3. Правовые основы ценообразования
Правовое обеспечение работ по ценообразованию. Основы формирования и функционирования системы ценообразования устанавливаются законодательно. Определяются права, обязанности и ответственность хозяйствующих субъектов, граждан и общественных организаций в области ценообразования и полномочия органов власти и управления по регулированию и контролю цен.
Законодательство о ценах и ценообразовании в той или иной форме действует во многих развитых странах. Вопросы ценообразования регулируются законодательством Швеции, Швейцарии, ФРГ, Франции и других государств. Исходный принцип действия всех законодательных документов в области ценообразования состоит в том, что цены декларируются как свободные, т.е. складывающиеся в процессе равноправных взаимоотношений субъектов ценообразования в определенный момент времени на товарном рынке.
Отечественное законодательство пытается ориентироваться на европейскую модель ценообразования. Это означает, что при свободных ценах, устанавливаемых по согласованию покупателя с продавцом, одновременно имеется значительный круг товаров, в отношении которого государство оставляет за собой право вмешиваться в уровни или соотношения цен. Конкретно действующим законодательством заложена возможность для исполнительной власти вмешиваться в регулирование цен, во-первых, на продукцию предприятий-монополистов, во-вторых, на товары, которые являются жизненно необходимыми, социально-значимыми, в-третьих, на товары, которые определяют развитие ценообразования в целом (электро- и теплоэнергия, тарифы на перевозки, основные услуги связи и т.д.).
Действующее законодательство по ценообразованию должно обеспечивать важнейшие гарантии свободного, рыночного ценообразования. Никаких преференций в сфере ценообразования не должно быть у государства. Наоборот, должно соблюдаться равенство всех субъектов ценообразования, независимо от того, кто это - гражданин, предприниматель или государство. Если по правилам будут действовать все участники рынка, то государственное вмешательство будет минимальным и только в рамках законодательства.
Значительное внимание уделено вопросам ценообразования в Гражданском кодексе.
В Кодексе выделена специальная статья, определяющая особенности современной практики ценообразования (ст. 394). Прежде всего, эта статья утверждает, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Этим подтверждается практика применения свободных рыночных цен в РБ.
Разновидностью цен признаны тарифы, расценки, ставки и т.п., тем самым можно предположить, что ценообразование распространяется на банковские операции (процентные ставки за пользование кредитом, за отдельные банковские операции и т.д.), трудовые отношения (расценки, ставки за выполняемые работы, технологические операции) и т.п.
Подчеркивается, что в предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые соответствующими государственными органами.
Основой для изменения цен после заключения договора являются условия, предусмотренные этим договором или законом. Изменение цены, гласит п.2 ст. 394, после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, либо в установленном законом порядке.
В случаях, когда в договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги (п.3 ст. 394).
Государственная политика цен – это действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление регулирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроль за их соблюдением. Это часть экономической политики государства в условиях рыночных отношений – имеет особо важное значение. Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, коммунальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических последствий и социальных, в то же время способствует развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.
В структуре органов исполнительной власти предусматриваются органы, формирующие и реализующие политику цен – это Правительство РБ и в особенности Министерство экономики РБ и входящий в его состав Департамент ценовой политики.
Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены.
Прямое или административное вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования.
В условиях рыночной экономики регулируемые цены, как и свободные цены, устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию.
Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат - калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий-монополистов.
Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования:
- общее замораживание цен (оно применяется при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики) или замораживание цен на отдельные группы товаров;
- установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены твердо установленной величины формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. Субъекты ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовывать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены;
- установление пределов возможного роста цены за определенный период времени или предельного уровня цены, т.е. максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Регулирование верхнего уровня цен очень важно в условиях дефицита. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления;
- установление предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны пересматриваться предприятием в сторону снижения;
- установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок. Органам исполнительной власти на местах разрешено определять предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок на соответствующей территории;
- введение предельного уровня котированных цен на товары, поступившие из государственного сектора, и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен;
- декларирование цен – по решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации;
- установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендованные;
- установление паритетных цен - их можно использовать для обоснования границ государственного регулирования цен на продукцию естественных монополий в целях ограничения их неоправданного повышения, замедления роста издержек производства у потребителей, а также для определения возможных субсидий и льгот отдельным отраслям при возникновении крупных ценовых несоответствий.
Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов. Косвенное регулирование цен осуществляется путем применения льготного налогообложения, применения льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, заключения органом власти с юридическим или физическим лицом договора о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги.
К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами:
- создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства;
- разработку специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления;
- государственное финансирование НИР на разработку и создание новых видов продукции;
- государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций;
- эффективное использование таможенных тарифов.
Регулирование цен в зарубежных странах. Предприятия в условиях рынка всегда стремятся выйти из состояния совершенной конкуренции, монополизировать производство. В настоящее время во всех развитых странах существует антимонопольное законодательство, которое хотя и представлено под различными названиями, но суть его одна – поддержка конкуренции и ограничение монополизации.
Способы и методы государственного воздействия на цены в странах с рыночной экономикой различны, что зависит от национальных, климатических, политических, ресурсных и других факторов, определяющих положение страны в мировом хозяйстве.
США. Правовой основой государственного регулирования цен являются антитрестовские законы. Органами, осуществляющими контроль цен (недопущение сговора по ценам и за действиями по ценовой дискриминации), являются Антитрестовское управление Министерства юстиции США и Федеральная торговая комиссия.
Подавляющая часть цен в США назначается компаниями в условиях конкурентно-рыночного механизма. Вместе с тем, сохраняются государственные цены в отраслях с естественной монополией. Это – энергетика, система связи. Государством регулируется 5-10% цен.
