1.2.Прогноз запусков ка по научным, социально-экономическим и международным космическим программам
Развитие объектов НКИ Роскосмоса до 2020 года в значительной мере определяются прогнозной нагрузкой по подготовке и запускам КА по Федеральной космической программе России, оборонным, международным и коммерческим программам. Результаты анализа нагрузки по запускам КА позволяют оценить соответствие состояния НКИ и составляющих ее структур требованиям целей и задач космической деятельности России и существующим практическим потребностям по запуску КА на указанную перспективу.
Прогноз запусков КА позволяет определить:
1. В части технической структуры:
- необходимость проведения капитальных ремонтов и дооборудования существующих объектов НКИ, а также создания новых объектов НКИ;
- объемы закупок и производства КРТ и сжатых газов;
- режимы работы обеспечивающих объектов НКИ;
- объемы потребления электроэнергии, специальных технических жидкостей и других расходных материалов.
2. В части институциональной структуры:
- необходимость разработки новых или переработки существующих нормативных, правовых или организационно-технических актов, обеспечивающих реализацию мероприятий, направленных на поддержание требуемого состояния и развитие НКИ;
- задачи кадрового обеспечения выполнения космических программ.
3. В части организационной структуры управления:
- необходимость изменения задач органов управления НКИ Роскосмоса;
- достаточность или необходимость оптимизации структуры и состава эксплуатационных подразделений организаций ракетно-космической промышленности на космодроме “Байконур”;
- необходимость перераспределения обязанностей между эксплуатирующими организациями ракетно-космической промышленности и их эксплуатационными подразделениями по подготовке составных частей РКН и пускам РКН, а также по содержанию и эксплуатации объектов НКИ.
4. В части технологической структуры:
- прогрессивные технологии подготовки составных частей РКН к пуску и проведения пусков РКН;
- направления применения ресурсосберегающих технологий при поддержании технической готовности объектов НКИ и находящегося на них оборудования;
- направления повышения безопасности работ, выполняемых на объектах НКИ, особенно на опасных промышленных объектах;
- направления развития системы материально-технического обеспечения функционирования объектов НКИ;
- пути увеличения достоверности определения технического состояния объектов НКИ.
Прогноз запусков КА социально-экономического, научного назначения и в интересах международного сотрудничества выполнен на основе анализа данных о создании перспективных космических средств, приведенных в проекте ФКП России на 2006-2015 годы.
Следует отметить, что данные по запускам КА в течение прогнозного периода будут уточняться с учетом следующей информации:
- о текущем состоянии орбитальных группировок и наработках КА;
- о средних наработках КА на орбитах функционирования;
- о научно-техническом и конструкторском заделе по орбитальным средствам и средствам их выведении, соответствующим требованиям мировой космонавтики и не уступающим зарубежным аналогам, а также требованиям к срокам активного существования перспективных КА.
Запуски КА с космодрома “Байконур” предполагается производить с целью обеспечения создания и наращивания следующих космических систем и комплексов:
1. Системы федеральной (КА – “Экспресс-АМ”, “Экспресс-МД”, “Экспресс-АМУ”, “Экспресс-АК”, “Экспресс-АТ”) и коммерческой (КА – “Ямал-200”, “Ямал-200М”, “Ямал-300”) спутниковой связи и вещания, подвижной персональной спутниковой связи (КА — “Садко”, “Гном”), обеспечения связи с МКС, ретрансляции оперативной информации и управления (КА – “Луч-5”).
2. Космических систем дистанционного зондирования Земли для решения задач мониторинга природной среды (КА - ”Ресурс-ДК”) для решения задач метеорологического мониторинга в обеспечение прогнозов погоды (КА – “Электро-Л”).
3. Космической системы координатно-временного обеспечения подвижных объектов (КА – “Глонасс”, “Глонасс-М”).
4. Космических систем «космических технологий» для решения задач в области физики микрогравитации, получения опытно-промышленных образцов материалов и биопрепаратов и отработки технологии оборудования для орбитального производства (КА – “ОКА-Т”).
5. Космических систем фундаментальных научных исследований для решения широкого круга задач изучения Солнца и солнечно-земных связей, планет и тел Солнечной системы, внеатмосферной астрономии (КА – “Спектр-Р”, “Спектр-РГ, УФ”, “Интербол-3”, “Интергелиозонд”, “Фобос-Грунт”, “Луна-Глоб”, “Струве”, “Стереоскоп”).
Кроме этого будут осуществляться запуски пилотируемых и транспортных кораблей в обеспечение функционирования пилотируемых станций.
Прогнозные значения количества запусков КА социально-экономического, научного назначения и в интересах международного сотрудничества и их распределение по годам до 2020 года представлены на рис. 6.6.
В рассматриваемый период с космодрома “Байконур” предполагается осуществить запуски 199 КА. Это составляет 51 % от общего количества запусков КА со всех космодромов Российской Федерации. При этом общее количество типов КА представляется двадцатью модификациями, из которых 7 типов КА в настоящее время находится в эксплуатации. Для реализации названного количества запусков потребуется провести 186 пусков РКН главным образом, типа “Протон”, “Союз” и “Ангара’ с различными типами РБ. Среднегодовая нагрузка на ракетно-космические комплексы, находящиеся в эксплуатации, составит около 12 пусков РКН.
