1.1.Особенности российской космической деятельности
За последнее десятилетие космические средства (КСр) стали широко использоваться в интересах обеспечения национальной безопасности России: информационной, экологической и социально-экономической, структурная схема которой представлена на рис. 6.1.
К наиболее существенным новым факторам, определяющим особенности современной российской космической деятельности, относятся:
открытость внутреннего рынка для зарубежной космической техники;
- выход российской космической техники и услуг на мировой рынок;
коммерциализация космической деятельности внутри страны;
становление в ракетно-космической промышленности предприятий различных форм собственности;
резкое снижение объемов бюджетного финансирования космической деятельности;
размещение части объектов ранее единого космического потенциала на территории других стран.
Указанные особенности определили новые тенденции российской космической деятельности, в значительной мере влияющие на эксплуатацию КСр. При этом наибольшее влияние оказывают следующие тенденции.
1. Усиление конкуренции на внутреннем рынке ракетно-космической техники и космических услуг. Свобода экономической и производственной деятельности предприятий ракетно-космической отрасли обусловила их активную деятельность по освоению смежных секторов внутреннего и мирового космических рынков. Для решения одних и тех же задач различные фирмы (предприятия) предлагают космические комплексы и системы собственной или совместной разработки. Внедренная система конкурсов позволяет в какой-то мере организовать отбор проектов для их включения в Федеральную космическую программу (ФКП) и Программу вооружения космическими средствами (ПВКС), однако работа над частью проектов, не прошедших конкурс, продолжается и в ряде случаев завершается летными испытаниями с запуском космических аппаратов (КА) на орбиту.
Вместе с тем разработка ряда проектов, прошедших конкурс, ввиду сложного экономического положения разработчиков, не доводится до летных испытаний или готовность к ним из года в год отодвигается. Все это создает значительные трудности в планировании и поддержании готовности системы эксплуатации КСр к запускам КА.
Интеграция российской космической деятельности в мировую. Мировые проблемы космонавтики все больше решаются совместными усилиями многих стран. Россия уже полностью интегрировалась в мировую космонавтику в части осуществления пилотируемых, полетов. Фундаментальные космические исследования также осуществляются за счет интеграции усилий многих стран.
3. Превращение космической техники и космических услуг в рыночный товар. Необходимость отстаивания своих позиций на внутреннем рынке космической техники и услуг и выход на мировой рынок требует от российской космической техники новых качеств, определяющих ее конкурентоспособность. Приоритетными становятся такие экономические показатели, как стоимость, прибыль, самоокупаемость и др.
Для успешного продвижения отечественных ракет носителей (РН) на мировом рынке запусков КА активно создаются совместные с зарубежными фирмами предприятия. К таким предприятиям, созданным в последние годы для проведения коммерческих запусков космических аппаратов с участием России, относятся следующие:
"Морской старт" ("Sea Launch") - коммерческие запуски РН "Зенит-3SL" с морской платформы. В совместном предприятии участвуют Ракетно-космическая корпорация (РКК) "Энергия" (Россия) - 25% акций, компании "Боинг" (США) - 40% и "Кварнер" (Норвегия) - 20%, Государственное конструкторское бюро "Южное" и Производственное объединение (ПО) "Южмаш-завод" (Украина) - 15%.
Совместное предприятие "Eurocot" по маркетингу РН "Рокот", в котором участвуют Государственный космический научно производственный центр (ГКНПЦ) им. М.В. Хруничева (Россия) - 49% и компания ДАСА-РИ (Германия) - 51%.
Совместное предприятие "Starsem" по коммерческому использованию российских РН "Союз" и "Молния" и французской РН "Ариан", участниками которого являются Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс" и Роскосмос - по 25% и французские фирмы "Aerospatiale" и "Arianspace" - 35 и 15% соответственно.
Совместное предприятие "Infertiational Launch Servises" (ILS) по маркетингу российской РН "Протон" и американской РН "Атлас", в котором участвуют компания "Lockheed Martin" (США) - 51%, ГКНПЦ им. М.В.Хруничева - 32% и РКК "Энергия" - 17%.
КОСМОТРАНС - АОЗТ "Международная компания космических транспортных систем" (переоборудование МБР в РН "Днепр" и ее коммерческое использование). В нем участвуют АО "Хартрон" (12,5%), ПО "Южмаш" и ГКБ "Южное" (Украина) - 37,5%, АО "Асконд", АО "Рособщемаш". ЦНИИМАШ, КБСМ, КБТМ (Россия) - 50%.
Российско-американское совместное предприятие "United Start" по маркетингу российских РН "Космос" и "Старт-1". В нем участвуют корпорация "Asured Space Access" (США) - 50% и ЗАО "Пусковые услуги (Россия) - 50%.
4. Расширение экономической самостоятельности предприятий ракетно-космической промышленности (РКП). Изменение форм собственности предприятий позволяет им быть более свободными в выборе партнеров, определении сферы деятельности, а также создаёт возможность самостоятельного выхода со своей продукцией на мировой рынок космической техники и услуг, привлекая дополнительные внебюджетные средства для своего развития. Вместе с этим в ряде случаев этот фактор приводит к несовпадению собственных интересов предприятий и государственных (несобственных), что вызывает определенные трудности управления деятельностью предприятий со стороны Федерального космического агентства.
