5.1. Выбор рационального принципа структурного построения ксно и построения генерального плана
Основными параметрами, определяющими принципы построения, структуру и состав систем наземного обслуживания являются:
1) габаритно-массовые характеристики ЛА;
2) спецификация компонентов топлива;
3) время функционирования комплекса от первого пуска ЛА до последнего;
4) время накопления необходимого запаса ЛА (время от момента окончания заводской сборки первого ЛА до момента пуска первого ЛА);
5) количество запускаемых ЛА с помощью КСНО за время его функционирования и особенности техники пуска, существующие на данный момент времени.
Существует несколько методов предстартовой подготовки ЛА, каждый из которых требует наличия определенного набора элементов систем наземного обеспечения и в конкретных условиях применения обладает преимуществом перед другими.
В общем виде приведенная стоимость создания любого КСНО представляет собой аддитивную функцию, слагаемыми которой являются стоимости агрегатов, сооружения и системы наземного обслуживания:
, (5.1)
где — полная стоимость создания КСНО; N — количество разнородных элементов КСНО; — стоимость i-го элемента; — количество одинаковых элементов КСНО (например, заправочных агрегатов).
Очевидно, в зависимости от схемы структурного построения и особенностей его отдельных элементов общая стоимость систем наземного обеспечения будет различной даже при использовании одного и того же метода предстартовой подготовки ЛА.
Так, для горизонтального метода сборки ЛА на ТП возможны два основных варианта построения стартовой позиции, включающей несколько пусковых установок:
а) обслуживание каждой пусковой установки автономной системой заправки, стационарным или передвижным установщиком и передвижной башней обслуживания. При этом стоимость будет определяться как
, (5.2)
где — количество пусковых установок; — стоимость одной пусковой установки; — стоимость транспортно-пускового агрегата; — стоимость башни обслуживания; — стоимость заправочного оборудования;
б) обслуживание всех пусковых установок общей системой заправки, одним или передвижными установками и передвижными башнями обслуживания. При этом стоимость определяется по формуле
. (5.3)
Подобные стоимостные зависимости составляются для различных вариантов структурного построения КСНО с учетом особенностей его отдельных элементов.
Если суммарная стоимость создания КСНО является функцией одного аргумента (например, стартовой массы ЛА), сравнительный анализ вариантов построения систем наземного обслуживания может быть проведен графически.
На рис. 5.1. представлены зависимости стоимости создания КСНО от стартовой массы для четырех основах методов подготовки ЛА: а — горизонтальная сборка ЛА в МИК на ТП с последующей транспортировкой и установкой на ПУ; б — вертикальная сборка ЛА в МИК на ТП и доставка на ПУ; в — сборка ЛА на стартовом устройстве минуя ТП; г — совмещенный метод сборки.
Из анализа графика видно, что при более рациональной оказывается горизонтальная сборка в МИК на ТП с последующей транспортировкой на СП и установкой в вертикальное положение на ПУ.
Выбор рационального принципа структурного построения позволяет определить рациональные методы сборки ЛА различных классов и оптимальный состав основных элементов КСНО при проведении технологического процесса подготовки ЛА.
Для выбранного рационального принципа структурного построения КСНО необходимо определить дислокацию и составить генеральный план размещения основных систем наземного обеспечения.
Требования, предъявляемые к дислокации и планировке КСНО, могут быть сведены в три основные группы.
Требования, обусловленные задачами, которые возлагаются на обслуживаемый ЛА. Удовлетворение требований осуществляется определением для каждого класса ЛА масштаба территории и прилегающих районов, а также азимута и широты дислокации КСНО.
Требования, характеризующие издержки создания и ввода в строй КСНО. К этим требованиям относятся удовлетворительные характеристики грунта, рельеф местности, уровень грунтовых вод и т. п., а также наличие строительных организаций, строительных материалов, воды, источников энергии, транспортных магистралей.
Эксплуатационные требования, к которым относятся метеорологические условия, определяемые перепадом годовых температур, розой ветров, количеством солнечных дней в году, количество гроз и т. п.; плотность населения в зоне размещения КСНО и зоне пусков ЛА; обеспеченность водой, энергией, наличием подъездных путей.
Сооружения на ТП и СП группируются как в соответствии с технологической принадлежностью, так и с учетом требований дислокации по защищенности.
При построении КСНО используется принцип зонирования, в соответствии с которым имеются зоны размещения ПУ, хранения комплектов топлива, вспомогательных производств, а также административно-хозяйственных зданий и другие. При обосновании масштабов этих зон наибольшую значимость имеет опасность крупных аварий, связанных со взрывом.
