Количество пусков ркп, проведенных с космодромов России в интересах запусков коммерческих ка в 1995-2004 годах
-
Годы
Количество
пусков РКП с
коммерческими КА
Количество выведен-ных на орбиту
Коммерческих КА
Процентное отношение количества коммерческих пусков
1995
1
1
33
1996
2
3
7
1997
7
17
24
1998
5
11
20
1999
13
32
46
2000
12
22
j~~-
33
2001
3
5
13
2002
8
15
32
2003
6
19
29
2004
3
5
13
6. Рост потребности в запусках КА для обеспечения национальной безопасности. Прогрессирующее старение орбитальной группировки КА. завершение разработки перспективных КА оборонного назначения, а также возрастание роли космических средств социально-экономического и научного назначения в различных аспектах обеспечения национальной безопасности приводит к росту потребностей в запусках КА. Однако существенные экономические ограничения, которые, по крайней мере, до 2010 г будут еще более жесткими вследствие того, что в этот период российская экономика будет развиваться в заведомо худших условиях, чем в посткризисной пятилетке 1999-2003 гг, не позволяют достоверно прогнозировать удовлетворение этих потребностей, как в ближайшей, так и более отдаленной перспективе. Следует ожидать лишь стабилизацию общего числа запусков или незначительный их рост.
7. Усиление влияния межгосударственных отношений на коммерческую
деятельность.
В настоящее время Россия осуществляет запуск КА в космос с трех
космодромов "Байконур", "Плесецк" и "Свободный".
Космодром "Байконур" играет важнейшую роль в реализации космических программ России, так как с этого космодрома выводится в космос около 60% от общего количества ежегодно запускаемых КА. Уникальность космодрома "Байконур" определяется тем, что только с его стартовых комплексов выводятся полезные нагрузки ракетой-носителем тяжелого класса "Протон", а также тем, что этому космодрому отведена основная роль в Федеральной космической программе в части реализации пилотируемой программы и программ международного сотрудничества. С космодрома "Байконур" осуществляется запуск всех тяжелых КА, а также всех КА на геосинхронную орбиту в интересах обороны.
Космодромом "Байконур" Россия владеет на правах аренды. В настоящее время срок аренды (до 2050 г.) определяется Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса "Байконур", подписанному 9 января 2004 года.
В развитие названного Соглашения Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан принято решение о создании на космодроме "Байконур" экологически безопасного космического ракетного комплекса (КРК) "Байтерек". Этот КРК будет использоваться для выполнения коммерческих космических программ и реализации национальных космических программ Российской Федерации и Республики Казахстан. Для реализации принятого решения создано акционерное общество (АО) "Совместное Российско-Казахстанское предприятие "Байтерек". Учредителем со стороны России выступает ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, со стороны Казахстана - Комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов.
Создание КРК "Байтерек" будет осуществляться за счет бюджетного кредита, предоставляемого Правительством Республики Казахстан. Кроме того, предполагается, что казахстанская сторона обеспечит предоставление Совместному предприятию широкого спектра преференций, необходимых для его успешной экономической деятельности.
Развитие космической деятельности Республики Казахстан в дальнейшем может привести к необходимости создания совместных предприятий по подготовке и запускам КА в обеспечение выполнения национальных программ Казахстана и России.
Использование космодрома "Байконур" привело к необходимости межгосударственного регулирования правового статуса космодрома и города Байконур и постоянного согласования следующих вопросов:
- порядка использования земельных участков комплекса "Байконур";
- взаимодействия правоохранительных органов, таможенного оформления и контроля;
- использования космической и авиационной техники и охраны технологий;
- экономического сотрудничества, взаимных финансовых расчетов и порядка экономического контроля;
- социальных гарантий персонала;
- организации работ по оценке воздействия и уменьшению вредного влияния пусков РН на окружающую среду и взаимодействия в случае аварий;
- согласования планов запусков и ряд других.
Влияние указанных выше новых тенденций в российской космической деятельности предопределило следующие особенности процессов эксплуатации КСр:
- высокая неопределенность долгосрочных планов запуска КА;
необходимость учета особенностей зарубежной космической техники;
приоритет экономических показателей;
сближение процессов производства КА. РН и РБ и подготовки их к запуску;
использование коммерческих запусков для поддержания и развития объектов космической инфраструктуры;
приоритет задач обеспечения национальной безопасности;
усиление роли межгосударственной координации при осуществлении эксплуатационных процессов.
Одной из явных тенденций в развитии системы эксплуатации КСр социально-экономического и научного назначения России является переход технических, стартовых комплексов, других важнейших объектов космической инфраструктуры, расположенных на космодроме «Байконур» в ведение предприятий РКП.
Управление развитием наземной космической инфраструктуры осуществляется с высших уровней государственной власти.
Основы политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2010 года [40], утвержденные Президентом РФ 6 февраля 2001 года, предусматривают сбалансированное развитие российских космодромов, обеспечивающее гарантированный доступ и постоянное присутствие России в космосе и предусматривающее:
продолжение эксплуатации космодрома "Байконур" в условиях его аренды, проведение реконструкции объектов в интересах решения оборонных, социально-экономических и научных задач и реализации международных космических проектов;
поддержание и развитие космодрома "Плесецк" в направлении расширения его возможностей, в том числе путем создания инфраструктуры, необходимой для подготовки и пусков РН легкого, среднего и тяжелого классов;
Кроме того, ФКП-2005 были предусмотрены следующие направления развития космической инфраструктуры:
- проведение модернизации и ремонтно-восстановительных работ технологического оборудования технических и стартовых комплексов космического назначения;
переход на новые поколения средств управления космическими аппаратами, внедрение новых экономичных технологий управления конкурентоспособных на мировом рынке космических услуг;
создание новых структурных элементов и технических средств наземного автоматизированного комплекса управления (НАКУ) КА, совместимых с зарубежными средствами управления КА;
сочетание создания новых средств управления гражданскими КА с использованием элементов НАКУ КА оборонного назначения.
