4.1.1. Задачи, решаемые при моделировании процесса подготовки ла
При проектировании нового технологического процесса предстартовой подготовки ЛА и нового КСНО возникает целый ряд задач, которые могут быть успешно решены с помощью исследования математической модели этого процесса. Построение математической модели нового КСНО сопряжено с целым рядом трудностей, обусловленных тем, что в данном случае использование статистических данных при формализации процесса сильно ограничивается, а сопоставление результатов моделирования с экспериментальными данными полностью отпадает. Прямое использование статистических данных возможно лишь для тех элементов КСНО, включаемых в проектируемый комплекс, которые ранее применялись в подготовке ЛА к пуску в условиях, аналогичных проектируемым. Следовательно, исходные данные для построения модели функционирования элементов оказываются приближенными, что существенно влияет на точность определения параметров, характеризующих взаимодействие между отдельными элементами КСНО.
Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что для исследования вновь проектируемых технологических процессов целесообразно строить грубые модели, воспроизводящие только наиболее существенные аспекты подготовки ЛА к пуску. Несмотря на то, что грубые модели могут дать лишь грубые результаты, метод моделирования является единственным доступным методом комплексного исследования всего технологического процесса подготовки ЛА к пуску, позволяющим получить ценные практические результаты.
На стадии проектирования КСНО методом моделирования решаются две основные задачи:
- задача синхронизации отдельных элементарных стадий процесса подготовки и согласование работы отдельных элементов КСНО во времени;
- оценка различных вариантов структурного построения комплекса систем наземного обслуживания.
Сущность первой задачи состоит в том, чтобы выбрать такие значения параметров процесса, которые обеспечивали бы согласованную во времени работу всех элементов КСНО. Для этого необходимо по результатам моделирования оценить производительность отдельных элементов КСНО, провести расчеты для выбора соответствующих параметров и проверить приемлемость их с помощью комплексного моделирования всего процесса.
Любой технический процесс можно представить в виде набора операций обработки, сборки и управления. Формализованная таким образом обобщенная функциональная схема гипотетического техпроцесса представлена на рис. 4.1.
В этой схеме Xi — входные (возмущающие воздействия); Yi — выходные переменные (сигналы отклика, переменные состояния); Rj — управляющие сигналы; Zi — наблюдаемые переменные; Ооб, Ос6, Оуп— операции обработки, сборки и управления, соответственно.
В качестве Xi могут выступать материалы, комплекс технических средств, квалификация персонала, температура и др., в качестве Yj — отклонения параметров от нормы, стоимость и др., в качестве Ri — электрические непрерывные и дискретные величины (сигналы), механические воздействия и прочее, в качестве Zi — разнообразные физические величины и признаки, по которым можно объективно оценить Yi. Можно записать (это математическая модель технологического процесса)
, (4.1)
где (ti), (ti), (ti) — векторы, принадлежащие некоторым замкнутым областям векторных пространств состояний, т. е.
и т. д.
Задача исследования технологического процесса обычно сводится к обеспечению экстремального значения некоторого показателя (целевой функции), наиболее полно характеризующего важнейшие показатели этого процесса.
В этом случае задача оптимального управления процессом формулируется так: определить оптимальный вектор управления Ropt(t), доставляющий экстремальное значение целевой функции и удовлетворяющий условию (4.1).
Оценка вариантов структурного построения КСНО простейшими методами без учета влияния случайных факторов на динамику функционирования отдельных элементов комплекса может привести к грубым просчетам. Поэтому моделирование является весьма эффективным методом сравнительной оценки вариантов структуры КСНО на стадии его проектирования,
Независимо от методов решения указанных выше задач, связанных с проектированием КСНО, всегда бывает полезно перед изготовлением опытного образца провести детальный анализ принятого варианта методом моделирования. При этом может быть получена хотя и предварительная, но достаточно обоснованная оценка производительности и других характеристик технологического процесса предстартовой подготовки.
Анализ результатов моделирования позволяет определить недостатки и дефекты проекта, обнаружить “узкие места” и случаи недостаточной синхронизации, оценить согласованность работы отдельных элементов КСНО, агрегатов и систем. Все эти данные обычно оказываются полезными для того, чтобы внести окончательные коррективы в проект, уточнить полученные решения, сделать принятый вариант оптимальным, а его характеристики более обоснованными.
