logo
5 КУРС / экон

4. Геологическая информация. Государственный учет пользования недрами и состояния минерально-сырьевой базы

Геологическая информация. Государственный геологический фонд

Геологическая информация включает в себя сведения о геологическом строении недр, качестве и количестве находящихся в них полезных ископаемых и иных ресурсов недр, об условиях их добычи или использования, о явлениях и процессах, происходящих в недрах, сведения о которых содержатся в геологических отчетах, картах, иных текстовых и графических документах и материалах, зафиксированных на материальных носителях.

Геологическая информация представляется безвозмездно юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими геологическое изучение недр, добычу полезных ископаемых, использование иных ресурсов недр, в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь для формирования государственного геологического фонда.

Государственный геологический фонд предназначен для накопления геологической информации, ее систематизации, обобщения и использования в целях:

1. обоснования оценки текущего и перспективного состояния минерально-сырьевой базы;

2. обоснования направлений геологоразведочных работ;

3. утверждения кондиций полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр и запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр;

4. ведения государственных балансов запасов полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр;

5. учета работ по геологическому изучению недр;

6. выдачи заключений о наличии (об отсутствии) в границах испрашиваемого земельного участка разведанного месторождения полезных ископаемых;

7. проектирования и создания горных предприятий, осуществляющих добычу полезных ископаемых и их первичную обработку (очистку, обогащение);

8. в иных целях, предусмотренных законодательством.

Государственный учет пользования недрами и состояния минерально-сырьевой базы

Государственный учет пользования недрами и состояния минерально-сырьевой базы ведется в формах государственного кадастра недр и государственных балансов запасов полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр.

Государственный кадастр недр ведется в целях осуществления государственного управления и регулирования в области использования и охраны недр, государственного контроля за использованием и охраной недр, государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами. Государственный кадастр недр ведется по месторождениям и проявлениям полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр, а также по подземным пространствам, которые используются или могут быть использованы для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Государственный кадастр недр содержит сведения по каждому объекту учета, характеризующие местоположение, качество и количество основного полезного ископаемого и полезных ископаемых, совместно с ним залегающих, геотермальных ресурсов недр, компонентов, содержащихся в них.

Учету в государственном кадастре недр подлежат участки недр, в границах которых располагаются:

- месторождения с запасами полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр, учтенными в государственных балансах запасов полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр;

- месторождения с запасами полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр, не учтенными в государственных балансах запасов полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр, но предварительная или детальная разведка которых завершена;

- месторождения, запасы полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр которых сняты с учета в государственных балансах запасов полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр;

- выработанные месторождения;

- проявления полезных ископаемых, для которых установлено наличие хотя бы одной залежи полезных ископаемых, по качеству удовлетворяющих требованиям пригодности для промышленной разработки месторождения, но количество запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр которого либо не установлено, либо ему не дана геолого-экономическая оценка;

- подземные пространства, выявленные в процессе инженерно-геологических изысканий, разведки и (или) разработки месторождений природного строительного и облицовочного камня, каменной и калийной солей, отработанных с использованием камерной и камерно-столбовой систем, и не подлежащие в дальнейшем обрушению или затоплению, а также подземные сооружения камерного и тоннельного типов, горные выработки в виде отработанных рассолопромыслов.

Ведение государственного кадастра недр осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в формах паспортов, каталогов, регистрационных карт объектов учета.

Запасы полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр

Запасы полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр по их экономическому значению подразделяются на балансовые запасы полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр и забалансовые запасы полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр и подлежат раздельному подсчету и учету.

Определение балансовой принадлежности запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр производится на основании технико-экономических обоснований кондиций полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр, прошедших государственную экспертизу геологической информации.

Балансовые запасы полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр включают в себя:

1. запасы полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр, извлечение которых на момент их утверждения согласно геолого-экономической оценке месторождения экономически эффективно;

2. запасы полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр, извлечение которых на момент их утверждения согласно геолого-экономической оценке месторождения не обеспечивает экономической эффективности его разработки вследствие низких технико-экономических показателей, но извлечение которых становится экономически целесообразным при реализации инвестиционного проекта.