Правительство США оказывает определенное воздействие на цены через стандарты, экономические требования. Под контролем государства находятся также процентные ставки за кредит, оказывающие влияние на издержки производства и цены.
В настоящее время основной упор делается на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования цен, оказывающих стабилизирующее воздействие на движение цен. Сюда можно отнести следующее: реструктивную кредитно-денежную политику, регулирование учетной ставки федеральных резервных банков, сокращение дефицита госбюджета, федеральные закупки товаров и услуг, налоговую политику цен. Эти направления государственной политики оказывают влияние на изменение соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке и, таким образом, определяют базовые пропорции обмена и уровня цен.
Франция. В настоящее время государство регулирует цены на продукцию предприятий отраслей-монополистов: газ, электроэнергетику, транспорт, сельскохозяйственную продукцию. Соотношение между регулируемыми и свободными ценами на товары и услуги составляет:
примерно 20% цен регулируется государством, а остальные 80% находятся в режиме свободного ценообразования.
Государственные структуры, осуществляющие регулирование цен, – это департамент по конкуренции Министерства планирования и финансов, куда на правах отдела входят органы по государственному регулированию цен и ценовой конкуренции. Регулирование цен – главный инструмент государственного воздействия на производителей сельскохозяйственной продукции, сохранения паритета в доходах фермеров и рабочих промышленности, торговли, услуг.
Япония осуществляет минимальное прямое вмешательство государства в ценообразование. Более того, государство проводит курс на ограничение любых форм контроля над оптовыми и розничными ценами со стороны корпораций.
Основная законодательная база, ограничивающая участие субъектов рынка и государства в ценообразовании, – это Антимонопольный закон (1947), Закон о регулировании рынка продовольственных товаров. Закон о стабилизации цен на продукты животноводства. Специальный орган - Комиссия по справедливым сделкам – следит за соблюдением этих законов.
Основой ценообразования в Японии является взаимодействие спроса и предложения. Однако это не означает, что государство отказывается от воздействия на цены на отдельные виды товаров. Административно в Японии регулируется примерно 20% потребительских цен, в том числе на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты, воду, тарифы на электроэнергию, газ, железнодорожные тарифы, стоимость образования и медицинского обслуживания.
Правительство пристальное внимание обращает на ценообразование на сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары. Объясняется это тем, что без вмешательства государства разорилась бы основная часть фермеров, затраты которых выше, чем во многих развитых странах из-за небольших размеров хозяйств, высокой стоимости рабочей силы, кормов и т.д.
В процесс ценообразования на товары широкого потребления государство практически не вмешивается.
- Лекции - 36 часов
- Тема 1. Государственные основы недропользования в Республике Беларусь
- 14 Июля 2008 г. N 406-з
- 4. Геологическая информация. Государственный учет пользования недрами и состояния минерально-сырьевой базы
- 6. Государственный контроль и надзор при пользовании недрами
- 2. Минерально-сырьевая база Беларуси – состояние и перспективы
- Агрохимическое сырье
- Металлические полезные ископаемые
- Тема 2. Основы организации управления геологическим изучением недр Лекция 1(5). Организация управления геологическим изучением недр в развитых странах
- 3. Организация геологической службы во Франции.
- Лекция 2(6). Организация управления геологическим изучением недр в российской федерации и республике беларусь
- 1. Организация геологической службы России
- 1. Государственное геологическое предприятие и его хозяйственный механизм
- Функции менеджмента
- Тема 3.Организация геологоразведочных работ
- 3. Стадии геологоразведочных работ
- Цель работ–геологическое изучение территории поисков; выявление проявлений и месторождений полезных ископаемых; определение целесообразности их дальнейшего изучения.
- 3. Горно-буровые работы
- 4. Горно-разведочные работы
- 5. Геофизические работы
- Тема 4. Экономика геологоразведочных работ
- 1. Цели и методы ценообразования
- 3. Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.
- 2. Структура цены
- 3. Правовые основы ценообразования
- 4. Ценовая политика и стратегия предприятия
- 3. Краткосрочная максимизация оборота.
- 1. Содержание и функции финансов в рыночной экономике
- 2. Финансовый рынок
- 4. Финансовые ресурсы предприятия
- 5. Финансовый план предприятия
- 2. Основные тенденции развития и изменения налогообложения в ряде ведущих стран:
- 3. Специфика налогообложения геологоразведочных и горнодобывающих предприятий в странах с развитой рыночной экономикой
- 1. Геолого-экономическая оценка месторождений полезных ископаемых
- Цеховые эксплуатационные затраты
- 2. Геолого-экономическая оценка месторождений на различных стадиях геологоразведочных работ.
- 3. Стоимостная оценка месторождений полезных ископаемых
- Тема 5. Планирование и проектирование геологоразведочных работ
- 1. Функции и объекты планирования, принципы его организации
- 2. Стратегическое планирование
- 4. Система планов на геологоразведочном предприятии
- Лекция 2(16). Текущее планирование производственной деятельности предприятия
- 2. Геологическое задание и поэтапное планирование работ на объекте
- Лекция 3 (17). Составление проектно-сметной документации
- 2. Определение стоимости и составление смет на геологоразведочные работы
- 1. Проект на проведение геологоразведочных работ
- 2. Определение стоимости и составление смет на геологоразведочные работы
- Накладные расходы
- Плановые накопления
- Компенсируемые затраты
- Подрядные работы
- 3. Порядок рассмотрения и утверждения проектно-сметной геологической документации
- 1. Принципы и модели внутрипроизводственных экономических отношений
- 2. Ответственность и показатели оценки деятельности подразделений
- 3. Подрядные методы и арендные отношения на предприятии