4. Геологическая информация. Государственный учет пользования недрами и состояния минерально-сырьевой базы
Геологическая информация. Государственный геологический фонд
Геологическая информация включает в себя сведения о геологическом строении недр, качестве и количестве находящихся в них полезных ископаемых и иных ресурсов недр, об условиях их добычи или использования, о явлениях и процессах, происходящих в недрах, сведения о которых содержатся в геологических отчетах, картах, иных текстовых и графических документах и материалах, зафиксированных на материальных носителях.
Геологическая информация представляется безвозмездно юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими геологическое изучение недр, добычу полезных ископаемых, использование иных ресурсов недр, в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь для формирования государственного геологического фонда.
Государственный геологический фонд предназначен для накопления геологической информации, ее систематизации, обобщения и использования в целях:
1. обоснования оценки текущего и перспективного состояния минерально-сырьевой базы;
2. обоснования направлений геологоразведочных работ;
3. утверждения кондиций полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр и запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр;
4. ведения государственных балансов запасов полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр;
5. учета работ по геологическому изучению недр;
6. выдачи заключений о наличии (об отсутствии) в границах испрашиваемого земельного участка разведанного месторождения полезных ископаемых;
7. проектирования и создания горных предприятий, осуществляющих добычу полезных ископаемых и их первичную обработку (очистку, обогащение);
8. в иных целях, предусмотренных законодательством.
Государственный учет пользования недрами и состояния минерально-сырьевой базы
Государственный учет пользования недрами и состояния минерально-сырьевой базы ведется в формах государственного кадастра недр и государственных балансов запасов полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр.
Государственный кадастр недр ведется в целях осуществления государственного управления и регулирования в области использования и охраны недр, государственного контроля за использованием и охраной недр, государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами. Государственный кадастр недр ведется по месторождениям и проявлениям полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр, а также по подземным пространствам, которые используются или могут быть использованы для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Государственный кадастр недр содержит сведения по каждому объекту учета, характеризующие местоположение, качество и количество основного полезного ископаемого и полезных ископаемых, совместно с ним залегающих, геотермальных ресурсов недр, компонентов, содержащихся в них.
Учету в государственном кадастре недр подлежат участки недр, в границах которых располагаются:
- месторождения с запасами полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр, учтенными в государственных балансах запасов полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр;
- месторождения с запасами полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр, не учтенными в государственных балансах запасов полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр, но предварительная или детальная разведка которых завершена;
- месторождения, запасы полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр которых сняты с учета в государственных балансах запасов полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр;
- выработанные месторождения;
- проявления полезных ископаемых, для которых установлено наличие хотя бы одной залежи полезных ископаемых, по качеству удовлетворяющих требованиям пригодности для промышленной разработки месторождения, но количество запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр которого либо не установлено, либо ему не дана геолого-экономическая оценка;
- подземные пространства, выявленные в процессе инженерно-геологических изысканий, разведки и (или) разработки месторождений природного строительного и облицовочного камня, каменной и калийной солей, отработанных с использованием камерной и камерно-столбовой систем, и не подлежащие в дальнейшем обрушению или затоплению, а также подземные сооружения камерного и тоннельного типов, горные выработки в виде отработанных рассолопромыслов.
Ведение государственного кадастра недр осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в формах паспортов, каталогов, регистрационных карт объектов учета.
Запасы полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр
Запасы полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр по их экономическому значению подразделяются на балансовые запасы полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр и забалансовые запасы полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр и подлежат раздельному подсчету и учету.
Определение балансовой принадлежности запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр производится на основании технико-экономических обоснований кондиций полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр, прошедших государственную экспертизу геологической информации.
Балансовые запасы полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр включают в себя:
1. запасы полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр, извлечение которых на момент их утверждения согласно геолого-экономической оценке месторождения экономически эффективно;
2. запасы полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр, извлечение которых на момент их утверждения согласно геолого-экономической оценке месторождения не обеспечивает экономической эффективности его разработки вследствие низких технико-экономических показателей, но извлечение которых становится экономически целесообразным при реализации инвестиционного проекта.