- 1.Введение
- Глава 1. Общие сведения о комплексе систем наземного обеспечения
- 1.1. Комплексы ла
- 1.2. Летательный аппарат как объект обслуживания
- 1.3. Классификация систем наземного обеспечения и требования, предъявляемые к ним
- Глава 2. Основы взаимодействия элементов систем наземного обеспечения на технической и стартовой позициях
- 2.1. Принципиальные схемы технологической подготовки ла к пуску
- 2.2. Назначение и структура технической позиции
- 2.3. Назначение и структура стартовой позиции
- 2.4. Организация процесса функционирования технологического оборудования в период предстартовой подготовки ла
- 2.4.1. Характеристика объекта подготовки
- 2.4.2. Организация работ на технической позиции
- 2.4.3. Организация работ на стартовой позиции
- 2.4.4. Функционирование наземного оборудования при полете рктс
- Глава 3. Некоторые вопросы проектирования комплекса систем наземного обеспечения
- 3.1. Основные этапы организации проектирования
- 3.2. Последовательность системного проектирования и
- 3.3. Распределение ресурсов при создании и эксплуатации ксно
- 3.3.1. Технико-экономический анализ создания ксно
- 3.3.2. Определение временных характеристик технологического цикла подготовки ла
- Глава 4. Математическое описание технологического процесса подготовки ла к пуску
- 4.1. Моделирование на эвм процесса подготовки ла с помощью представления технологического процесса абстрактными операциями
- 4.1.1. Задачи, решаемые при моделировании процесса подготовки ла
- 4.1.2. Абстрактные операции технологического процесса подготовки ла
- 4.1.3. Математическая модель операции обработки
- 4.1.4. Математическая модель операции сборки
- 4.1.5. Математическая модель операции управления
- 4.2. Аналитические модели процесса подготовки ла
- 4.2.1. Общая постановка задачи обслуживания
- 4.2.2. Математическая модель процесса функционирования ксно
- 4.2.3. Моделирование процесса функционирования цзс
- 4.2.4. Моделирование процесса функционирования системы заправки, осуществляемой подвижными агрегатами обслуживания
- 4.3. Анализ эффективности ксно
- 4.3.1. Определение степени готовности ксно к применению
- 4.3.2. Вероятность нормального функционирования элементов ксно
- 4.3.3. Оценка вероятности поражения обслуживающего персонала при аварийном подрыве ла
- Глава 5. Определение проектных параметров комплекса систем наземного обеспечения
- 5.1. Выбор рационального принципа структурного построения ксно и построения генерального плана
- 5.2. Выбор проектных параметров отдельных элементов наземного обеспечения
- 5.2.1. Транспортно-установочный агрегат
- 5.2.2. Башня обслуживания
- 5.2.3. Монтажно-испытательный корпус
- 5.3. Выбор оптимальных сроков службы ксно и его элементов
- 5.3.1. Постановка обобщенной задачи замены ксно
- 5.3.2. Выбор оптимальных сроков службы элемента ксно для частного случая
- 5.3.3. Определение рационального срока службы элемента ксно
- 5.4. Выбор оптимальной надежности ксно и его элементов
- 5.4.1. Общая постановка задачи оптимизации надежности ксно
- 5.4.2. Определение оптимального режима тренировок элементов ксно
- 5.4.3. Определение оптимального времени замены элементов ксно
- 5.4.4. Выбор оптимального распределения надежности отдельных элементов ксно
- 5.4.5. Определение оптимального числа резервных элементов ксно
- Глава 6. Анализ проблемы управления наземной космической инфраструктурой
- 1.1.Особенности российской космической деятельности
- Количество пусков ркп, проведенных с космодромов России в интересах запусков коммерческих ка в 1995-2004 годах
- 6.2. Общая характеристика состояния наземной космической инфраструктуры
- 6.2.1. Определение космической инфраструктуры
- 6.2.2. Состав и состояние технической структуры космодромов
- 1.2.Прогноз запусков ка по научным, социально-экономическим и международным космическим программам
- 1.3.Направления совершенствования технической структуры нки
- 6.5. Концепция управления наземной космической инфраструктурой на основе мониторинга ее состояния
- Эволюция объектов мониторинга в космической отрасли
- Оглавление
- 1. Введение 3
- Глава 1. Общие сведения о комплексе систем наземного обеспечения 4
- Глава 2. Основы взаимодействия элементов систем наземного обеспечения на технической и стартовой позициях 20
- Глава 3. Некоторые вопросы проектирования комплекса систем наземного обеспечения 54
- Глава 4. Математическое описание технологического процесса подготовки ла к пуску 83
- Глава 5. Определение проектных параметров комплекса систем наземного обеспечения 148
- Глава 6. Анализ проблемы управления наземной космической инфраструктурой 185