4.2.4. Моделирование процесса функционирования системы заправки, осуществляемой подвижными агрегатами обслуживания
Работа системы заправки с помощью подвижных агрегатов обслуживания может быть смоделирована замкнутой системой массового обслуживания, в которой число источников заявок N ограничено количеством обслуживаемых ЛА, а интенсивность поступления заявок λ зависит от состояний источников, обусловленных работой самой системы. Такая задача обычно решается в следующей постановке.
Имеется N одинаковых взаимно удаленных объектов, каждый из которых может в некоторые случайные моменты времени подать заявку на обслуживание. Поток заявок каждого объекта считается пуассоновским с интенсивностью λи. Каждый объект обслуживается одним (нет взаимопомощи между каналами) или l из n (имеется частичная взаимопомощь) агрегатами обслуживания.
Интенсивность пуассоновского потока обслуживании каждого канала μи. Если к моменту подачи заявки объектом все каналы заняты, то этот объект становится в очередь на обслуживание; дисциплина очереди такая: кто раньше подал заявку, тот раньше обслуживается.
Для случая отсутствия взаимопомощи между каналами обслуживания состояние замкнутой системы массового обслуживания описывается системой дифференциальных уравнений вида
(4.26)
Решение системы дифференциальных уравнений (4.26) совместно с нормировочным условием
(4.27)
позволяет определить все вероятные состояния замкнутой системы массового обслуживания и найти все параметры, характеризующие работу этой системы в режиме постановки ЛА на работу.
Для стационарного режима работы подвижных агрегатов обслуживания система (4.26) преобразуется в систему алгебраических уравнений вида
(4.28)
Решение этой системы уравнений совместно с нормировочным условием (4.27) дает следующие выражения для определения вероятностей нахождения в состояниях Хо, Хk и Хn+l:
(4.29)
(4.30)
(4.31)
где k=1, 2, 3, …, n; l=1, 2, 3, …, N-n, ; ; q=1-P; ; вычисляются по таблице биномиального распределения;
вычисляются по таблицам пуассоновского распределения; ;
Таблицы пуассоновского и биномиального распределений всех указанных выше функций приведены в [54].
Зная вероятные состояния системы массового обслуживания замкнутого типа, легко определить и другие параметры, характеризующие процесс функционирования системы “заявка объекта — обслуживание агрегатом”. Так, среднее число обслуживаемых объектов определяется по формуле
. (4.32)
Среднее число ожидающих очереди объектов можно найти так:
. (4.33)
Среднее число простаивающих объектов
. (4.34)
Коэффициент использования Рис (вероятность того, что определенный объект в любой момент времени будет работать и не нуждается в обслуживании) подсчитывают по формуле
(4.35)
где — вероятность простаивания объекта, т. е. вероятность того, что объект нуждается в обслуживании.
Среднее время готовности объекта к применению будет
. (10.36)
Среднее время простоя объекта и пребывания его в очереди определяется выражениями
(4.37)
(4.38)
где — среднее время обслуживания одного объекта одним агрегатом.
Для случая работы замкнутой системы массового обслуживания с взаимопомощью между каналами обслуживания задача определения параметров функционирования формулируется следующим образом: имеется N одинаковых взаимно удаленных объектов, каждый из которых в любой случайный момент времени может подать заявку на обслуживание с интенсивностью λи; интенсивность обслуживания каждым агрегатом равна μи. Если подано заявок меньше , то каждый объект обслуживается одновременно l агрегатами, где — целая часть числа . Производительность при этом возрастает в l раза и равна lμи. Величина l определяется максимальным числом агрегатов, которые могут быть использованы при обслуживания одного объекта. Если подано заявок С2, причем С1<С2<n, то в обслуживании участвуют все n агрегатов, распределяясь приблизительно равномерно между всеми подавшими заявки объектами, при этом каждый объект обслуживается не более чем l агрегатами. Если подано заявок С3, причем , то в обслуживании участвуют все n агрегатов, которые обслуживают п объектов, а (С3-n) объектов ожидают очереди на обслуживание.
Процесс функционирования замкнутой системы массового обслуживания с взаимопомощью между каналами обслуживания описывается системой дифференциальных уравнений вида
Эта система уравнений решается с нормировочным условием (4.27) и дает возможность определить параметры, характеризующие работу заправочной системы с помощью подвижных агрегатов обслуживания в режиме постановки ЛА на работу.