Забалансовые запасы полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр включают в себя:
1. запасы полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр, отвечающие требованиям, предъявляемым к балансовым запасам, но использование которых на момент их утверждения невозможно по горнотехническим, технологическим причинам либо в связи с требованиями экологической и (или) промышленной безопасности;
2. запасы полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр, извлечение которых на момент их утверждения согласно геолого-экономической оценке месторождения экономически нецелесообразно вследствие особенностей химического состава или физических свойств полезного ископаемого либо особой сложности условий его извлечения или переработки, но в ближайшем будущем может стать экономически эффективным в результате повышения цен на минерально-сырьевые ресурсы либо при создании новых технологий, обеспечивающих снижение издержек при его добыче (использовании), первичной обработке (очистке, обогащении).
Забалансовые запасы полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр подсчитываются и учитываются в случае, если технико-экономическими расчетами установлены возможность их сохранения в недрах для последующего извлечения или целесообразность попутного извлечения и сохранения для использования в будущем.
Государственные балансы запасов полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр
Государственные балансы запасов полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр являются формой учета запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр, выявленных в недрах по состоянию на 1 января каждого года, и представляют собой единый банк данных о качестве, количестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр, их добыче, потерях, об изменениях запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр за отчетный год. Ведутся на основании сведений государственной статистической отчетности.
Государственные балансы запасов полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр ведутся по месторождениям (их частям), видам полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр недропользователями, которым предоставлены геологические или горные отводы. Ведение государственных балансов запасов полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр, постановку на государственный баланс запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр и их списание осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Постановке на государственный баланс подлежат:
- запасы полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр по месторождениям (их частям), вновь выявленным в результате геологического изучения недр;
- запасы полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр, выявленные на разрабатываемых месторождениях в результате доразведки и (или) эксплуатационной разведки, а также полученные в результате переоценки ранее подсчитанных запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр или при переводе забалансовых запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр в балансовые;
- балансовые и забалансовые запасы добытых и складированных в отвалы полезных ископаемых;
- запасы полезных ископаемых, содержащихся в отходах, образующихся после первичной обработки (очистки, обогащения) полезных ископаемых, если осуществляется их добыча или промышленная ценность подтверждена геолого-экономической оценкой.
Учет движения запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр, а также их потерь проводится недропользователем не реже одного раза в год на основании данных геологической и маркшейдерской документации по состоянию на конец календарного года. В случаях, когда при добыче полезных ископаемых прямое определение их потерь невозможно, а разработка месторождения к концу отчетного года не завершена, количество потерь полезных ископаемых определяется условно с учетом установленных нормативов потерь полезных ископаемых и количества добытых полезных ископаемых. Данные учета движения запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр представляются в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в форме отчета о состоянии и движении запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр в соответствии с законодательством о государственной статистике.
Списанию подлежат учтенные балансовые и забалансовые запасы основного полезного ископаемого и полезных ископаемых, совместно с ним залегающих, и (или) геотермальных ресурсов недр, а также попутные компоненты, содержащиеся в них:
1. добытые и направленные потребителям;
2. потерянные в процессе добычи, извлеченные из недр и направленные в отвалы, а также потери, не превышающие нормативов допустимых потерь полезных ископаемых и нормативов эксплуатационных потерь полезных ископаемых;
3. утратившие промышленное значение, в том числе:
не соответствующие вновь установленным кондициям полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр в результате геолого-экономической переоценки запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр;
добыча (использование) которых стала технологически невозможной и экономически нецелесообразной вследствие выявившегося усложнения гидрогеологических, инженерно-геологических, технических и иных условий их добычи (использования);
4. не подтвердившиеся при разработке месторождения (его части) и при последующих геологоразведочных работах в результате получения новых данных о качестве, количестве и условиях залегания полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр.
