1.1. Комплексы ла
Под комплексом ЛА понимают совокупность разнородных по условиям эксплуатации основных частей ЛА и систем наземного обеспечения, предназначенных для выполнения взаимосвязанных эксплуатационных функций, которые заключаются в решении задач в сроки, предусмотренные документами на проведение подготовки и пуска ЛА.
Система ЛА объединяет все комплексы данного типа. В качестве наиболее характерного элемента системы ЛА обычно рассматривается комплекс, поскольку качество комплекса ЛА определяет качество системы ЛА в целом.
Все комплексы ЛА могут быть классифицированы по следующим признакам:
по степени подвижности (стационарные и подвижные);
по месту размещения ЛА в момент старта (наземные, воздушные, подводные, шахтные);
по кратности использования ЛА (одноразовые и многоразовые);
по назначению ЛА (ракетно-космические, баллистические и т. п.);
по виду транспортно-пускового агрегата (колесные, гусеничные, железнодорожные, плавучие).
Комплексы ЛА значительно отличаются друг от друга не только тактико-техническими характеристиками, но и эффективностью применения. Каждый из них имеет свои достоинства и не лишен недостатков.
Так, комплексы ЛА шахтного базирования выгодно отличаются от наземных стационарных комплексов тем, что они обеспечивают возможность длительного хранения ЛА, и системы наземного обеспечения находятся в состоянии высокой готовности при относительной устойчивости шахтных пусковых установок (ШПУ) к воздействию поражающих факторов ядерного оружия. Однако строительство ШПУ связано с выполнением большого объема земляных работ, что существенно увеличивает стоимость этих комплексов, а также не позволяет создавать ложные позиции при относительно малых затратах.
Наиболее полно требованиям обеспечения постоянной готовности и неуязвимости удовлетворяют подвижные комплексы ЛА различного базирования. Подводные комплексы ЛА, например, удачно сочетают положительные тактические свойства подводных лодок с техническими возможностями ЛА и, несомненно, являются одними из эффективных. Размещение ЛА на подводных лодках имеет и ряд недостатков по сравнению с комплексами, базирующимися на суше. Летательные аппараты, размещенные на подводных лодках, имеют большие круговые вероятные отклонения при сравнительно небольшой полезной нагрузке, вследствие чего на них нельзя установить эффективные средства прохода зоны противоракетной обороны (ПРО). В результате усовершенствования противолодочной обороны противник располагает все возрастающими возможностями обнаружения, сопровождения, контроля и уничтожения комплексов ЛА на подводных лодках.
Наиболее полно решить поставленные задачи, очевидно, можно при комбинированном использовании комплексов ЛА различных видов.
Следует отметить, что системы наземного обеспечения в зависимости от класса ЛА и степени его совершенства существенно отличаются друг от друга как по составу, так и по структуре построения.
Первые комплексы ЛА имели достаточно простую пусковую установку в виде направляющих с несложным пусковым оборудованием.
С появлением комплексов ЛА баллистического типа возникла необходимость в проведении транспортных, подъемно-перегрузочных, заправочных, проверочно-пусковых и других операций, что потребовало создания соответствующих агрегатов для выполнения этих работ.
Запуски современных ракетно-космических систем осуществляются с космодромов, которые представляют собой специально подготовленные земельные участки с сооружениями и оборудованием, обеспечивающими сборку, подготовку к пуску и пуск ЛА, траекторные измерения, выдачу команд, а также прием и обработку поступающей телеметрической информации. Космодромы являются одним из сложнейших элементов ракетно-космического комплекса. На космодромах производятся не только подготовка и пуски ЛА, но и экспериментальная отработка отдельных систем, испытания различных видов оборудования, подготовка обслуживающего персонала и получение некоторых компонентов ракетного топлива. Затраты на создание космодромов исчисляются миллиардами рублей, что составляет значительную часть государственного бюджета экономически развитых стран, а поэтому немногие государства имеют свои космодромы.
