5.3.3. Определение рационального срока службы элемента ксно
В общем случае задача выбора оптимальных сроков службы элементов может быть решена одним из методов численного программирования, например методом случайного поиска, который не гарантирует отыскания точного решения, но в тех случаях, когда мы не располагаем достаточным машинным временем для организации полного перебора, он оказывается полезным.
Рассмотрим частную задачу определения рационального срока службы элемента КСНО, исходя из минимума средних ежегодных затрат за все время эксплуатации. С такой задачей часто приходится встречаться при проектировании нового комплекса, чтобы основные узлы и агрегаты рассчитывать именно на этот срок.
Различают три срока службы технического устройства КСНО:
— физический , по достижении которого устройство к эксплуатации непригодно и ремонту не подлежит;
— экономический , обеспечивающий минимальные затраты на эксплуатацию, включая и затраты на приобретение;
- рациональный , учитывающий помимо экономичности реальные возможности государства по обновлению элементов КСНО и занимающий промежуточное положение между и .
При проектировании следует стремиться к тому, чтобы физический срок службы совпадал с рациональным, поскольку увеличение физического срока службы влечет за собой увеличение стоимости элемента КСНО.
Годовая стоимость эксплуатации элемента КСНО может быть представлена в виде следующей зависимости:
, (5.55)
где — годовые расходы, не зависящие от срока службы (заработная плата обслуживающего персонала и т. п.); — годовые расходы на техническое обслуживание и ремонт; — стоимость приобретения элемента КСНО; — стоимость, возвращаемая при сдаче элемента КСНО в утиль; Т — срок службы.
Годовые расходы на техническое обслуживание и ремонт являются функцией времени эксплуатации. Вид этой функции аналогичен функции интенсивности отказов (см. рис. 5.7). Для практических целей можно пользоваться линейной аппроксимацией этой зависимости, поскольку экономический срок службы выбирается на линейном участке, т. е. .
Средние годовые затраты на техническое обслуживание и ремонт за весь срок службы будут, очевидно,
, (5.56)
а средняя годовая стоимость эксплуатации элемента КСНО с учетом зависимостей (5.55) и (5.56) определится по формуле
. (5.57)
С течением времени производство элемента КСНО становится дешевле, а поэтому уменьшается и стоимость приобретения. Это уменьшение обычно подчиняется закону
, (5.58)
где — стоимость приобретения к начальному периоду времени; — статистический коэффициент.
Уменьшение стоимости приобретения, которое за время Т составит , приводит к увеличению средних годовых затрат на эксплуатацию:
. (5.59)
Для определения экономического срока службы элемента КСНО необходимо взять производную от по T и приравнять ее нулю. После преобразований будем иметь
. (5.60)
Определив экономический срок службы и исходя из потребностей данного элемента КСНО, выбирают рациональный срок службы.
Необходимое количество произведенных элементов КСНО за время t с учетом необходимости замены вышедших по срокам эксплуатации определяется по формуле
п ри
при
при
(5.61)
где — ежегодная потребность в элементах КСНО.