Списание производится путем снятия их с учета, кроме запасов полезных ископаемых, извлеченных из недр и направленных в отвалы, которые должны состоять на учете. Списание производится как путем полного снятия их с учета, так и путем перевода в забалансовые запасы.
Государственный учет минералогических, палеонтологических и иных уникальных геологических материалов
Государственный учет минералогических, палеонтологических и иных уникальных геологических материалов осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в целях их изучения, детального описания, рационального использования и охраны.
Государственному учету подлежат следующие минералогические, палеонтологические и иные уникальные геологические материалы:
1. минералогические, литологические, петрографические материалы, имеющие поисковое значение для выявления месторождений или представляющие познавательную и эстетическую ценность;
2. минералы, горные породы и полезные ископаемые с редкими, необычными физическими свойствами, крупные кристаллы и их сростки;
3. редкие горные породы и виды полезных ископаемых, их своеобразные выходы на поверхность или необычные проявления в горных выработках;
4. палеонтологические останки, имеющие важное значение для биостратиграфии и воспроизведения физико-географической обстановки геологического прошлого;
5. естественные и искусственные геологические обнажения с редкими или не характерными для конкретного региона геологическими разрезами;
6. участки недр, в границах которых горные породы отражают типоморфные особенности состава, строения и развития земной коры;
7. особо крупные или своеобразные по форме и вещественному составу валуны.
Недропользователи и иные лица, обнаружившие минералогические, палеонтологические и иные уникальные геологические материалы или имеющие сведения о них, сообщают об этом в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальные органы. Минприроды поручает Комиссии по минералогическим, палеонтологическим и иным уникальным геологическим материалам при Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики выехать к месту нахождения возможных минералогических, палеонтологических и иных уникальных геологических материалов в целях изучения объекта и отбора образцов. Комиссия на основании анализа собранной информации и материалов составляет акт о признании минералогических, палеонтологических и иных геологических материалов уникальными, в котором приводится подробная характеристика изученных объектов, указываются особые признаки объектов, позволяющие судить о степени их уникальности, и делается заключение о признании или непризнании их уникальными. Акт о признании минералогических, палеонтологических и иных геологических материалов уникальными направляется в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и служит основанием для их государственного учета.
Образцы минералогических, палеонтологических и иных уникальных геологических материалов в целях их государственного учета и постоянного хранения передаются в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь с составлением акта сдачи-приемки, в котором приводится полное описание образцов и состояния их сохранности. На каждый образец минералогических, палеонтологических и иных уникальных геологических материалов составляется паспорт.
5. Рациональное использование и охрана недр
Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:
1. соблюдение порядка предоставления участков недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;
2. обеспечение комплексности и полноты геологического изучения недр и извлечения из них полезных ископаемых, использования геотермальных ресурсов недр;
3. соблюдение предусмотренного проектной документацией на разработку месторождения полезных ископаемых порядка проведения горных работ при вскрытии, подготовке месторождения для разработки и его разработке;
4. недопущение нерационального, экономически необоснованного выборочного извлечения полезных ископаемых;
5. использование соответствующих установленным техническими нормативными правовыми актами требованиям технических средств и технологического оборудования для разработки месторождений и постоянное совершенствование способов и методов разработки месторождений и применяемого оборудования;
6. недопущение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых;
7. использование техники и технологий использования геотермальных ресурсов недр, обеспечивающих получение максимального энергетического эффекта при минимальных потерях геотермальных ресурсов недр;
8. планирование и осуществление мероприятий, предотвращающих загрязнение вод при проведении работ, связанных с пользованием недрами;
9. соблюдение правил консервации и ликвидации горных предприятий, горных выработок, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
10. защита месторождений;
11. недопущение вредного воздействия последствий использования геотермальных ресурсов недр на иные природные ресурсы.
Нормирование в области использования и охраны недр
Нормирование в области использования и охраны недр осуществляется путем установления:
лимитов добычи полезных ископаемых;
нормативов допустимых потерь полезных ископаемых;
нормативов эксплуатационных потерь полезных ископаемых.