Существенно изменится состав орбитальной группировки КА социально-экономического и научного назначения. Если в 2005 году она включала в свой состав только 35 КА, то к 2015 году она будет состоять уже из 107 КА [40].
- 1.Введение
- Глава 1. Общие сведения о комплексе систем наземного обеспечения
- 1.1. Комплексы ла
- 1.2. Летательный аппарат как объект обслуживания
- 1.3. Классификация систем наземного обеспечения и требования, предъявляемые к ним
- Глава 2. Основы взаимодействия элементов систем наземного обеспечения на технической и стартовой позициях
- 2.1. Принципиальные схемы технологической подготовки ла к пуску
- 2.2. Назначение и структура технической позиции
- 2.3. Назначение и структура стартовой позиции
- 2.4. Организация процесса функционирования технологического оборудования в период предстартовой подготовки ла
- 2.4.1. Характеристика объекта подготовки
- 2.4.2. Организация работ на технической позиции
- 2.4.3. Организация работ на стартовой позиции
- 2.4.4. Функционирование наземного оборудования при полете рктс
- Глава 3. Некоторые вопросы проектирования комплекса систем наземного обеспечения
- 3.1. Основные этапы организации проектирования
- 3.2. Последовательность системного проектирования и
- 3.3. Распределение ресурсов при создании и эксплуатации ксно
- 3.3.1. Технико-экономический анализ создания ксно
- 3.3.2. Определение временных характеристик технологического цикла подготовки ла
- Глава 4. Математическое описание технологического процесса подготовки ла к пуску
- 4.1. Моделирование на эвм процесса подготовки ла с помощью представления технологического процесса абстрактными операциями
- 4.1.1. Задачи, решаемые при моделировании процесса подготовки ла
- 4.1.2. Абстрактные операции технологического процесса подготовки ла
- 4.1.3. Математическая модель операции обработки
- 4.1.4. Математическая модель операции сборки
- 4.1.5. Математическая модель операции управления
- 4.2. Аналитические модели процесса подготовки ла
- 4.2.1. Общая постановка задачи обслуживания
- 4.2.2. Математическая модель процесса функционирования ксно
- 4.2.3. Моделирование процесса функционирования цзс
- 4.2.4. Моделирование процесса функционирования системы заправки, осуществляемой подвижными агрегатами обслуживания
- 4.3. Анализ эффективности ксно
- 4.3.1. Определение степени готовности ксно к применению
- 4.3.2. Вероятность нормального функционирования элементов ксно
- 4.3.3. Оценка вероятности поражения обслуживающего персонала при аварийном подрыве ла
- Глава 5. Определение проектных параметров комплекса систем наземного обеспечения
- 5.1. Выбор рационального принципа структурного построения ксно и построения генерального плана
- 5.2. Выбор проектных параметров отдельных элементов наземного обеспечения
- 5.2.1. Транспортно-установочный агрегат
- 5.2.2. Башня обслуживания
- 5.2.3. Монтажно-испытательный корпус
- 5.3. Выбор оптимальных сроков службы ксно и его элементов
- 5.3.1. Постановка обобщенной задачи замены ксно
- 5.3.2. Выбор оптимальных сроков службы элемента ксно для частного случая
- 5.3.3. Определение рационального срока службы элемента ксно
- 5.4. Выбор оптимальной надежности ксно и его элементов
- 5.4.1. Общая постановка задачи оптимизации надежности ксно
- 5.4.2. Определение оптимального режима тренировок элементов ксно
- 5.4.3. Определение оптимального времени замены элементов ксно
- 5.4.4. Выбор оптимального распределения надежности отдельных элементов ксно
- 5.4.5. Определение оптимального числа резервных элементов ксно
- Глава 6. Анализ проблемы управления наземной космической инфраструктурой
- 1.1.Особенности российской космической деятельности
- Количество пусков ркп, проведенных с космодромов России в интересах запусков коммерческих ка в 1995-2004 годах
- 6.2. Общая характеристика состояния наземной космической инфраструктуры
- 6.2.1. Определение космической инфраструктуры
- 6.2.2. Состав и состояние технической структуры космодромов
- 1.2.Прогноз запусков ка по научным, социально-экономическим и международным космическим программам
- 1.3.Направления совершенствования технической структуры нки
- 6.5. Концепция управления наземной космической инфраструктурой на основе мониторинга ее состояния
- Эволюция объектов мониторинга в космической отрасли
- Оглавление
- 1. Введение 3
- Глава 1. Общие сведения о комплексе систем наземного обеспечения 4
- Глава 2. Основы взаимодействия элементов систем наземного обеспечения на технической и стартовой позициях 20
- Глава 3. Некоторые вопросы проектирования комплекса систем наземного обеспечения 54
- Глава 4. Математическое описание технологического процесса подготовки ла к пуску 83
- Глава 5. Определение проектных параметров комплекса систем наземного обеспечения 148
- Глава 6. Анализ проблемы управления наземной космической инфраструктурой 185