5.4.1. Общая постановка задачи оптимизации надежности ксно
Повышение надежности КСНО снижает расходы, связанные эксплуатацией, а также уменьшает потребность в резервировании КСНО или его элементов. С другой стороны, для создания НО с большей надежностью требуются дополнительные затраты, связанные с его разработкой и производством. Эти затраты могут быть существенными. Поэтому, очевидно, существует оптимальная надежность КСНО, определяемая из условия минимизации затрат на выполнение поставленных перед комплексом задач.
Общая задача выбора оптимальной надежности КСНО и путей ее обеспечения может быть сформулирована следующим образом.
Требуется выбрать такие проектные параметры КСНО
(5.62)
при которых суммарные затраты минимизируются, т. е.
, (5.63)
при выполнении дисциплинирующих условий, связывающих стоимость и надежность с проектными параметрами
(5.64)
и ограничений по массе и габаритам
(5.65)
Здесь приняты следующие обозначения: — вектор с компонентами ; — количество i-х элементов, повышающих надежность за счет резервирования; — вектор с компонентами ; — количество запасных элементов, замена которых происходит достаточно быстро; — вектор стоимости элементов; — стоимость i –го элемента; — вектор с компонентами , где — время тренировки i–го элемента; — вектор с компонентами , где — время работы
i–го элемента до замены в процессе профилактических работ; Nи — число испытаний КСНО в процессе отработки; — вектор с компонентами , где — стоимость поддержания температурного режима i -го элемента; Р — надежность КСНО; — общее количество произведенных КСНО; - вероятность выполнения поставленной задачи при использовании комплексов, которая определяется по формуле ; — затраты на однократное применение КСНО; — вектор коэффициентов связывающих стоимость с техническими характеристиками КСНО; — затраты на содержание одного резервного КСНО; — дополнительные затраты, связанные с отказом комплекса.
В зависимости от особенностей функционирования КСНО могут быть наложены ограничения на его массу ( ) и габаритные размеры ( ).
Рассмотрим выбор оптимальной надежности на простейшем примере. Пусть в КСНО присутствует агрегат, стоимость приобретения которого , где — интенсивность отказов. Будем считать, что время отказов имеет экспоненциальное распределение. Стоимость одного часа эксплуатации агрегата, независимо от того, ремонтируется он или работает, .
Требуется определить оптимальную надежность агрегата, если стоимость приобретения агрегата определяется по формуле
(5.66)
Поскольку время отказов имеет экспоненциальное распределение, то вероятность безотказной работы за время Т будет
, (5.67)
причем среднее время между отказами
, (5.68)
а среднее число отказов за время Т
. (5.69)
Полезное время работы агрегата за время Т будет
, (5.70)
где — среднее время восстановления одного отказа.
Суммарные затраты на один час работы агрегата будут
. (5.71)
Подставив вместо его значение из (5.66), будем иметь
. (5.72)
Для выбора оптимальной надежности (вероятности безотказной работы) необходимо найти такое , которое обращает функцию затрат в минимум, а затем полученное значение подставить в формулу (5.67).