Лимиты добычи полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод) утверждаются Советом Министров Республики Беларусь по представлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Лимиты добычи общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод утверждаются местными Советами депутатов по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Потерями полезных ископаемых считается часть балансовых запасов полезных ископаемых, не извлеченных из недр при разработке месторождения или утраченных в процессе добычи и переработки полезных ископаемых. Допустимыми потерями полезных ископаемых при их добыче считается часть балансовых запасов полезных ископаемых, не извлеченных из недр, а также оставленных в отвалах, местах складирования, на транспортных путях, в пределах установленных нормативов эксплуатационных потерь полезных ископаемых. Нормативы допустимых и эксплуатационных потерь полезных ископаемых разрабатываются недропользователями, осуществляющими разработку месторождения, на основе технических нормативных правовых актов, проектной документации на разработку месторождения полезных ископаемых и не должны превышать значений, предусмотренных данной документацией, и утверждаются территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по согласованию с органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
- Лекции - 36 часов
- Тема 1. Государственные основы недропользования в Республике Беларусь
- 14 Июля 2008 г. N 406-з
- 4. Геологическая информация. Государственный учет пользования недрами и состояния минерально-сырьевой базы
- 6. Государственный контроль и надзор при пользовании недрами
- 2. Минерально-сырьевая база Беларуси – состояние и перспективы
- Агрохимическое сырье
- Металлические полезные ископаемые
- Тема 2. Основы организации управления геологическим изучением недр Лекция 1(5). Организация управления геологическим изучением недр в развитых странах
- 3. Организация геологической службы во Франции.
- Лекция 2(6). Организация управления геологическим изучением недр в российской федерации и республике беларусь
- 1. Организация геологической службы России
- 1. Государственное геологическое предприятие и его хозяйственный механизм
- Функции менеджмента
- Тема 3.Организация геологоразведочных работ
- 3. Стадии геологоразведочных работ
- Цель работ–геологическое изучение территории поисков; выявление проявлений и месторождений полезных ископаемых; определение целесообразности их дальнейшего изучения.
- 3. Горно-буровые работы
- 4. Горно-разведочные работы
- 5. Геофизические работы
- Тема 4. Экономика геологоразведочных работ
- 1. Цели и методы ценообразования
- 3. Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.
- 2. Структура цены
- 3. Правовые основы ценообразования
- 4. Ценовая политика и стратегия предприятия
- 3. Краткосрочная максимизация оборота.
- 1. Содержание и функции финансов в рыночной экономике
- 2. Финансовый рынок
- 4. Финансовые ресурсы предприятия
- 5. Финансовый план предприятия
- 2. Основные тенденции развития и изменения налогообложения в ряде ведущих стран:
- 3. Специфика налогообложения геологоразведочных и горнодобывающих предприятий в странах с развитой рыночной экономикой
- 1. Геолого-экономическая оценка месторождений полезных ископаемых
- Цеховые эксплуатационные затраты
- 2. Геолого-экономическая оценка месторождений на различных стадиях геологоразведочных работ.
- 3. Стоимостная оценка месторождений полезных ископаемых
- Тема 5. Планирование и проектирование геологоразведочных работ
- 1. Функции и объекты планирования, принципы его организации
- 2. Стратегическое планирование
- 4. Система планов на геологоразведочном предприятии
- Лекция 2(16). Текущее планирование производственной деятельности предприятия
- 2. Геологическое задание и поэтапное планирование работ на объекте
- Лекция 3 (17). Составление проектно-сметной документации
- 2. Определение стоимости и составление смет на геологоразведочные работы
- 1. Проект на проведение геологоразведочных работ
- 2. Определение стоимости и составление смет на геологоразведочные работы
- Накладные расходы
- Плановые накопления
- Компенсируемые затраты
- Подрядные работы
- 3. Порядок рассмотрения и утверждения проектно-сметной геологической документации
- 1. Принципы и модели внутрипроизводственных экономических отношений
- 2. Ответственность и показатели оценки деятельности подразделений
- 3. Подрядные методы и арендные отношения на предприятии