3.2 Режим работы газопровода при сбросах и подкачках
Характерной особенностью магистральных газопроводов является наличие значительного числа сбросов попутным потребителям. Эти сбросы могут производиться как в течение всего года (будучи, как правило, переменными по времени), так и периодически (например, сбросы буферным потребителям). Для протяженных магистральных газопроводов нередко также наличие подкачек газа по трассе. Эти поступления газа возможны из других магистральных газопроводов по специальным перемычкам или с недалеко расположенных газовых месторождений и подземных хранилищ газа.
В связи с созданием Единой системы газоснабжения страны любой крупный магистральный газопровод, как правило, имеет значительное число сбросов и подкачек, которые, будучи переменными во времени, могут существенно влиять на режим работы газопровода в целом. Расчет режима работы протяженного магистрального газопровода с переменными сбросами и подкачками представляет весьма сложную инженерную задачу, требующую применения совершенного математического аппарата и вычислительной техники.
Здесь дается лишь качественный анализ режима работы магистрального газопровода с переменными сбросами и подкачками и на основе этого некоторые общие рекомендации по регулированию его режима работы.
На рис. 3.2, а изображен график изменения режима работы газопровода при периодическом сбросе. Как видно из графика, при периодическом сбросе линия депрессии давления (пунктирная линия) снижается на всем протяжении газопровода, но особенно заметно на участке после сброса. Это объясняется тем, что при сбросе пропускная способность на участке после сброса уменьшается, а это, в свою очередь, при неизменных конечном давлении газопровода и характеристиках КС приводит к снижению линии депрессии давления за сбросом. Отсюда же следует, что на участке до сброса пропускная способность должна несколько возрасти. С увеличением пропускной способности степени сжатия КС, расположенных до сброса, уменьшаются, что приводит к снижению линии депрессии давления и на этом участке.
Очевидно, чем больше сброс, тем в большей степени снижается линия депрессии давлении. На основе сделанного ранее анализа также следует, что чем ближе к началу газопровода будет расположен сброс, тем в большей степени при прочих равных условиях будет изменяться режим работы газопровода. Таким образом, при периодических сбросах давления на всех КС газопровода понижаются, а подача газа конечному потребителю уменьшается (при неизменных характеристиках КС). Такая же картина получается при увеличении сброса.
Последнее очень характерно для зимнего периода работы газопровода, когда из-за сезонной неравномерности газопотребления сбросы газа попутным потребителям заметно увеличиваются. При этом давления на выходе последних станций заметно снижаются, а эффективность их работы падает вследствие снижения их степеней сжатия.
Рис. 3.2 – Графики изменения режима работы газопровода при периодическом сбросе (а) и подкачке (б):
1 и 2 – линии депрессии газопровода соответственно со сбросом и без сброса; 3 и 4 – линии депрессии газопровода соответственно с подкачкой и без подкачки
Снижение степеней сжатия на КС, расположенных за сбросом, объясняется увеличением объемной подачи, отнесенной к условиям всасывания КС этого участка. В некоторых случаях эта подача может снизиться настолько, что возникает необходимость регулирования, поскольку она не должна быть меньше минимально допустимой, указанной в паспорте нагнетателя (здесь рассматривается лишь КС с центробежными нагнетателями). Повышения рабочих давлений на участке за сбросом можно добиться за счет отключения части агрегатов на одной или двух последних КС газопровода или снижения частоты вращения ротора нагнетателей на тех же КС. При отключении части агрегатов на последней или двух последних КС пропускная способность протяженного газопровода с большим числом станций практически не изменяется, в то же время заметно повышается эффективность работы остальных КС за сбросом (повышаются их степень сжатия, мощность и к. п. д.).
График изменения режима работы газопровода при периодической подкачке изображен на рис. 3.2, б. Как видно из графика, при подкачке (пунктирная линия) наблюдается повышение давления на всех КС газопровода. Поэтому если давление на какой-либо КС превышает максимально допустимое, то возникает необходимость регулирования отключением части агрегатов или снижением частоты вращения ротора агрегатов на этой станции или на станциях, расположенных до нее.
- Подготовка газа к транспорту
- 1.1 Очистка газа от механических примесей
- 1.2 Гидраты природных газов и методы борьбы с ними
- Методы предупреждения образования гидратов
- 1.4 Очистка газа от сероводорода и углекислого газа
- 1.5 Одоризация газа
- 2. Технологический расчет мг
- 2.1 Состав сооружений и классификация магистральных газопроводов
- 2.2 Задачи технологического расчета
- 2.3 Исходные данные технологического расчета
- 2.4 Основные зависимости для гидравлического расчета простого газопровода
- 2.4.1 Расчет простого рельефного газопровода
- 2.5 Распределение давления по длине газопровода. Среднее давление
- 2.7 Изменение температуры газа в газопроводе
- 2.8 Определение числа кс и их расстановка по трассе мг
- 2.9 Аккумулирующая способность последнего участка мг
- 2.10 Расчет сложных газопроводов
- 2.11 Совместная работа газопровода и компрессорных станций
- 3. Эксплуатация магистрального газопровода
- 3.1 Работа мг при остановке кс
- 3.2 Режим работы газопровода при сбросах и подкачках
- 3.3 Оценка состояния внутренней полости участка
- 3.4 Определение оптимальной периодичности очистки
- 3.5 Определение производительности кс и участка
- 4. Анализ работы газопровода
- 4.1 Исходная информация
- 4.2 Оценка результатов анализа
- Библиографический список
- Содержание