Глава 3. Некоторые вопросы проектирования комплекса систем наземного обеспечения
Продолжает работать система пожаровзрывопредупреждения, контролирующая состав среды в отсеках РКС. За безопасностью двигателей следит система аварийной защиты. При отклонении параметров какого-либо двигателя за установленные пределы выдается команда на выключение аварийного двигателя. Тем самым устраняется опасность его разрушения. В зависимости от момента выключения аварийного двигателя КАУ или продолжает реализацию программы полета, используя энергетику оставшихся двигателей, или автоматически изменяет ее в соответствии с заданием, хранящимся в памяти ЦВК. Для контроля и регистрации работы всех систем и агрегатов РКС в полете, а также параметров среды в отсеках, механических нагрузок на конструкцию используется специальная система измерений, включающая в себя несколько тысяч датчиков и устройств. Получаемая от них информация через радиосистемы передается на наземные измерительные пункты для последующей обработки и анализа.
Блоки первой ступени после выработки топлива попарно отделяются от РКС, затем разделяются и приземляются. Центральный блок — вторая ступень отделяется после набора суборбитальной скорости и приводняется в определенном районе акватории Тихого океана. Двигательная установка “Бурана” включается на высоте 150—160 км. Два импульса позволяют разогнать корабль до космической скорости, и он выходит на орбиту искусственного спутника. Выполнив программу полета, “Буран” разворачивается хвостом вперед. Двигательная установка дает тормозной импульс, и корабль берет курс на Землю. Начинаются планирование, заход на посадку и посадка на полосу.
Посадочный комплекс для “Бурана” расположен в 12 км от стартового сооружения. В его состав входят объединенный командно-диспетчерский пункт (ОКДП) и взлетно-посадочная полоса длиной 4500 м и шириной 84 м. В шестиэтажном здании ОКДП с аппаратным залом обзора размещены станция приема телеметрической и другой информации, главный зал управления и анализа, вычислительный комплекс системы навигации и посадки орбитального корабля, метеорологический центр и служба орнитологии. Задачи ОКДП — обнаружение, наведение, заход на посадку, остановка корабля, его послеполетное обслуживание и отправка в МИК.
Радиотехнические средства посадочного комплекса способны обнаружить возвращающийся корабль на дальности 400 км, на высоте 40 км. Посадочная скорость корабля — около 340 км/ч длина пробега — 1100…2000 м. Для сокращения пробега “Буран” снабжен тремя тормозными парашютами общей площадью 75 м2. Они выпускаются при скорости 300 — 330 км/ч, а при уменьшении ее до 50 км/ч — отстреливаются.
После возвращения корабля в МИК производятся диагностические, профилактические и ремонтно-восстановительные работы. Затем после испытаний корабль может быть установлен на новую РН для выполнения другой программы.
- 1.Введение
- Глава 1. Общие сведения о комплексе систем наземного обеспечения
- 1.1. Комплексы ла
- 1.2. Летательный аппарат как объект обслуживания
- 1.3. Классификация систем наземного обеспечения и требования, предъявляемые к ним
- Глава 2. Основы взаимодействия элементов систем наземного обеспечения на технической и стартовой позициях
- 2.1. Принципиальные схемы технологической подготовки ла к пуску
- 2.2. Назначение и структура технической позиции
- 2.3. Назначение и структура стартовой позиции
- 2.4. Организация процесса функционирования технологического оборудования в период предстартовой подготовки ла
- 2.4.1. Характеристика объекта подготовки
- 2.4.2. Организация работ на технической позиции
- 2.4.3. Организация работ на стартовой позиции
- 2.4.4. Функционирование наземного оборудования при полете рктс
- Глава 3. Некоторые вопросы проектирования комплекса систем наземного обеспечения
- 3.1. Основные этапы организации проектирования
- 3.2. Последовательность системного проектирования и
- 3.3. Распределение ресурсов при создании и эксплуатации ксно
- 3.3.1. Технико-экономический анализ создания ксно
- 3.3.2. Определение временных характеристик технологического цикла подготовки ла
- Глава 4. Математическое описание технологического процесса подготовки ла к пуску
- 4.1. Моделирование на эвм процесса подготовки ла с помощью представления технологического процесса абстрактными операциями
- 4.1.1. Задачи, решаемые при моделировании процесса подготовки ла
- 4.1.2. Абстрактные операции технологического процесса подготовки ла
- 4.1.3. Математическая модель операции обработки
- 4.1.4. Математическая модель операции сборки
- 4.1.5. Математическая модель операции управления
- 4.2. Аналитические модели процесса подготовки ла
- 4.2.1. Общая постановка задачи обслуживания
- 4.2.2. Математическая модель процесса функционирования ксно
- 4.2.3. Моделирование процесса функционирования цзс
- 4.2.4. Моделирование процесса функционирования системы заправки, осуществляемой подвижными агрегатами обслуживания
- 4.3. Анализ эффективности ксно
- 4.3.1. Определение степени готовности ксно к применению
- 4.3.2. Вероятность нормального функционирования элементов ксно
- 4.3.3. Оценка вероятности поражения обслуживающего персонала при аварийном подрыве ла
- Глава 5. Определение проектных параметров комплекса систем наземного обеспечения
- 5.1. Выбор рационального принципа структурного построения ксно и построения генерального плана
- 5.2. Выбор проектных параметров отдельных элементов наземного обеспечения
- 5.2.1. Транспортно-установочный агрегат
- 5.2.2. Башня обслуживания
- 5.2.3. Монтажно-испытательный корпус
- 5.3. Выбор оптимальных сроков службы ксно и его элементов
- 5.3.1. Постановка обобщенной задачи замены ксно
- 5.3.2. Выбор оптимальных сроков службы элемента ксно для частного случая
- 5.3.3. Определение рационального срока службы элемента ксно
- 5.4. Выбор оптимальной надежности ксно и его элементов
- 5.4.1. Общая постановка задачи оптимизации надежности ксно
- 5.4.2. Определение оптимального режима тренировок элементов ксно
- 5.4.3. Определение оптимального времени замены элементов ксно
- 5.4.4. Выбор оптимального распределения надежности отдельных элементов ксно
- 5.4.5. Определение оптимального числа резервных элементов ксно
- Глава 6. Анализ проблемы управления наземной космической инфраструктурой
- 1.1.Особенности российской космической деятельности
- Количество пусков ркп, проведенных с космодромов России в интересах запусков коммерческих ка в 1995-2004 годах
- 6.2. Общая характеристика состояния наземной космической инфраструктуры
- 6.2.1. Определение космической инфраструктуры
- 6.2.2. Состав и состояние технической структуры космодромов
- 1.2.Прогноз запусков ка по научным, социально-экономическим и международным космическим программам
- 1.3.Направления совершенствования технической структуры нки
- 6.5. Концепция управления наземной космической инфраструктурой на основе мониторинга ее состояния
- Эволюция объектов мониторинга в космической отрасли
- Оглавление
- 1. Введение 3
- Глава 1. Общие сведения о комплексе систем наземного обеспечения 4
- Глава 2. Основы взаимодействия элементов систем наземного обеспечения на технической и стартовой позициях 20
- Глава 3. Некоторые вопросы проектирования комплекса систем наземного обеспечения 54
- Глава 4. Математическое описание технологического процесса подготовки ла к пуску 83
- Глава 5. Определение проектных параметров комплекса систем наземного обеспечения 148
- Глава 6. Анализ проблемы управления наземной космической инфраструктурой 185