5.4.5. Определение оптимального числа резервных элементов ксно
Как указывалось выше, одним из эффективных методов повышения надежности КСНО является резервирование его элементов. В свою очередь, увеличение количества элементов приводит к увеличению весовых характеристик и габаритных размеров, а также стоимости всего КСНО.
Если надежность всего КСНО задана, то при наличии резервирования вероятность безотказной работы будет
, (5.100)
где — количество i-x элементов повышающих надежность за счет резервирования; — вероятность отказа i-го элемента; - общее количество разнотипных элементов (дублирующие элементы не входят).
Определение оптимального числа резервных элементов заключается в выборе такого вектора (с компонентами ), который минимизирует суммарную стоимость КСНО.
Суммарная стоимость КСНО может быть представлена следующей зависимостью:
, (5.101)
где — постоянная составляющая затрат, не зависящая от резервирования; , а — статистические коэффициенты; , — коэффициенты, учитывающие увеличение массы и размеров за счет введения дополнительных элементов; — коэффициент, учитывающий увеличение объема за счет размеров .
При определении оптимального количества резервных элементов следует учитывать возможность существования ограничений по массе и габаритам, которые для данного случая могут быть представлены в следующем виде:
;
; (5.102)
где ; .
Поставленная задача формулируется так: необходимо выбрать вектор с компонентами таким образом, чтобы при соблюдении условия (5.100) и ограничений (5.102) минимизировать , определяемую по формуле (5.101).
В общем случае эта задача нелинейного целочисленного программирования, которая при больших значениях может быть решена либо методом полного перебора, либо наискорейшего спуска, либо другими численными методами с применением ЭВМ.
В простейшем случае, когда малы и отсутствуют ограничения по массе и габаритам, поставленная задача может быть решена аналитически.
Для этого случая можно записать приближенное уравнение, получаемое из (5.100):
. (5.103)
Уравнение (5.101) перепишем в виде
, (5.104)
где .
Оптимизацию будем проводить методом неопределенных множителей Лагранжа, для чего составим функцию
(5.105)
и, приравняв производные по и к нулю, получим
(5.106)
Решение этой системы уравнений позволяет найти оптимальное значение
, (5.107)
где .
Вместо натуральных логарифмов в приближенных расчетах можно пользоваться десятичными.
- 1.Введение
- Глава 1. Общие сведения о комплексе систем наземного обеспечения
- 1.1. Комплексы ла
- 1.2. Летательный аппарат как объект обслуживания
- 1.3. Классификация систем наземного обеспечения и требования, предъявляемые к ним
- Глава 2. Основы взаимодействия элементов систем наземного обеспечения на технической и стартовой позициях
- 2.1. Принципиальные схемы технологической подготовки ла к пуску
- 2.2. Назначение и структура технической позиции
- 2.3. Назначение и структура стартовой позиции
- 2.4. Организация процесса функционирования технологического оборудования в период предстартовой подготовки ла
- 2.4.1. Характеристика объекта подготовки
- 2.4.2. Организация работ на технической позиции
- 2.4.3. Организация работ на стартовой позиции
- 2.4.4. Функционирование наземного оборудования при полете рктс
- Глава 3. Некоторые вопросы проектирования комплекса систем наземного обеспечения
- 3.1. Основные этапы организации проектирования
- 3.2. Последовательность системного проектирования и
- 3.3. Распределение ресурсов при создании и эксплуатации ксно
- 3.3.1. Технико-экономический анализ создания ксно
- 3.3.2. Определение временных характеристик технологического цикла подготовки ла
- Глава 4. Математическое описание технологического процесса подготовки ла к пуску
- 4.1. Моделирование на эвм процесса подготовки ла с помощью представления технологического процесса абстрактными операциями
- 4.1.1. Задачи, решаемые при моделировании процесса подготовки ла
- 4.1.2. Абстрактные операции технологического процесса подготовки ла
- 4.1.3. Математическая модель операции обработки
- 4.1.4. Математическая модель операции сборки
- 4.1.5. Математическая модель операции управления
- 4.2. Аналитические модели процесса подготовки ла
- 4.2.1. Общая постановка задачи обслуживания
- 4.2.2. Математическая модель процесса функционирования ксно
- 4.2.3. Моделирование процесса функционирования цзс
- 4.2.4. Моделирование процесса функционирования системы заправки, осуществляемой подвижными агрегатами обслуживания
- 4.3. Анализ эффективности ксно
- 4.3.1. Определение степени готовности ксно к применению
- 4.3.2. Вероятность нормального функционирования элементов ксно
- 4.3.3. Оценка вероятности поражения обслуживающего персонала при аварийном подрыве ла
- Глава 5. Определение проектных параметров комплекса систем наземного обеспечения
- 5.1. Выбор рационального принципа структурного построения ксно и построения генерального плана
- 5.2. Выбор проектных параметров отдельных элементов наземного обеспечения
- 5.2.1. Транспортно-установочный агрегат
- 5.2.2. Башня обслуживания
- 5.2.3. Монтажно-испытательный корпус
- 5.3. Выбор оптимальных сроков службы ксно и его элементов
- 5.3.1. Постановка обобщенной задачи замены ксно
- 5.3.2. Выбор оптимальных сроков службы элемента ксно для частного случая
- 5.3.3. Определение рационального срока службы элемента ксно
- 5.4. Выбор оптимальной надежности ксно и его элементов
- 5.4.1. Общая постановка задачи оптимизации надежности ксно
- 5.4.2. Определение оптимального режима тренировок элементов ксно
- 5.4.3. Определение оптимального времени замены элементов ксно
- 5.4.4. Выбор оптимального распределения надежности отдельных элементов ксно
- 5.4.5. Определение оптимального числа резервных элементов ксно
- Глава 6. Анализ проблемы управления наземной космической инфраструктурой
- 1.1.Особенности российской космической деятельности
- Количество пусков ркп, проведенных с космодромов России в интересах запусков коммерческих ка в 1995-2004 годах
- 6.2. Общая характеристика состояния наземной космической инфраструктуры
- 6.2.1. Определение космической инфраструктуры
- 6.2.2. Состав и состояние технической структуры космодромов
- 1.2.Прогноз запусков ка по научным, социально-экономическим и международным космическим программам
- 1.3.Направления совершенствования технической структуры нки
- 6.5. Концепция управления наземной космической инфраструктурой на основе мониторинга ее состояния
- Эволюция объектов мониторинга в космической отрасли
- Оглавление
- 1. Введение 3
- Глава 1. Общие сведения о комплексе систем наземного обеспечения 4
- Глава 2. Основы взаимодействия элементов систем наземного обеспечения на технической и стартовой позициях 20
- Глава 3. Некоторые вопросы проектирования комплекса систем наземного обеспечения 54
- Глава 4. Математическое описание технологического процесса подготовки ла к пуску 83
- Глава 5. Определение проектных параметров комплекса систем наземного обеспечения 148
- Глава 6. Анализ проблемы управления наземной космической инфраструктурой 185