Забалансовые запасы полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр включают в себя:

1. запасы полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр, отвечающие требованиям, предъявляемым к балансовым запасам, но использование которых на момент их утверждения невозможно по горнотехническим, технологическим причинам либо в связи с требованиями экологической и (или) промышленной безопасности;

2. запасы полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр, извлечение которых на момент их утверждения согласно геолого-экономической оценке месторождения экономически нецелесообразно вследствие особенностей химического состава или физических свойств полезного ископаемого либо особой сложности условий его извлечения или переработки, но в ближайшем будущем может стать экономически эффективным в результате повышения цен на минерально-сырьевые ресурсы либо при создании новых технологий, обеспечивающих снижение издержек при его добыче (использовании), первичной обработке (очистке, обогащении).

Забалансовые запасы полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр подсчитываются и учитываются в случае, если технико-экономическими расчетами установлены возможность их сохранения в недрах для последующего извлечения или целесообразность попутного извлечения и сохранения для использования в будущем.

Государственные балансы запасов полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр

Государственные балансы запасов полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр являются формой учета запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр, выявленных в недрах по состоянию на 1 января каждого года, и представляют собой единый банк данных о качестве, количестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр, их добыче, потерях, об изменениях запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр за отчетный год. Ведутся на основании сведений государственной статистической отчетности.

Государственные балансы запасов полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр ведутся по месторождениям (их частям), видам полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр недропользователями, которым предоставлены геологические или горные отводы. Ведение государственных балансов запасов полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр, постановку на государственный баланс запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр и их списание осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Постановке на государственный баланс подлежат:

- запасы полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр по месторождениям (их частям), вновь выявленным в результате геологического изучения недр;

- запасы полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр, выявленные на разрабатываемых месторождениях в результате доразведки и (или) эксплуатационной разведки, а также полученные в результате переоценки ранее подсчитанных запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр или при переводе забалансовых запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр в балансовые;

- балансовые и забалансовые запасы добытых и складированных в отвалы полезных ископаемых;

- запасы полезных ископаемых, содержащихся в отходах, образующихся после первичной обработки (очистки, обогащения) полезных ископаемых, если осуществляется их добыча или промышленная ценность подтверждена геолого-экономической оценкой.

Учет движения запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр, а также их потерь проводится недропользователем не реже одного раза в год на основании данных геологической и маркшейдерской документации по состоянию на конец календарного года. В случаях, когда при добыче полезных ископаемых прямое определение их потерь невозможно, а разработка месторождения к концу отчетного года не завершена, количество потерь полезных ископаемых определяется условно с учетом установленных нормативов потерь полезных ископаемых и количества добытых полезных ископаемых. Данные учета движения запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр представляются в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в форме отчета о состоянии и движении запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр в соответствии с законодательством о государственной статистике.

Списанию подлежат учтенные балансовые и забалансовые запасы основного полезного ископаемого и полезных ископаемых, совместно с ним залегающих, и (или) геотермальных ресурсов недр, а также попутные компоненты, содержащиеся в них:

1. добытые и направленные потребителям;

2. потерянные в процессе добычи, извлеченные из недр и направленные в отвалы, а также потери, не превышающие нормативов допустимых потерь полезных ископаемых и нормативов эксплуатационных потерь полезных ископаемых;

3. утратившие промышленное значение, в том числе:

не соответствующие вновь установленным кондициям полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр в результате геолого-экономической переоценки запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр;

добыча (использование) которых стала технологически невозможной и экономически нецелесообразной вследствие выявившегося усложнения гидрогеологических, инженерно-геологических, технических и иных условий их добычи (использования);

4. не подтвердившиеся при разработке месторождения (его части) и при последующих геологоразведочных работах в результате получения новых данных о качестве, количестве и условиях залегания полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр.

Списание производится путем снятия их с учета, кроме запасов полезных ископаемых, извлеченных из недр и направленных в отвалы, которые должны состоять на учете. Списание производится как путем полного снятия их с учета, так и путем перевода в забалансовые запасы.

Государственный учет минералогических, палеонтологических и иных уникальных геологических материалов

Государственный учет минералогических, палеонтологических и иных уникальных геологических материалов осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в целях их изучения, детального описания, рационального использования и охраны.

