4.2.3. Моделирование процесса функционирования цзс
Выше указывалось, что процесс заправки ЛА через ЦЗС представляет собой последовательное изменение числа подготавливаемых к заправке, находящихся одновременно под заправкой ЛА и аппаратов, на которых проводятся послезаправочные операции. Указывалось также, что система обслуживания ЛА через ЦЗС может быть отнесена к системе массового обслуживания разомкнутого типа с неограниченным ожиданием.
Определение параметров, характеризующих процесс обслуживания ЛА в этом случае, осуществляется путем исследования n-канальной системы массового обслуживания, на вход которой поступает простейший поток заявок с интенсивностью λи и интенсивностью обслуживания каждого канала μи. Если поступившая заявка застает свободным хотя бы один канал, она немедленно принимается на обслуживание и обслуживается до конца, в противном случае заявка попадает в очередь с максимальным количеством мест в очереди m. Очевидно, при m = 0 получается система массового обслуживания с отказами, а при m — система с ожиданием. Каждая заявка может обслуживаться либо одним каналом (нет взаимопомощи между каналами), либо несколькими свободными каналами (есть взаимопомощь между каналами).
Если отсутствует взаимопомощь между каналами обслуживания, состояние системы массового обслуживания разомкнутого типа описывается с помощью следующей системы дифференциальных уравнений:
(4.9)
где Pk(t) - вероятность того, что в момент времени t система будет находиться в состоянии Хк;
Хк — в системе имеется k заявок и они обслуживаются k каналами, очереди нет;
Хn+l — в системе имеется n+l заявок, причем n из них обслуживается и l заявок находятся в очереди.
Интегрирование этой системы дифференциальных уравнений совместно с нормировочным условием
(4.10)
позволяет найти все вероятные состояния системы массового обслуживания в произвольный момент времени в процессе выхода системы на стационарный режим, т. е. в процессе постановки ЛА на работу.
При стационарном режиме работы рассматриваемой системы массового обслуживания система уравнений (4.9) превращается в систему алгебраических уравнений вида
(4.11)
которая решается совместно с нормировочным условием (4.10) и дает следующие зависимости для определения вероятностей нахождения системы в состояниях Хк и Хn+l:
(4.12)
(4.13)
где α3 = λ/μ— среднее число заявок, поступающих в рассматриваемую систему за среднее время обслуживания одной заявки одним каналом.
Зная вероятные состояния системы в любой момент времени, легко определить все параметры, характеризующие работу системы массового обслуживания.
Так, вероятность обслуживания заявки определяется вероятностью того, что к моменту поступления ее на обслуживание будут свободны хотя бы один канал или одно место в очереди:
, (4.14)
где Рn+m определяется по формуле (4.15).
Далее может быть определено среднее число занятых каналов:
. (4.15)
Вероятность занятости любого канала в произвольный момент времени определится по формуле:
(4.16)
где n — количество каналов обслуживания; ω3 — среднее число заявок, поступающих в систему за среднее время обслуживания всеми каналами.
Вероятность того, что система полностью загружена, равна вероятности того, что в системе заняты все каналы:
. (4.17)
Среднее время неполной загрузки определяется из выражения
(4.18)
где - среднее время полной загрузки системы.
Среднее число заявок, находящихся в очереди:
. (4.19)
Среднее время ожидания заявок в очереди
. (4.20)
Среднее время нахождения заявки в системе складывается из среднего времени ожидания и обслуживания:
. (4.21)
Таким образом определены основные параметры, характеризующие качество работы централизованной системы заправки при отсутствии взаимопомощи между каналами обслуживания.
Если существует взаимопомощь между каналами обслуживания, состояние системы массового обслуживания описывается с помощью системы дифференциальных уравнений вида
(4.22)
которая в стационарном состоянии превращается в систему алгебраических уравнений
(4.23)
Параметры, характеризующие работу такой системы массового обслуживания, определяются выражениями, аналогичными (4.14)-(4.21), в которых вероятности нахождения системы в состояниях Хk и Xn+l находятся путем интегрирования системы уравнений (4.23) совместно с нормировочным условием (4.10) для случая постановки ЛА на дежурство и решением системы уравнений (4.23) и (4.10) для стационарного режима работы ЦЗС с взаимопомощью между агрегатами обслуживания. В частности, для стационарного режима работы вероятность пребывания системы в j-м состоянии (j = 0, 1, 2, ..., k, ..., n, ..., n + l, ..., n+m) находится из выражения
(4.24)
(4.25)
где — среднее число заявок, поступающих в систему за среднее время обслуживания всеми каналами.
