий для проектирования и строительства линейных инженерных объектов (каналов, дорог) необходимо устанавливать положение отрезков прямых линий с их обозначением и последующим закреплением на местности.

Вешением называют процесс установки вех в вертикальной плоскости между крайними точками прямой.

Веха – деревянный или металлический шест с металлическим наконечником длиною 2,0 и диаметром 3,5-4,0 см, раскрашенный полосками красного и белого цветов длиною по 20 см.

Различают вешение «на глаз», с помощью бинокля или зрительной трубы теодолита. Вехи устанавливают с шагом от 40 до 100 м в зависимости от категории рельефа, видимости, назначения работ и т.д.

Вешение «на глаз» или с помощью бинокля осуществляют между крайними точками линии А и В, находящимися на расстоянии прямой видимости. Для этого один исполнитель становится за вехой А, а второй по его командам устанавливает вехи 1,2,3,4 и т.д. в створе линии

А-В. Такой способ вешения от дальней точки к ближней называют вешением «на себя». При продлении линии А-В второй исполнитель по командам первого последовательно устанавливает вехи 1,2,3 и т.д. Такой способ вешения от ближней точки к дальней называют вешением «от себя». Он является менее точным, поскольку веха В создает за собой сектор отсутствия видимости и каждая последующая веха устанавливается с точностью меньшей, чем предыдущая.

Вешение с помощью теодолита используют при изысканиях и строительстве линейных инженерных объектов, когда положение точек прямых на местности нужно обозначить с высокой точностью.

Для этого устанавливают прибор в точке стоянки Ст.А, приводят его в рабочее положение и ориентируют в заданном направлении.

Выносят точку стоянки СТ.В, размещая ее по возможности на возвышенном месте, откуда обеспечена наибольшая видимость в прямом и обратном направлениях, и выполняют вешение «на себя» от точки Ст.В к точке Ст.А. Точки стоянки прибора размещают с интервалом 200-500 м и обозначают на местности сторожками и точками.

В точке Ст.А ставят веху и переходят с прибором на точку Ст.В, где устанавливают прибор и приводят его в рабочее положение. При основном положении вертикального круга КЛ (или КП) наводят перекрестье нитей на низ вехи, установленной на Ст.А. Переводят трубу через зенит и в первом приближении устанавливают положение точки С1. Открепив алидаду (или лимб), разворачивают прибор на 1800 и наводят перекрестье нитей на низ вехи на Ст.А. Вновь переводят трубу через зенит и отмечают второе положение точки С2. Разделив расстояние между точками С1 и С2, окончательно устанавливают положение точки стоянки Ст.С и обозначают ее на местности точкой и сторожком. Выполнив вешение «на себя» от точки Ст.С к точке Ст.В. Переходят с теодолитом на точку стоянки Ст.С и т.д.

Понятно, что вешение переводом трубы через зенит можно выполнять лишь после устранения либо сведения к минимуму коллимационной погрешности. Иногда продление прямых линий осуществляют откладыванием на лимбе угла 1800 при двух кругах теодолита.

Поскольку последующие геодезические работы на провешенной линии выполняют с интервалом в несколько дней, а вехи заводского изготовления нельзя оставлять в поле, то осуществляют следующие виды закрепления. Вместо вех на местности оставляют колья, деревянные рейки или небольшие шесты, изготовляемые из стволов молодых деревьев, называемые

заменками (временно).

С тем чтобы обеспечить восстановление линии на местности после завершения проектных работ, перед началом строительства объекта осуществляют постоянное закрепление провешенной линии стандартными деревянными или железобетонными столбами, пнями спиленных деревьев, попавших на створ линии, которые разделывают под осевые столбы и земляными конусами, когда каждую точку стоянки прибора окапывают канавкой, грунт набрасывают на сторожок и точку, формируя земляной конус.

При вешении линий в населенных пунктах, на существующих автодорогах, аэродромах, где невозможно обозначать линию точками, сторожками, осевые точки обозначают вбитыми вровень с поверхностью покрытий железнодорожными костылями или металлическими штырями, а постоянное закрепление осуществляют привязкой к постоянным местным предметам. Для этого с помощью ленты или рулетки осуществляют промеры до трех точек на постоянных предметах (стена здания, опора ЛЭП, скала и т.д.) и делают соответствующие надписи.