2. Финансовый рынок
Формирование финансовых ресурсов, их наиболее эффективное инвестирование и целенаправленное использование обеспечивается с помощью финансового рынка – особой формы организации движения денежных средств в народном хозяйстве.
Обычно, на практике денежные средства присутствуют у одних, а нуждаются в них другие. Для совмещения интересов вышеуказанных групп, т.е. перераспределения денежных средств от их владельцев к пользователям на определенных взаимовыгодных условиях, и предназначен финансовый рынок.
Финансовый рынок функционирует в виде рынка ценных бумаг (фондового рынка) и рынка ссудных капиталов.
Рынок ссудных капиталов представляет собой рынок временно свободных аккумулированных денежных средств.
На рынке ценных бумаг осуществляются различного рода операции с ценными бумагами. Ценные бумаги – это денежные документы, удостоверяющие права собственности владельца документа к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту). Ценные бумаги могут существовать в форме обособленных документов или записей на счетах. К ним относятся акции, облигации, казначейские обязательства государства, сберегательные и депозитные сертификаты банков, вексели, фьючерсы, опционы и др.
Фондовый рынок подразделяется на первичный, связанный с эмиссией и первичным размещением ценных бумаг, и вторичный, на котором происходит повторная купля-продажа уже размещенных бумаг. Продажа ценных бумаг вследствие взаимодействия участников рынка приводит к перемещению денежного капитала между хозяйствующими субъектами, отраслями и регионами.
Благодаря рынку ссудного капитала и рынку ценных бумаг сбережения и накопления трансформируются в финансовый капитал, потребителями которого являются все субъекты экономических отношений – и государство, и предприятия, и отдельные физические лица (в форме личных ссуд, потребительского кредита).
Функционирование финансовых рынков стимулирует развитие рыночных отношений и народного хозяйства в целом, обеспечивая инвестиции денежных средств в производство, развитие предприятия и отраслей, которые дают максимальную прибыль инвесторам. Это, в свою очередь, способствует ускорению НТП, благодаря мобильности капиталов позволяет цивилизованным способом покрывать дефицит, так как именно на финансовом рынке можно найти свободные денежные средства для покрытия государственных расходов. Таким образом, финансовый рынок участвует в регулировании экономики, изменения темпов роста отдельных структурных подразделений в соответствии с изменившимися потребностями общества.
3. Управление финансами – составная часть общей системы управления социально-экономическими процессами в обществе.
Финансовая политика как цель управления финансами на государственном уровне реализуется посредством государственного регулирования финансовых отношений. Государственное финансовое регулирование призвано решать задачи по удовлетворению потребностей всего общества с помощью следующих стоимостных рычагов: механизма налогообложения, налоговых льгот и выделения бюджетных субсидий.
Различные сферы и звенья финансовой системы принимают участие в регулировании экономики. Ими могут быть – финансы предприятий, деятельность страховых компаний, государственный бюджет и др., но главным инструментом регулирования воспроизводственных пропорций принято считать финансы предприятий, которые ищут на финансовом рынке пути наиболее выгодного применения своим финансовым ресурсам. Воспроизводственная структура регулируется самим субъектом хозяйствования, изменяющим пропорции отчисления денежных средств во внутрихозяйственные фонды целевого назначения. В рамках рыночной экономики возможен рост системы страхования в регулировании отраслевых пропорций.
Государство регулирует посредством бюджетных и внебюджетных фондов амортизационную, таможенную и ценовую политику. Сущность этого регулирования – предоставить дотации и субсидии нижестоящим бюджетам, формировать и использовать территориальные фонды регулирования, а также различные формы государственного кредита.
Отраслевые пропорции экономического развития определяются финансами предприятий, территориальные пропорции регулируют главным образом государственные и местные финансы.
Управление финансами и финансовой деятельностью осуществляется специальными органами, образующими финансовый аппарат. Финансовый аппарат – это организационные структуры, управляющие финансовой системой. Контроль как элемент управления осуществляется и в процессе планирования, и в процессе оперативного управления. Он предполагает сопоставление фактических результатов использования финансовых ресурсов с планами выявления резервов роста финансовых ресурсов.
Финансовые отношения в виде доходов, налогов, процентов, амортизации, расходов и т.д., составляют объект управления. Субъектами управления финансами в каждой из подсистем финансовой системы выступают: органы государственной власти и управления – управление государственными и муниципальными финансами; хозяйствующие субъекты – управление финансами предприятий и организаций; домохозяйства – денежными доходами работающих и неработающих членов. Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом – сопоставление финансовых планов, где фиксируются доходы и расходы на определенный период, отражаются связи со звеньями финансовой и кредитной систем (взносы на соцстрах, платежи в бюджет, плата за кредит и т.д.). Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы, различна только форма плана и состав его показателей:
- коммерческие предприятия и организации составляют балансы;
- некоммерческие учреждения – сметы;
- общественные объединения – финансовые планы;
- органы государственной власти – бюджеты разных уровней.
Задачи финансового планирования, определяемые финансовой политикой, – определение объема и источника денежных средств; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами и др.