- 1.Введение
- Глава 1. Общие сведения о комплексе систем наземного обеспечения
- 1.1. Комплексы ла
- 1.2. Летательный аппарат как объект обслуживания
- 1.3. Классификация систем наземного обеспечения и требования, предъявляемые к ним
- Глава 2. Основы взаимодействия элементов систем наземного обеспечения на технической и стартовой позициях
- 2.1. Принципиальные схемы технологической подготовки ла к пуску
- 2.2. Назначение и структура технической позиции
- 2.3. Назначение и структура стартовой позиции
- 2.4. Организация процесса функционирования технологического оборудования в период предстартовой подготовки ла
- 2.4.1. Характеристика объекта подготовки
- 2.4.2. Организация работ на технической позиции
- 2.4.3. Организация работ на стартовой позиции
- 2.4.4. Функционирование наземного оборудования при полете рктс
- Глава 3. Некоторые вопросы проектирования комплекса систем наземного обеспечения
- 3.1. Основные этапы организации проектирования
- 3.2. Последовательность системного проектирования и
- 3.3. Распределение ресурсов при создании и эксплуатации ксно
- 3.3.1. Технико-экономический анализ создания ксно
- 3.3.2. Определение временных характеристик технологического цикла подготовки ла
- Глава 4. Математическое описание технологического процесса подготовки ла к пуску
- 4.1. Моделирование на эвм процесса подготовки ла с помощью представления технологического процесса абстрактными операциями
- 4.1.1. Задачи, решаемые при моделировании процесса подготовки ла
- 4.1.2. Абстрактные операции технологического процесса подготовки ла
- 4.1.3. Математическая модель операции обработки
- 4.1.4. Математическая модель операции сборки
- 4.1.5. Математическая модель операции управления
- 4.2. Аналитические модели процесса подготовки ла
- 4.2.1. Общая постановка задачи обслуживания
- 4.2.2. Математическая модель процесса функционирования ксно
- 4.2.3. Моделирование процесса функционирования цзс
- 4.2.4. Моделирование процесса функционирования системы заправки, осуществляемой подвижными агрегатами обслуживания
- 4.3. Анализ эффективности ксно
- 4.3.1. Определение степени готовности ксно к применению
- 4.3.2. Вероятность нормального функционирования элементов ксно
- 4.3.3. Оценка вероятности поражения обслуживающего персонала при аварийном подрыве ла
- Глава 5. Определение проектных параметров комплекса систем наземного обеспечения
- 5.1. Выбор рационального принципа структурного построения ксно и построения генерального плана
- 5.2. Выбор проектных параметров отдельных элементов наземного обеспечения
- 5.2.1. Транспортно-установочный агрегат
- 5.2.2. Башня обслуживания
- 5.2.3. Монтажно-испытательный корпус
- 5.3. Выбор оптимальных сроков службы ксно и его элементов
- 5.3.1. Постановка обобщенной задачи замены ксно
- 5.3.2. Выбор оптимальных сроков службы элемента ксно для частного случая
- 5.3.3. Определение рационального срока службы элемента ксно
- 5.4. Выбор оптимальной надежности ксно и его элементов
- 5.4.1. Общая постановка задачи оптимизации надежности ксно
- 5.4.2. Определение оптимального режима тренировок элементов ксно
- 5.4.3. Определение оптимального времени замены элементов ксно
- 5.4.4. Выбор оптимального распределения надежности отдельных элементов ксно
- 5.4.5. Определение оптимального числа резервных элементов ксно
- Глава 6. Анализ проблемы управления наземной космической инфраструктурой
- 1.1.Особенности российской космической деятельности
- Количество пусков ркп, проведенных с космодромов России в интересах запусков коммерческих ка в 1995-2004 годах
- 6.2. Общая характеристика состояния наземной космической инфраструктуры
- 6.2.1. Определение космической инфраструктуры
- 6.2.2. Состав и состояние технической структуры космодромов
- 1.2.Прогноз запусков ка по научным, социально-экономическим и международным космическим программам
- 1.3.Направления совершенствования технической структуры нки
- 6.5. Концепция управления наземной космической инфраструктурой на основе мониторинга ее состояния
- Эволюция объектов мониторинга в космической отрасли
- Оглавление
- 1. Введение 3
- Глава 1. Общие сведения о комплексе систем наземного обеспечения 4
- Глава 2. Основы взаимодействия элементов систем наземного обеспечения на технической и стартовой позициях 20
- Глава 3. Некоторые вопросы проектирования комплекса систем наземного обеспечения 54
- Глава 4. Математическое описание технологического процесса подготовки ла к пуску 83
- Глава 5. Определение проектных параметров комплекса систем наземного обеспечения 148
- Глава 6. Анализ проблемы управления наземной космической инфраструктурой 185