Задача определения параметров живучести элементов КСНО в общем случае имеет две формулировки:
определяется минимальное расстояние между элементами КСНО в зависимости от избыточного давления во фронте ударной волны, которую способны выдержать эти элементы.
определение оптимального соотношения между избыточным давлением во фронте ударной волны и расстоянием между элементами при минимальных затратах и заданной эффективности КСНО.
Для определения избыточного давления во фронте
ударной волны на расстоянии L от эпицентра взрыва можно пользоваться приближенной формулой М.А. Садовского:
, МПа, (5.4)
где — тротиловый эквивалент взрыва, кг; L — расстояние, м.
Из этой формулы можно получить величину безопасного расстояния, на котором должен находиться элемент КСНО от эпицентра:
. (5.5)
где — допустимое избыточное давление, при котором данный элемент КСНО сохраняет работоспособность. Допустимое избыточное давление для некоторых элементов КСНО приведено в табл. 5.1.
Таблица 5.1
Допустимое избыточное давление для некоторых элементов КСНО
Элемент КСНО | , МПа |
Защищенный КП | 0,5…1 |
Закрытое хранилище КРТ | 0,2 |
Открытое хранилище КРТ | 0,01 |
Башни обслуживания | 0,03 |
МИК ЛА и МИК КО | 0,002 |
Жилые здания | 0.005…0,01 |
ЛА | 0,001…0,003 |
Открытый КП | 0,01 |
Поскольку увеличение расстояния между сооружениями уменьшает стоимость их строительства за счет снижения требований к прочности, а с другой стороны увеличение расстояния между этими сооружениями увеличивает стоимость коммуникаций и дорог, то, очевидно, существует оптимальное соотношение между расстоянием L и допустимым избыточным давлением , при котором
, (5.6)
, (5.7)
где — суммарные затраты на строительство сооружений и дорог; — стоимость строительства сооружений; — стоимость строительства дорог; — суммарная стоимость хранилища и коммуникаций; — стоимость строительства хранилища и коммуникаций соответственно.
Найдем расстояние между некоторыми элементами КСНО из условий безопасности при возможном взрыве ЛА на стартовом устройстве.
Определяется оптимальное расстояние между ПУ и хранилищем компонента топлива на основе анализа зависимости между стоимостью системы заправки и стоимостями строительства хранилища и заправочных коммуникаций. Чем ближе к ПУ расположено хранилище, тем большее избыточное давление оно должно выдерживать и тем оно дороже. При этом коммуникации будут короче, а стоимость их меньше, т.е. существует такое соотношение между расстоянием и избыточным давлением, при котором стоимость системы заправки минимальна. Аналитически это запишется так:
, (5.8)
где К — коэффициент соотношения строительного объема к общему объему емкости (К=6,4 для цилиндрических емкостей); — объем хранилища; — удельная стоимость строительства хранилища; — коэффициент степени защищенности; — коэффициент пропорциональности; — удельная стоимость строительства коммуникаций, р/м3 .
Расстояние, на котором избыточное давление во фронте ударной волны составляет , определяется по формуле (5.5).
Проведенный анализ показывает, что оптимальное расстояние между ПУ и хранилищем компонента топлива определяется (в метрах) по формуле
, (5.9)
где — стартовая масса ЛА, кг; — функция, зависящая от компонента и определяемая эмпирическим путем. Для некоторых компонентов значение F приведено в табл. 5.2.
Таблица 5.2
Значения функции F для некоторых компонентов топлива
Компонент | АТ+НДМГ | О2+РГ1 | О2+Н2 | |||
АТ | НДМГ | О2 | РГ1 | О2 | Н2 | |
F | 1,515 | 1,257 | 2,1 | 1,506 | 2,745 | 5,139 |
Безопасное расстояние отвода башни обслуживания от пускового устройства определяется по следующим формулам:
для AT НДМГ ;
для О2 + РП ; (5.10)
для О2 + Н2 ,
где допустимое избыточное давление принято МПа; расстояние в м; стартовая масса в кг.
Безопасное расстояние от ПУ до МИК:
для AT НДМГ ;
для О2 + РГ1 ; (5.11)
для О2 + Н2 ,
где допустимое давление для МИК составляет МПа.
Безопасное расстояние от ПУ до жилого городка:
для AT НДМГ ;
для О2 + РГ1 ; (5.12)
для О2 + Н2 ,
где допустимое избыточное давление МПа.