Обеспечение развития космической инфраструктуры осуществляется совместно Федеральным космическим агентством. Министерством обороны РФ и другим заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
- 1.Введение
- Глава 1. Общие сведения о комплексе систем наземного обеспечения
- 1.1. Комплексы ла
- 1.2. Летательный аппарат как объект обслуживания
- 1.3. Классификация систем наземного обеспечения и требования, предъявляемые к ним
- Глава 2. Основы взаимодействия элементов систем наземного обеспечения на технической и стартовой позициях
- 2.1. Принципиальные схемы технологической подготовки ла к пуску
- 2.2. Назначение и структура технической позиции
- 2.3. Назначение и структура стартовой позиции
- 2.4. Организация процесса функционирования технологического оборудования в период предстартовой подготовки ла
- 2.4.1. Характеристика объекта подготовки
- 2.4.2. Организация работ на технической позиции
- 2.4.3. Организация работ на стартовой позиции
- 2.4.4. Функционирование наземного оборудования при полете рктс
- Глава 3. Некоторые вопросы проектирования комплекса систем наземного обеспечения
- 3.1. Основные этапы организации проектирования
- 3.2. Последовательность системного проектирования и
- 3.3. Распределение ресурсов при создании и эксплуатации ксно
- 3.3.1. Технико-экономический анализ создания ксно
- 3.3.2. Определение временных характеристик технологического цикла подготовки ла
- Глава 4. Математическое описание технологического процесса подготовки ла к пуску
- 4.1. Моделирование на эвм процесса подготовки ла с помощью представления технологического процесса абстрактными операциями
- 4.1.1. Задачи, решаемые при моделировании процесса подготовки ла
- 4.1.2. Абстрактные операции технологического процесса подготовки ла
- 4.1.3. Математическая модель операции обработки
- 4.1.4. Математическая модель операции сборки
- 4.1.5. Математическая модель операции управления
- 4.2. Аналитические модели процесса подготовки ла
- 4.2.1. Общая постановка задачи обслуживания
- 4.2.2. Математическая модель процесса функционирования ксно
- 4.2.3. Моделирование процесса функционирования цзс
- 4.2.4. Моделирование процесса функционирования системы заправки, осуществляемой подвижными агрегатами обслуживания
- 4.3. Анализ эффективности ксно
- 4.3.1. Определение степени готовности ксно к применению
- 4.3.2. Вероятность нормального функционирования элементов ксно
- 4.3.3. Оценка вероятности поражения обслуживающего персонала при аварийном подрыве ла
- Глава 5. Определение проектных параметров комплекса систем наземного обеспечения
- 5.1. Выбор рационального принципа структурного построения ксно и построения генерального плана
- 5.2. Выбор проектных параметров отдельных элементов наземного обеспечения
- 5.2.1. Транспортно-установочный агрегат
- 5.2.2. Башня обслуживания
- 5.2.3. Монтажно-испытательный корпус
- 5.3. Выбор оптимальных сроков службы ксно и его элементов
- 5.3.1. Постановка обобщенной задачи замены ксно
- 5.3.2. Выбор оптимальных сроков службы элемента ксно для частного случая
- 5.3.3. Определение рационального срока службы элемента ксно
- 5.4. Выбор оптимальной надежности ксно и его элементов
- 5.4.1. Общая постановка задачи оптимизации надежности ксно
- 5.4.2. Определение оптимального режима тренировок элементов ксно
- 5.4.3. Определение оптимального времени замены элементов ксно
- 5.4.4. Выбор оптимального распределения надежности отдельных элементов ксно
- 5.4.5. Определение оптимального числа резервных элементов ксно
- Глава 6. Анализ проблемы управления наземной космической инфраструктурой
- 1.1.Особенности российской космической деятельности
- Количество пусков ркп, проведенных с космодромов России в интересах запусков коммерческих ка в 1995-2004 годах
- 6.2. Общая характеристика состояния наземной космической инфраструктуры
- 6.2.1. Определение космической инфраструктуры
- 6.2.2. Состав и состояние технической структуры космодромов
- 1.2.Прогноз запусков ка по научным, социально-экономическим и международным космическим программам
- 1.3.Направления совершенствования технической структуры нки
- 6.5. Концепция управления наземной космической инфраструктурой на основе мониторинга ее состояния
- Эволюция объектов мониторинга в космической отрасли
- Оглавление
- 1. Введение 3
- Глава 1. Общие сведения о комплексе систем наземного обеспечения 4
- Глава 2. Основы взаимодействия элементов систем наземного обеспечения на технической и стартовой позициях 20
- Глава 3. Некоторые вопросы проектирования комплекса систем наземного обеспечения 54
- Глава 4. Математическое описание технологического процесса подготовки ла к пуску 83
- Глава 5. Определение проектных параметров комплекса систем наземного обеспечения 148
- Глава 6. Анализ проблемы управления наземной космической инфраструктурой 185