2.4.1. Характеристика объекта подготовки
Роль КСНО в процессе предстартовой подготовки ЛА целесообразно рассмотреть на примере использования его отдельных элементов в наземном межполетном техническом обслуживании ракетно-космической транспортной системы (РКСТ) “Энергия—Буран”, состоящей из орбитального корабля (ОК) и универсальной ракеты-носителя.
Двухступенчатая ракета-носитель “Энергия” выполнена по схеме “пакет” с продольным разделением ступеней (рис. 2.1).
Первая ступень состоит из четырех боковых блоков. В качестве второй ступени используется центральный моноблок. Стартовая масса ракеты-носителя “Энергия” 2400 т, ее высота около 60 м. Она способна доставлять на околоземную орбиту полезный груз массой более 100 т. Блоки первой ступени ракеты работают на жидком кислороде и углеводородном горючем. Диаметр блока первой ступени около 4 м, длина 40 м.
Вторая ступень работает на жидком кислороде и жидком водороде. Она является основой носителя. С помощью узлов связи к ней крепятся блоки первой ступени и полезный груз. Длина этой ступени около 60 м, диаметр примерно 8 м.
Все двигатели ракеты-носителя “Энергия” начинают работать со старта, создавая в начале полета суммарную тягу около 3600 тc.
Являясь одновременно орбитально-космическим (ОК) и воздушным кораблем, “Буран” соединяет в себе качества, как искусственного спутника Земли, так и самолета. Кроме этого, ОК “Буран” осуществляет выход на круговую орбиту высотой 250 км после его отделения от РН “Энергия” на высоте 150 км.
В хвостовой части ОК “Буран” находятся двигатели орбитального маневрирования, работающие на жидком кислороде и углеводородном горючем.
Орбитальный корабль “Буран” выполнен по самолетном схеме “бесхвостка” с низкорасположенным треугольным крылом двойной стреловидности и присущими самолету аэродинамическими органами управления (элеронами, рулем направления, балансировочным щитком и пр.).
Выбор крылатой самолетной схемы позволил решить задачу снижения орбитального корабля в атмосфере при изменении скоростей полета до 85-340 км/ч, осуществление бокового маневра в атмосфере на расстоянии до 2000 км и горизонтальной посадки ОК как планера без двигателя на посадочную полосу.
При стартовой массе 105 т ОК «Буран» имеет следующие габариты: общая длина 36,4 м, размах крыльев 24 м, высота на стоянке 16,5 м. В зависимости от решаемых задач ОК может либо доставлять на орбиту грузы массой до 30 т, либо осуществлять орбитальные полеты с возвращаемой полезной нагрузкой массой около 20 т.
- 1.Введение
- Глава 1. Общие сведения о комплексе систем наземного обеспечения
- 1.1. Комплексы ла
- 1.2. Летательный аппарат как объект обслуживания
- 1.3. Классификация систем наземного обеспечения и требования, предъявляемые к ним
- Глава 2. Основы взаимодействия элементов систем наземного обеспечения на технической и стартовой позициях
- 2.1. Принципиальные схемы технологической подготовки ла к пуску
- 2.2. Назначение и структура технической позиции
- 2.3. Назначение и структура стартовой позиции
- 2.4. Организация процесса функционирования технологического оборудования в период предстартовой подготовки ла
- 2.4.1. Характеристика объекта подготовки
- 2.4.2. Организация работ на технической позиции
- 2.4.3. Организация работ на стартовой позиции
- 2.4.4. Функционирование наземного оборудования при полете рктс
- Глава 3. Некоторые вопросы проектирования комплекса систем наземного обеспечения
- 3.1. Основные этапы организации проектирования
- 3.2. Последовательность системного проектирования и
- 3.3. Распределение ресурсов при создании и эксплуатации ксно
- 3.3.1. Технико-экономический анализ создания ксно
- 3.3.2. Определение временных характеристик технологического цикла подготовки ла
- Глава 4. Математическое описание технологического процесса подготовки ла к пуску
- 4.1. Моделирование на эвм процесса подготовки ла с помощью представления технологического процесса абстрактными операциями
- 4.1.1. Задачи, решаемые при моделировании процесса подготовки ла
- 4.1.2. Абстрактные операции технологического процесса подготовки ла
- 4.1.3. Математическая модель операции обработки
- 4.1.4. Математическая модель операции сборки
- 4.1.5. Математическая модель операции управления
- 4.2. Аналитические модели процесса подготовки ла
- 4.2.1. Общая постановка задачи обслуживания
- 4.2.2. Математическая модель процесса функционирования ксно
- 4.2.3. Моделирование процесса функционирования цзс
- 4.2.4. Моделирование процесса функционирования системы заправки, осуществляемой подвижными агрегатами обслуживания
- 4.3. Анализ эффективности ксно
- 4.3.1. Определение степени готовности ксно к применению
- 4.3.2. Вероятность нормального функционирования элементов ксно
- 4.3.3. Оценка вероятности поражения обслуживающего персонала при аварийном подрыве ла
- Глава 5. Определение проектных параметров комплекса систем наземного обеспечения
- 5.1. Выбор рационального принципа структурного построения ксно и построения генерального плана
- 5.2. Выбор проектных параметров отдельных элементов наземного обеспечения
- 5.2.1. Транспортно-установочный агрегат
- 5.2.2. Башня обслуживания
- 5.2.3. Монтажно-испытательный корпус
- 5.3. Выбор оптимальных сроков службы ксно и его элементов
- 5.3.1. Постановка обобщенной задачи замены ксно
- 5.3.2. Выбор оптимальных сроков службы элемента ксно для частного случая
- 5.3.3. Определение рационального срока службы элемента ксно
- 5.4. Выбор оптимальной надежности ксно и его элементов
- 5.4.1. Общая постановка задачи оптимизации надежности ксно
- 5.4.2. Определение оптимального режима тренировок элементов ксно
- 5.4.3. Определение оптимального времени замены элементов ксно
- 5.4.4. Выбор оптимального распределения надежности отдельных элементов ксно
- 5.4.5. Определение оптимального числа резервных элементов ксно
- Глава 6. Анализ проблемы управления наземной космической инфраструктурой
- 1.1.Особенности российской космической деятельности
- Количество пусков ркп, проведенных с космодромов России в интересах запусков коммерческих ка в 1995-2004 годах
- 6.2. Общая характеристика состояния наземной космической инфраструктуры
- 6.2.1. Определение космической инфраструктуры
- 6.2.2. Состав и состояние технической структуры космодромов
- 1.2.Прогноз запусков ка по научным, социально-экономическим и международным космическим программам
- 1.3.Направления совершенствования технической структуры нки
- 6.5. Концепция управления наземной космической инфраструктурой на основе мониторинга ее состояния
- Эволюция объектов мониторинга в космической отрасли
- Оглавление
- 1. Введение 3
- Глава 1. Общие сведения о комплексе систем наземного обеспечения 4
- Глава 2. Основы взаимодействия элементов систем наземного обеспечения на технической и стартовой позициях 20
- Глава 3. Некоторые вопросы проектирования комплекса систем наземного обеспечения 54
- Глава 4. Математическое описание технологического процесса подготовки ла к пуску 83
- Глава 5. Определение проектных параметров комплекса систем наземного обеспечения 148
- Глава 6. Анализ проблемы управления наземной космической инфраструктурой 185