- 1.Введение
- Глава 1. Общие сведения о комплексе систем наземного обеспечения
- 1.1. Комплексы ла
- 1.2. Летательный аппарат как объект обслуживания
- 1.3. Классификация систем наземного обеспечения и требования, предъявляемые к ним
- Глава 2. Основы взаимодействия элементов систем наземного обеспечения на технической и стартовой позициях
- 2.1. Принципиальные схемы технологической подготовки ла к пуску
- 2.2. Назначение и структура технической позиции
- 2.3. Назначение и структура стартовой позиции
- 2.4. Организация процесса функционирования технологического оборудования в период предстартовой подготовки ла
- 2.4.1. Характеристика объекта подготовки
- 2.4.2. Организация работ на технической позиции
- 2.4.3. Организация работ на стартовой позиции
- 2.4.4. Функционирование наземного оборудования при полете рктс
- Глава 3. Некоторые вопросы проектирования комплекса систем наземного обеспечения
- 3.1. Основные этапы организации проектирования
- 3.2. Последовательность системного проектирования и
- 3.3. Распределение ресурсов при создании и эксплуатации ксно
- 3.3.1. Технико-экономический анализ создания ксно
- 3.3.2. Определение временных характеристик технологического цикла подготовки ла
- Глава 4. Математическое описание технологического процесса подготовки ла к пуску
- 4.1. Моделирование на эвм процесса подготовки ла с помощью представления технологического процесса абстрактными операциями
- 4.1.1. Задачи, решаемые при моделировании процесса подготовки ла
- 4.1.2. Абстрактные операции технологического процесса подготовки ла
- 4.1.3. Математическая модель операции обработки
- 4.1.4. Математическая модель операции сборки
- 4.1.5. Математическая модель операции управления
- 4.2. Аналитические модели процесса подготовки ла
- 4.2.1. Общая постановка задачи обслуживания
- 4.2.2. Математическая модель процесса функционирования ксно
- 4.2.3. Моделирование процесса функционирования цзс
- 4.2.4. Моделирование процесса функционирования системы заправки, осуществляемой подвижными агрегатами обслуживания
- 4.3. Анализ эффективности ксно
- 4.3.1. Определение степени готовности ксно к применению
- 4.3.2. Вероятность нормального функционирования элементов ксно
- 4.3.3. Оценка вероятности поражения обслуживающего персонала при аварийном подрыве ла
- Глава 5. Определение проектных параметров комплекса систем наземного обеспечения
- 5.1. Выбор рационального принципа структурного построения ксно и построения генерального плана
- 5.2. Выбор проектных параметров отдельных элементов наземного обеспечения
- 5.2.1. Транспортно-установочный агрегат
- 5.2.2. Башня обслуживания
- 5.2.3. Монтажно-испытательный корпус
- 5.3. Выбор оптимальных сроков службы ксно и его элементов
- 5.3.1. Постановка обобщенной задачи замены ксно
- 5.3.2. Выбор оптимальных сроков службы элемента ксно для частного случая
- 5.3.3. Определение рационального срока службы элемента ксно
- 5.4. Выбор оптимальной надежности ксно и его элементов
- 5.4.1. Общая постановка задачи оптимизации надежности ксно
- 5.4.2. Определение оптимального режима тренировок элементов ксно
- 5.4.3. Определение оптимального времени замены элементов ксно
- 5.4.4. Выбор оптимального распределения надежности отдельных элементов ксно
- 5.4.5. Определение оптимального числа резервных элементов ксно
- Глава 6. Анализ проблемы управления наземной космической инфраструктурой
- 1.1.Особенности российской космической деятельности
- Количество пусков ркп, проведенных с космодромов России в интересах запусков коммерческих ка в 1995-2004 годах
- 6.2. Общая характеристика состояния наземной космической инфраструктуры
- 6.2.1. Определение космической инфраструктуры
- 6.2.2. Состав и состояние технической структуры космодромов
- 1.2.Прогноз запусков ка по научным, социально-экономическим и международным космическим программам
- 1.3.Направления совершенствования технической структуры нки
- 6.5. Концепция управления наземной космической инфраструктурой на основе мониторинга ее состояния
- Эволюция объектов мониторинга в космической отрасли
- Оглавление
- 1. Введение 3
- Глава 1. Общие сведения о комплексе систем наземного обеспечения 4
- Глава 2. Основы взаимодействия элементов систем наземного обеспечения на технической и стартовой позициях 20
- Глава 3. Некоторые вопросы проектирования комплекса систем наземного обеспечения 54
- Глава 4. Математическое описание технологического процесса подготовки ла к пуску 83
- Глава 5. Определение проектных параметров комплекса систем наземного обеспечения 148
- Глава 6. Анализ проблемы управления наземной космической инфраструктурой 185