5. Нестабильность рынка коммерческих запусков КА. Данные, характеризующие распределение количества пусков РКН и запусков КА (табл. 6.1, рис. 6.2), свидетельствуют о нестабильности рынка космических услуг.
Таблица 6.1
- 1.Введение
- Глава 1. Общие сведения о комплексе систем наземного обеспечения
- 1.1. Комплексы ла
- 1.2. Летательный аппарат как объект обслуживания
- 1.3. Классификация систем наземного обеспечения и требования, предъявляемые к ним
- Глава 2. Основы взаимодействия элементов систем наземного обеспечения на технической и стартовой позициях
- 2.1. Принципиальные схемы технологической подготовки ла к пуску
- 2.2. Назначение и структура технической позиции
- 2.3. Назначение и структура стартовой позиции
- 2.4. Организация процесса функционирования технологического оборудования в период предстартовой подготовки ла
- 2.4.1. Характеристика объекта подготовки
- 2.4.2. Организация работ на технической позиции
- 2.4.3. Организация работ на стартовой позиции
- 2.4.4. Функционирование наземного оборудования при полете рктс
- Глава 3. Некоторые вопросы проектирования комплекса систем наземного обеспечения
- 3.1. Основные этапы организации проектирования
- 3.2. Последовательность системного проектирования и
- 3.3. Распределение ресурсов при создании и эксплуатации ксно
- 3.3.1. Технико-экономический анализ создания ксно
- 3.3.2. Определение временных характеристик технологического цикла подготовки ла
- Глава 4. Математическое описание технологического процесса подготовки ла к пуску
- 4.1. Моделирование на эвм процесса подготовки ла с помощью представления технологического процесса абстрактными операциями
- 4.1.1. Задачи, решаемые при моделировании процесса подготовки ла
- 4.1.2. Абстрактные операции технологического процесса подготовки ла
- 4.1.3. Математическая модель операции обработки
- 4.1.4. Математическая модель операции сборки
- 4.1.5. Математическая модель операции управления
- 4.2. Аналитические модели процесса подготовки ла
- 4.2.1. Общая постановка задачи обслуживания
- 4.2.2. Математическая модель процесса функционирования ксно
- 4.2.3. Моделирование процесса функционирования цзс
- 4.2.4. Моделирование процесса функционирования системы заправки, осуществляемой подвижными агрегатами обслуживания
- 4.3. Анализ эффективности ксно
- 4.3.1. Определение степени готовности ксно к применению
- 4.3.2. Вероятность нормального функционирования элементов ксно
- 4.3.3. Оценка вероятности поражения обслуживающего персонала при аварийном подрыве ла
- Глава 5. Определение проектных параметров комплекса систем наземного обеспечения
- 5.1. Выбор рационального принципа структурного построения ксно и построения генерального плана
- 5.2. Выбор проектных параметров отдельных элементов наземного обеспечения
- 5.2.1. Транспортно-установочный агрегат
- 5.2.2. Башня обслуживания
- 5.2.3. Монтажно-испытательный корпус
- 5.3. Выбор оптимальных сроков службы ксно и его элементов
- 5.3.1. Постановка обобщенной задачи замены ксно
- 5.3.2. Выбор оптимальных сроков службы элемента ксно для частного случая
- 5.3.3. Определение рационального срока службы элемента ксно
- 5.4. Выбор оптимальной надежности ксно и его элементов
- 5.4.1. Общая постановка задачи оптимизации надежности ксно
- 5.4.2. Определение оптимального режима тренировок элементов ксно
- 5.4.3. Определение оптимального времени замены элементов ксно
- 5.4.4. Выбор оптимального распределения надежности отдельных элементов ксно
- 5.4.5. Определение оптимального числа резервных элементов ксно
- Глава 6. Анализ проблемы управления наземной космической инфраструктурой
- 1.1.Особенности российской космической деятельности
- Количество пусков ркп, проведенных с космодромов России в интересах запусков коммерческих ка в 1995-2004 годах
- 6.2. Общая характеристика состояния наземной космической инфраструктуры
- 6.2.1. Определение космической инфраструктуры
- 6.2.2. Состав и состояние технической структуры космодромов
- 1.2.Прогноз запусков ка по научным, социально-экономическим и международным космическим программам
- 1.3.Направления совершенствования технической структуры нки
- 6.5. Концепция управления наземной космической инфраструктурой на основе мониторинга ее состояния
- Эволюция объектов мониторинга в космической отрасли
- Оглавление
- 1. Введение 3
- Глава 1. Общие сведения о комплексе систем наземного обеспечения 4
- Глава 2. Основы взаимодействия элементов систем наземного обеспечения на технической и стартовой позициях 20
- Глава 3. Некоторые вопросы проектирования комплекса систем наземного обеспечения 54
- Глава 4. Математическое описание технологического процесса подготовки ла к пуску 83
- Глава 5. Определение проектных параметров комплекса систем наземного обеспечения 148
- Глава 6. Анализ проблемы управления наземной космической инфраструктурой 185