- 1.Введение
- Глава 1. Общие сведения о комплексе систем наземного обеспечения
- 1.1. Комплексы ла
- 1.2. Летательный аппарат как объект обслуживания
- 1.3. Классификация систем наземного обеспечения и требования, предъявляемые к ним
- Глава 2. Основы взаимодействия элементов систем наземного обеспечения на технической и стартовой позициях
- 2.1. Принципиальные схемы технологической подготовки ла к пуску
- 2.2. Назначение и структура технической позиции
- 2.3. Назначение и структура стартовой позиции
- 2.4. Организация процесса функционирования технологического оборудования в период предстартовой подготовки ла
- 2.4.1. Характеристика объекта подготовки
- 2.4.2. Организация работ на технической позиции
- 2.4.3. Организация работ на стартовой позиции
- 2.4.4. Функционирование наземного оборудования при полете рктс
- Глава 3. Некоторые вопросы проектирования комплекса систем наземного обеспечения
- 3.1. Основные этапы организации проектирования
- 3.2. Последовательность системного проектирования и
- 3.3. Распределение ресурсов при создании и эксплуатации ксно
- 3.3.1. Технико-экономический анализ создания ксно
- 3.3.2. Определение временных характеристик технологического цикла подготовки ла
- Глава 4. Математическое описание технологического процесса подготовки ла к пуску
- 4.1. Моделирование на эвм процесса подготовки ла с помощью представления технологического процесса абстрактными операциями
- 4.1.1. Задачи, решаемые при моделировании процесса подготовки ла
- 4.1.2. Абстрактные операции технологического процесса подготовки ла
- 4.1.3. Математическая модель операции обработки
- 4.1.4. Математическая модель операции сборки
- 4.1.5. Математическая модель операции управления
- 4.2. Аналитические модели процесса подготовки ла
- 4.2.1. Общая постановка задачи обслуживания
- 4.2.2. Математическая модель процесса функционирования ксно
- 4.2.3. Моделирование процесса функционирования цзс
- 4.2.4. Моделирование процесса функционирования системы заправки, осуществляемой подвижными агрегатами обслуживания
- 4.3. Анализ эффективности ксно
- 4.3.1. Определение степени готовности ксно к применению
- 4.3.2. Вероятность нормального функционирования элементов ксно
- 4.3.3. Оценка вероятности поражения обслуживающего персонала при аварийном подрыве ла
- Глава 5. Определение проектных параметров комплекса систем наземного обеспечения
- 5.1. Выбор рационального принципа структурного построения ксно и построения генерального плана
- 5.2. Выбор проектных параметров отдельных элементов наземного обеспечения
- 5.2.1. Транспортно-установочный агрегат
- 5.2.2. Башня обслуживания
- 5.2.3. Монтажно-испытательный корпус
- 5.3. Выбор оптимальных сроков службы ксно и его элементов
- 5.3.1. Постановка обобщенной задачи замены ксно
- 5.3.2. Выбор оптимальных сроков службы элемента ксно для частного случая
- 5.3.3. Определение рационального срока службы элемента ксно
- 5.4. Выбор оптимальной надежности ксно и его элементов
- 5.4.1. Общая постановка задачи оптимизации надежности ксно
- 5.4.2. Определение оптимального режима тренировок элементов ксно
- 5.4.3. Определение оптимального времени замены элементов ксно
- 5.4.4. Выбор оптимального распределения надежности отдельных элементов ксно
- 5.4.5. Определение оптимального числа резервных элементов ксно
- Глава 6. Анализ проблемы управления наземной космической инфраструктурой
- 1.1.Особенности российской космической деятельности
- Количество пусков ркп, проведенных с космодромов России в интересах запусков коммерческих ка в 1995-2004 годах
- 6.2. Общая характеристика состояния наземной космической инфраструктуры
- 6.2.1. Определение космической инфраструктуры
- 6.2.2. Состав и состояние технической структуры космодромов
- 1.2.Прогноз запусков ка по научным, социально-экономическим и международным космическим программам
- 1.3.Направления совершенствования технической структуры нки
- 6.5. Концепция управления наземной космической инфраструктурой на основе мониторинга ее состояния
- Эволюция объектов мониторинга в космической отрасли
- Оглавление
- 1. Введение 3
- Глава 1. Общие сведения о комплексе систем наземного обеспечения 4
- Глава 2. Основы взаимодействия элементов систем наземного обеспечения на технической и стартовой позициях 20
- Глава 3. Некоторые вопросы проектирования комплекса систем наземного обеспечения 54
- Глава 4. Математическое описание технологического процесса подготовки ла к пуску 83
- Глава 5. Определение проектных параметров комплекса систем наземного обеспечения 148
- Глава 6. Анализ проблемы управления наземной космической инфраструктурой 185