В РБ в соответствии с Конституцией общее управление финансами осуществляют высшие органы государственной власти – Президент, Парламент, Правительство. Различают стратегическое управление (на перспективу) финансами, которое осуществляется органами государственного и экономического управления (аппарат администрации Президента, Национальное собрание, Министерство финансов), и оперативное управление – осуществляется финансовым аппаратом.
Формой реализации контрольной функции финансов выступает финансовый контроль. Финансовый контроль – совокупность действий и операций по проверке финансовых сторон деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. Объектом финансового контроля являются распределительные отношения на стадии образования и в процессе использования финансовых ресурсов централизованных и децентрализованных денежных фондов. Непосредственным предметом проверок являются финансовые показатели: прибыль, себестоимость, налоги и платежи, рентабельность – все операции, совершаемые с использованием денег как средства платежа или эквивалента (бартерные сделки).
Учет финансов, их контроль и анализ позволяют выделить несоответствия, связанные с распределением денежных средств, где финансовые ресурсы создаются несвоевременно, где задерживается их поступление в распоряжение различных субъектов хозяйствования, где они неэффективно и неэкономно тратятся. Эта функция осуществляется:
- финансовыми подразделениями предприятий в целях выявления резервов рационального использования ресурсов предприятия;
- финансовыми и налоговыми органами в отношении: предприятий в части полноты различных уплат, и бюджетных учреждений в части исполнения сметы расходов и распределения прибыли от предпринимательской деятельности;
- банками при кредитовании предприятий, когда проверяется финансовая устойчивость заимополучателя, обеспеченность и гарантии выдаваемого кредита;
- акционерами, поставщиками, страховщиками предприятия, а также другими хозяйствующими субъектами, имеющими к данному предприятию имущественный интерес.
Наиболее распространенные формы финансового контроля – проверки и ревизии. Проверки проводятся по отдельным аспектам финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период. Ревизия – это комплексная проверка всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период.
- Лекции - 36 часов
- Тема 1. Государственные основы недропользования в Республике Беларусь
- 14 Июля 2008 г. N 406-з
- 4. Геологическая информация. Государственный учет пользования недрами и состояния минерально-сырьевой базы
- 6. Государственный контроль и надзор при пользовании недрами
- 2. Минерально-сырьевая база Беларуси – состояние и перспективы
- Агрохимическое сырье
- Металлические полезные ископаемые
- Тема 2. Основы организации управления геологическим изучением недр Лекция 1(5). Организация управления геологическим изучением недр в развитых странах
- 3. Организация геологической службы во Франции.
- Лекция 2(6). Организация управления геологическим изучением недр в российской федерации и республике беларусь
- 1. Организация геологической службы России
- 1. Государственное геологическое предприятие и его хозяйственный механизм
- Функции менеджмента
- Тема 3.Организация геологоразведочных работ
- 3. Стадии геологоразведочных работ
- Цель работ–геологическое изучение территории поисков; выявление проявлений и месторождений полезных ископаемых; определение целесообразности их дальнейшего изучения.
- 3. Горно-буровые работы
- 4. Горно-разведочные работы
- 5. Геофизические работы
- Тема 4. Экономика геологоразведочных работ
- 1. Цели и методы ценообразования
- 3. Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.
- 2. Структура цены
- 3. Правовые основы ценообразования
- 4. Ценовая политика и стратегия предприятия
- 3. Краткосрочная максимизация оборота.
- 1. Содержание и функции финансов в рыночной экономике
- 2. Финансовый рынок
- 4. Финансовые ресурсы предприятия
- 5. Финансовый план предприятия
- 2. Основные тенденции развития и изменения налогообложения в ряде ведущих стран:
- 3. Специфика налогообложения геологоразведочных и горнодобывающих предприятий в странах с развитой рыночной экономикой
- 1. Геолого-экономическая оценка месторождений полезных ископаемых
- Цеховые эксплуатационные затраты
- 2. Геолого-экономическая оценка месторождений на различных стадиях геологоразведочных работ.
- 3. Стоимостная оценка месторождений полезных ископаемых
- Тема 5. Планирование и проектирование геологоразведочных работ
- 1. Функции и объекты планирования, принципы его организации
- 2. Стратегическое планирование
- 4. Система планов на геологоразведочном предприятии
- Лекция 2(16). Текущее планирование производственной деятельности предприятия
- 2. Геологическое задание и поэтапное планирование работ на объекте
- Лекция 3 (17). Составление проектно-сметной документации
- 2. Определение стоимости и составление смет на геологоразведочные работы
- 1. Проект на проведение геологоразведочных работ
- 2. Определение стоимости и составление смет на геологоразведочные работы
- Накладные расходы
- Плановые накопления
- Компенсируемые затраты
- Подрядные работы
- 3. Порядок рассмотрения и утверждения проектно-сметной геологической документации
- 1. Принципы и модели внутрипроизводственных экономических отношений
- 2. Ответственность и показатели оценки деятельности подразделений
- 3. Подрядные методы и арендные отношения на предприятии