I. Предмет «геология» в структуре наук о земле
Два греческих слова «гео» и «логос» означают в переводе «учение о Земле». В настоящее время этот термин объединяет в себе целый комплекс фундаментальных и прикладных наук о Земле, начало которым положила общая геология. Под фундаментальными понимают те науки, которые разрабатывают понятия, открывают явления, закономерности, свойства, определяющие развитие геологии как науки. Сюда могут быть отнесены общая геология, историческая геология, минералогия, петрография и т.д. К прикладным принадлежат те направления, которые работают непосредственно на производство: создают приемы, методы, технологию геологических исследований, в первую очередь, при поиске и разведке полезных ископаемых (геокартирование, структурная геология, инженерная геология и тому подобное). Фундаментальные науки определяют развитие прикладных, дают им теоретическую базу и формируют образ мышления геологов-прикладников. Прикладные науки обеспечивают социально-экономический эффект геологических исследований.
Предметом изучения геологии является земная кора, в частности, и вся Земля в целом: её возникновение как планеты Солнечной системы, формирование внутренних и внешних оболочек, их взаимодействие между собой. Так, конвективные движения в верхней мантии определяют передвижения литосферных плит. Земная кора находится в непрерывном взаимодействии с атмосферой, гидросферой, биосферой и ноосферой – зоной жизнедеятельности человека. Частично эти оболочки перекрывают друг друга. Например, часть воды, находящейся на поверхности земного шара, просачивается и циркулирует внутри земной коры в виде подземных вод. На сотни метров проникает в толщу горных пород смесь газов, условно называемая воздухом. Микроорганизмы обнаружены даже в поровых растворах, содержащихся в любом куске горной породы. Жизнедеятельность человека, ставшая на современном этапе новым геологическим фактором, влияет на формирование поверхностного рельефа, почвы, атмосферы.
Геология неразрывно связана с отраслями естествознания, изучающими смежные оболочки: метеорологией, гидрологией, биологией и экологией. На стыке этих наук сформировались и формируются новые научные дисциплины. Например, на стыке биологии и геологии сформировалась палеонтология – наука о древних вымерших организмах; на стыке географии и геологии сформировалась геоморфология – наука о рельефе земного шара. Экология, самая молодая из вышеупомянутых наук, сформировалась на стыке геологии, географии, биологии и антропологии. Таким образом, геология, как базовая общеобразовательная дисциплина, необходима для всех перечисленных естественных специальностей.
- «Томский политехнический университет»
- Н.В. Гумерова в.П. Удодов геология
- Предисловие
- Введение
- I. Предмет «геология» в структуре наук о земле
- II. Цель и задача геологии
- Раздел I. Эндогенные и экзогенные геологические процессы
- 1.1. Минералы
- 1.1.1. Общие сведения о минералах
- Классификация минералов
- 1.2.1. Классификация горных пород
- 1.3. Эндогенные процессы
- 1.3.1. Магматизм и магматические горные породы
- 1.3.1.1. Классификация магматических горных пород
- 1.3.1.2. Общие сведения о магматическом процессе
- 1.3.2. Интрузивный магматизм
- 1.3.2.2. Последовательность интрузивного минералообразования
- 1.3.2.3. Стадийность процесса кристаллизации
- 1.3.3. Эффузивный магматизм (вулканизм)
- Постмагматические процессы минералообразования
- Метаморфизм и метаморфические горные породы
- 1.3.5.1. Классификация метаморфических пород и метаморфических процессов
- 1.3.5.2. Структурно-текстурные особенности
- Тектонические движения и деформации земной коры.
- 1.3.6.1. Понятие об элементах залегания
- 1.3.6.2. Складчатые деформации
- 1.3.6.3. Разрывные нарушения
- Клинали
- Горст (в); грабен (г)
- 1.3.6.4. Землетрясения
- 1.4. Экзогенные процессы
- 1.4.1. Процессы выветривания
- 1.4.1.1. Физическое выветривание
- 1.4.1.2. Химическое выветривание
- 1.4.1.3. Коры выветривания
- Транспортировка продуктов выветривания и седиментогенез
- 1.4.2.1. Гравитационный перенос материала
- 1.4.2.2. Геологическая деятельность ветра (эоловая деятельность)
- Особенно активно стачивается ножка «гриба»
- 1.4.2.3. Геологическая деятельность поверхностных текучих вод
- 1.4.2.4. Геологическая деятельность озер и болот
- 1.4.2.6. Геологическая деятельность морей и океанов
- 1.4.2.7. Геологическая деятельность снега и льда
- 1.4.2.8. Геологические процессы в криолитозоне
- 1.4.3. Осадки и их превращение в осадочные породы
- 1.4.3.1. Процессы диагенеза
- 1.4.3.2. Формы залегания осадочных пород
- 1.4.3.3. Классификация осадочных пород
- Раздел 2. Сведения о планете земля
- 2.1. Земля в космическом пространстве
- 2.1.1. Положение и форма Земли
- 2.1.2. Притяжение Луны и Солнца
- 2.1.3. Гравитационное поле Земли
- 2.1.4. Магнитное поле Земли
- 2.1.4.1. Магнитные аномалии
- 2.2. Оболочки земного шара
- 2.2.1. Внешние оболочки
- 2.2.2. Внутренние оболочки
- 2.2.2.1. Земная кора и современные представления о её строении
- 2.2.2.2. Мантийная оболочка Земного шара
- 2.2.2.3. Земное ядро и гипотезы о его строении
- Раздел 3. Краткая история развития биосфеРы
- 3.1. КризиСы и катастрОфыОрганическОго миРа Земли
- 3.1.1. Понятие экологических кризисов и катастроф
- 3.1.1.1. Двухфазная цикличность эволюционного процесса
- 3.2.1. Геохронологическая и стратиграфическая шкалы
- 3.3. Современные представления об этапности органического мира.
- 3.3.1. Органический мир кайнозоя, появление человека и его влияние на окружающую среду
- Указатель рисунков, заимствованных у других авторов:
- Гумерова Нина Вадимовна, удодов Вадим Павлович геология