- 1.Введение
- Глава 1. Общие сведения о комплексе систем наземного обеспечения
- 1.1. Комплексы ла
- 1.2. Летательный аппарат как объект обслуживания
- 1.3. Классификация систем наземного обеспечения и требования, предъявляемые к ним
- Глава 2. Основы взаимодействия элементов систем наземного обеспечения на технической и стартовой позициях
- 2.1. Принципиальные схемы технологической подготовки ла к пуску
- 2.2. Назначение и структура технической позиции
- 2.3. Назначение и структура стартовой позиции
- 2.4. Организация процесса функционирования технологического оборудования в период предстартовой подготовки ла
- 2.4.1. Характеристика объекта подготовки
- 2.4.2. Организация работ на технической позиции
- 2.4.3. Организация работ на стартовой позиции
- 2.4.4. Функционирование наземного оборудования при полете рктс
- Глава 3. Некоторые вопросы проектирования комплекса систем наземного обеспечения
- 3.1. Основные этапы организации проектирования
- 3.2. Последовательность системного проектирования и
- 3.3. Распределение ресурсов при создании и эксплуатации ксно
- 3.3.1. Технико-экономический анализ создания ксно
- 3.3.2. Определение временных характеристик технологического цикла подготовки ла
- Глава 4. Математическое описание технологического процесса подготовки ла к пуску
- 4.1. Моделирование на эвм процесса подготовки ла с помощью представления технологического процесса абстрактными операциями
- 4.1.1. Задачи, решаемые при моделировании процесса подготовки ла
- 4.1.2. Абстрактные операции технологического процесса подготовки ла
- 4.1.3. Математическая модель операции обработки
- 4.1.4. Математическая модель операции сборки
- 4.1.5. Математическая модель операции управления
- 4.2. Аналитические модели процесса подготовки ла
- 4.2.1. Общая постановка задачи обслуживания
- 4.2.2. Математическая модель процесса функционирования ксно
- 4.2.3. Моделирование процесса функционирования цзс
- 4.2.4. Моделирование процесса функционирования системы заправки, осуществляемой подвижными агрегатами обслуживания
- 4.3. Анализ эффективности ксно
- 4.3.1. Определение степени готовности ксно к применению
- 4.3.2. Вероятность нормального функционирования элементов ксно
- 4.3.3. Оценка вероятности поражения обслуживающего персонала при аварийном подрыве ла
- Глава 5. Определение проектных параметров комплекса систем наземного обеспечения
- 5.1. Выбор рационального принципа структурного построения ксно и построения генерального плана
- 5.2. Выбор проектных параметров отдельных элементов наземного обеспечения
- 5.2.1. Транспортно-установочный агрегат
- 5.2.2. Башня обслуживания
- 5.2.3. Монтажно-испытательный корпус
- 5.3. Выбор оптимальных сроков службы ксно и его элементов
- 5.3.1. Постановка обобщенной задачи замены ксно
- 5.3.2. Выбор оптимальных сроков службы элемента ксно для частного случая
- 5.3.3. Определение рационального срока службы элемента ксно
- 5.4. Выбор оптимальной надежности ксно и его элементов
- 5.4.1. Общая постановка задачи оптимизации надежности ксно
- 5.4.2. Определение оптимального режима тренировок элементов ксно
- 5.4.3. Определение оптимального времени замены элементов ксно
- 5.4.4. Выбор оптимального распределения надежности отдельных элементов ксно
- 5.4.5. Определение оптимального числа резервных элементов ксно
- Глава 6. Анализ проблемы управления наземной космической инфраструктурой
- 1.1.Особенности российской космической деятельности
- Количество пусков ркп, проведенных с космодромов России в интересах запусков коммерческих ка в 1995-2004 годах
- 6.2. Общая характеристика состояния наземной космической инфраструктуры
- 6.2.1. Определение космической инфраструктуры
- 6.2.2. Состав и состояние технической структуры космодромов
- 1.2.Прогноз запусков ка по научным, социально-экономическим и международным космическим программам
- 1.3.Направления совершенствования технической структуры нки
- 6.5. Концепция управления наземной космической инфраструктурой на основе мониторинга ее состояния
- Эволюция объектов мониторинга в космической отрасли
- Оглавление
- 1. Введение 3
- Глава 1. Общие сведения о комплексе систем наземного обеспечения 4
- Глава 2. Основы взаимодействия элементов систем наземного обеспечения на технической и стартовой позициях 20
- Глава 3. Некоторые вопросы проектирования комплекса систем наземного обеспечения 54
- Глава 4. Математическое описание технологического процесса подготовки ла к пуску 83
- Глава 5. Определение проектных параметров комплекса систем наземного обеспечения 148
- Глава 6. Анализ проблемы управления наземной космической инфраструктурой 185