logo
Большой практикум

Шкала твердости Мооса

Относительная

твердость

по шкале

Мооса

Признаки

Породы

1. Тальк

Чертится ногтем

мягкие

2. Гипс

Чертится ногтем

3. Кальцит

Чертится стальным ножом

средние

4. Флюорит

Чертится стальным ножом

5. Апатит

Чертится стальным ножом

6. Ортоклаз

Чертится стальным ножом

твердые

7. Кварц

Чертит стекло

8. Топаз

Чертит стекло

9. Корунд

Режет стекло

10. Алмаз

Режет все вещества

При определении твердости испытуемого минерала царапают по его поверхности кусочком минерала с известной твердостью. Для примера определим твердость гематита. Из эталонных минералов его царапают все наиболее твердые минералы до ортоклаза включительно, т.е. минералы с твердостью от 9 до 6. Следовательно, гематит имеет твердость меньше 6. Следующий в шкале минерал апатит не царапает гематит, но гематит в свою очередь оставляет на апатите черту. Следовательно, твердость гематита меньше 6, но больше 5. Она определяется как 5,5.

Плотность. Бывают легкие минералы с плотностью до 2,5 г/см3 (гипс, галит, сера), средние с плотностью 2,5-4 г/см3 (кварц, полевые шпаты, кварцит) и тяжелые минералы с плотностью более 4 (рудные минералы).

Магнитность. Способность минералов действовать на магнитную стрелку или притягиваться магнитом.

Растворимостью в 10% соляной кислоте обладают карбонатные минералы.

Вкус. Например, галит – соленый; сильвин – горько-соленый.

Запах. При трении фосфоритов друг о друга возникает запах жженой кости, что свидетельствует о присутствии фосфора. Янтарь и сера при нагревании загораются и испускают очень характерные запахи.

Материалы и оборудование: коллекция минералов, шкала Мооса, фарфоровые чашки, стеклянные пластинки, лупы.

<h2>Содержание работы:</h2>

<ol>

<li>Изучите коллекцию минералов, разделите их на классы, ориентируясь на химические формулы. </li>

<li>Научитесь работать со шкалой Мооса. </li>

<li>Научитесь определять цвет, цвет черты, прозрачность, блеск, спайность, излом минералов. </li>

</ol>

  1. Дайте ответы на контрольные вопросы по данной теме:

а). Что такое минералы?

б). На какие группы минералы делят по происхождению?

в). Какие существуют пути образования вторичных минералов?

г). Каково почвообразующее значение минералов?

д). Каковы основные физические свойства, диагностирующие минералы?

ж). В какой форме минералы встречаются в природе?

з). Какие классы минералов вы знаете? Назовите, к какому классу относятся минералы, представленные в коллекции?