Взяв производную и приравняв ее нулю, найдем оптимальное значение
. (5.73)
Подставляя значение из (5.73) в (5.67), получаем оптимальное значение вероятности безотказной работы агрегата:
. (5.74)
- 1.Введение
- Глава 1. Общие сведения о комплексе систем наземного обеспечения
- 1.1. Комплексы ла
- 1.2. Летательный аппарат как объект обслуживания
- 1.3. Классификация систем наземного обеспечения и требования, предъявляемые к ним
- Глава 2. Основы взаимодействия элементов систем наземного обеспечения на технической и стартовой позициях
- 2.1. Принципиальные схемы технологической подготовки ла к пуску
- 2.2. Назначение и структура технической позиции
- 2.3. Назначение и структура стартовой позиции
- 2.4. Организация процесса функционирования технологического оборудования в период предстартовой подготовки ла
- 2.4.1. Характеристика объекта подготовки
- 2.4.2. Организация работ на технической позиции
- 2.4.3. Организация работ на стартовой позиции
- 2.4.4. Функционирование наземного оборудования при полете рктс
- Глава 3. Некоторые вопросы проектирования комплекса систем наземного обеспечения
- 3.1. Основные этапы организации проектирования
- 3.2. Последовательность системного проектирования и
- 3.3. Распределение ресурсов при создании и эксплуатации ксно
- 3.3.1. Технико-экономический анализ создания ксно
- 3.3.2. Определение временных характеристик технологического цикла подготовки ла
- Глава 4. Математическое описание технологического процесса подготовки ла к пуску
- 4.1. Моделирование на эвм процесса подготовки ла с помощью представления технологического процесса абстрактными операциями
- 4.1.1. Задачи, решаемые при моделировании процесса подготовки ла
- 4.1.2. Абстрактные операции технологического процесса подготовки ла
- 4.1.3. Математическая модель операции обработки
- 4.1.4. Математическая модель операции сборки
- 4.1.5. Математическая модель операции управления
- 4.2. Аналитические модели процесса подготовки ла
- 4.2.1. Общая постановка задачи обслуживания
- 4.2.2. Математическая модель процесса функционирования ксно
- 4.2.3. Моделирование процесса функционирования цзс
- 4.2.4. Моделирование процесса функционирования системы заправки, осуществляемой подвижными агрегатами обслуживания
- 4.3. Анализ эффективности ксно
- 4.3.1. Определение степени готовности ксно к применению
- 4.3.2. Вероятность нормального функционирования элементов ксно
- 4.3.3. Оценка вероятности поражения обслуживающего персонала при аварийном подрыве ла
- Глава 5. Определение проектных параметров комплекса систем наземного обеспечения
- 5.1. Выбор рационального принципа структурного построения ксно и построения генерального плана
- 5.2. Выбор проектных параметров отдельных элементов наземного обеспечения
- 5.2.1. Транспортно-установочный агрегат
- 5.2.2. Башня обслуживания
- 5.2.3. Монтажно-испытательный корпус
- 5.3. Выбор оптимальных сроков службы ксно и его элементов
- 5.3.1. Постановка обобщенной задачи замены ксно
- 5.3.2. Выбор оптимальных сроков службы элемента ксно для частного случая
- 5.3.3. Определение рационального срока службы элемента ксно
- 5.4. Выбор оптимальной надежности ксно и его элементов
- 5.4.1. Общая постановка задачи оптимизации надежности ксно
- 5.4.2. Определение оптимального режима тренировок элементов ксно
- 5.4.3. Определение оптимального времени замены элементов ксно
- 5.4.4. Выбор оптимального распределения надежности отдельных элементов ксно
- 5.4.5. Определение оптимального числа резервных элементов ксно
- Глава 6. Анализ проблемы управления наземной космической инфраструктурой
- 1.1.Особенности российской космической деятельности
- Количество пусков ркп, проведенных с космодромов России в интересах запусков коммерческих ка в 1995-2004 годах
- 6.2. Общая характеристика состояния наземной космической инфраструктуры
- 6.2.1. Определение космической инфраструктуры
- 6.2.2. Состав и состояние технической структуры космодромов
- 1.2.Прогноз запусков ка по научным, социально-экономическим и международным космическим программам
- 1.3.Направления совершенствования технической структуры нки
- 6.5. Концепция управления наземной космической инфраструктурой на основе мониторинга ее состояния
- Эволюция объектов мониторинга в космической отрасли
- Оглавление
- 1. Введение 3
- Глава 1. Общие сведения о комплексе систем наземного обеспечения 4
- Глава 2. Основы взаимодействия элементов систем наземного обеспечения на технической и стартовой позициях 20
- Глава 3. Некоторые вопросы проектирования комплекса систем наземного обеспечения 54
- Глава 4. Математическое описание технологического процесса подготовки ла к пуску 83
- Глава 5. Определение проектных параметров комплекса систем наземного обеспечения 148
- Глава 6. Анализ проблемы управления наземной космической инфраструктурой 185