Государственному учету подлежат следующие минералогические, палеонтологические и иные уникальные геологические материалы:

1. минералогические, литологические, петрографические материалы, имеющие поисковое значение для выявления месторождений или представляющие познавательную и эстетическую ценность;

2. минералы, горные породы и полезные ископаемые с редкими, необычными физическими свойствами, крупные кристаллы и их сростки;

3. редкие горные породы и виды полезных ископаемых, их своеобразные выходы на поверхность или необычные проявления в горных выработках;

4. палеонтологические останки, имеющие важное значение для биостратиграфии и воспроизведения физико-географической обстановки геологического прошлого;

5. естественные и искусственные геологические обнажения с редкими или не характерными для конкретного региона геологическими разрезами;

6. участки недр, в границах которых горные породы отражают типоморфные особенности состава, строения и развития земной коры;

7. особо крупные или своеобразные по форме и вещественному составу валуны.

Недропользователи и иные лица, обнаружившие минералогические, палеонтологические и иные уникальные геологические материалы или имеющие сведения о них, сообщают об этом в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальные органы. Минприроды поручает Комиссии по минералогическим, палеонтологическим и иным уникальным геологическим материалам при Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики выехать к месту нахождения возможных минералогических, палеонтологических и иных уникальных геологических материалов в целях изучения объекта и отбора образцов. Комиссия на основании анализа собранной информации и материалов составляет акт о признании минералогических, палеонтологических и иных геологических материалов уникальными, в котором приводится подробная характеристика изученных объектов, указываются особые признаки объектов, позволяющие судить о степени их уникальности, и делается заключение о признании или непризнании их уникальными. Акт о признании минералогических, палеонтологических и иных геологических материалов уникальными направляется в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и служит основанием для их государственного учета.

Образцы минералогических, палеонтологических и иных уникальных геологических материалов в целях их государственного учета и постоянного хранения передаются в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь с составлением акта сдачи-приемки, в котором приводится полное описание образцов и состояния их сохранности. На каждый образец минералогических, палеонтологических и иных уникальных геологических материалов составляется паспорт.

5. Рациональное использование и охрана недр

Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:

1. соблюдение порядка предоставления участков недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

2. обеспечение комплексности и полноты геологического изучения недр и извлечения из них полезных ископаемых, использования геотермальных ресурсов недр;

3. соблюдение предусмотренного проектной документацией на разработку месторождения полезных ископаемых порядка проведения горных работ при вскрытии, подготовке месторождения для разработки и его разработке;

4. недопущение нерационального, экономически необоснованного выборочного извлечения полезных ископаемых;

5. использование соответствующих установленным техническими нормативными правовыми актами требованиям технических средств и технологического оборудования для разработки месторождений и постоянное совершенствование способов и методов разработки месторождений и применяемого оборудования;

6. недопущение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых;

7. использование техники и технологий использования геотермальных ресурсов недр, обеспечивающих получение максимального энергетического эффекта при минимальных потерях геотермальных ресурсов недр;

8. планирование и осуществление мероприятий, предотвращающих загрязнение вод при проведении работ, связанных с пользованием недрами;

9. соблюдение правил консервации и ликвидации горных предприятий, горных выработок, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

10. защита месторождений;

11. недопущение вредного воздействия последствий использования геотермальных ресурсов недр на иные природные ресурсы.

Нормирование в области использования и охраны недр

Нормирование в области использования и охраны недр осуществляется путем установления:

лимитов добычи полезных ископаемых;

нормативов допустимых потерь полезных ископаемых;

нормативов эксплуатационных потерь полезных ископаемых.

Лимиты добычи полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод) утверждаются Советом Министров Республики Беларусь по представлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Лимиты добычи общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод утверждаются местными Советами депутатов по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Потерями полезных ископаемых считается часть балансовых запасов полезных ископаемых, не извлеченных из недр при разработке месторождения или утраченных в процессе добычи и переработки полезных ископаемых. Допустимыми потерями полезных ископаемых при их добыче считается часть балансовых запасов полезных ископаемых, не извлеченных из недр, а также оставленных в отвалах, местах складирования, на транспортных путях, в пределах установленных нормативов эксплуатационных потерь полезных ископаемых. Нормативы допустимых и эксплуатационных потерь полезных ископаемых разрабатываются недропользователями, осуществляющими разработку месторождения, на основе технических нормативных правовых актов, проектной документации на разработку месторождения полезных ископаемых и не должны превышать значений, предусмотренных данной документацией, и утверждаются территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по согласованию с органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.