Для стационарного режима работы такой системы массового обслуживания система дифференциальных уравнений (10.39) преобразуется к виду
В результате решения системы алгебраических уравнений (4.40) совместно с условием (4.27) получаются следующие выражения для определения вероятных состояний подобной системы массового обслуживания:
(4.41)
(4.42)
(4.43)
(4.44)
где — табличная функция биномиального распределения.
- 1.Введение
- Глава 1. Общие сведения о комплексе систем наземного обеспечения
- 1.1. Комплексы ла
- 1.2. Летательный аппарат как объект обслуживания
- 1.3. Классификация систем наземного обеспечения и требования, предъявляемые к ним
- Глава 2. Основы взаимодействия элементов систем наземного обеспечения на технической и стартовой позициях
- 2.1. Принципиальные схемы технологической подготовки ла к пуску
- 2.2. Назначение и структура технической позиции
- 2.3. Назначение и структура стартовой позиции
- 2.4. Организация процесса функционирования технологического оборудования в период предстартовой подготовки ла
- 2.4.1. Характеристика объекта подготовки
- 2.4.2. Организация работ на технической позиции
- 2.4.3. Организация работ на стартовой позиции
- 2.4.4. Функционирование наземного оборудования при полете рктс
- Глава 3. Некоторые вопросы проектирования комплекса систем наземного обеспечения
- 3.1. Основные этапы организации проектирования
- 3.2. Последовательность системного проектирования и
- 3.3. Распределение ресурсов при создании и эксплуатации ксно
- 3.3.1. Технико-экономический анализ создания ксно
- 3.3.2. Определение временных характеристик технологического цикла подготовки ла
- Глава 4. Математическое описание технологического процесса подготовки ла к пуску
- 4.1. Моделирование на эвм процесса подготовки ла с помощью представления технологического процесса абстрактными операциями
- 4.1.1. Задачи, решаемые при моделировании процесса подготовки ла
- 4.1.2. Абстрактные операции технологического процесса подготовки ла
- 4.1.3. Математическая модель операции обработки
- 4.1.4. Математическая модель операции сборки
- 4.1.5. Математическая модель операции управления
- 4.2. Аналитические модели процесса подготовки ла
- 4.2.1. Общая постановка задачи обслуживания
- 4.2.2. Математическая модель процесса функционирования ксно
- 4.2.3. Моделирование процесса функционирования цзс
- 4.2.4. Моделирование процесса функционирования системы заправки, осуществляемой подвижными агрегатами обслуживания
- 4.3. Анализ эффективности ксно
- 4.3.1. Определение степени готовности ксно к применению
- 4.3.2. Вероятность нормального функционирования элементов ксно
- 4.3.3. Оценка вероятности поражения обслуживающего персонала при аварийном подрыве ла
- Глава 5. Определение проектных параметров комплекса систем наземного обеспечения
- 5.1. Выбор рационального принципа структурного построения ксно и построения генерального плана
- 5.2. Выбор проектных параметров отдельных элементов наземного обеспечения
- 5.2.1. Транспортно-установочный агрегат
- 5.2.2. Башня обслуживания
- 5.2.3. Монтажно-испытательный корпус
- 5.3. Выбор оптимальных сроков службы ксно и его элементов
- 5.3.1. Постановка обобщенной задачи замены ксно
- 5.3.2. Выбор оптимальных сроков службы элемента ксно для частного случая
- 5.3.3. Определение рационального срока службы элемента ксно
- 5.4. Выбор оптимальной надежности ксно и его элементов
- 5.4.1. Общая постановка задачи оптимизации надежности ксно
- 5.4.2. Определение оптимального режима тренировок элементов ксно
- 5.4.3. Определение оптимального времени замены элементов ксно
- 5.4.4. Выбор оптимального распределения надежности отдельных элементов ксно
- 5.4.5. Определение оптимального числа резервных элементов ксно
- Глава 6. Анализ проблемы управления наземной космической инфраструктурой
- 1.1.Особенности российской космической деятельности
- Количество пусков ркп, проведенных с космодромов России в интересах запусков коммерческих ка в 1995-2004 годах
- 6.2. Общая характеристика состояния наземной космической инфраструктуры
- 6.2.1. Определение космической инфраструктуры
- 6.2.2. Состав и состояние технической структуры космодромов
- 1.2.Прогноз запусков ка по научным, социально-экономическим и международным космическим программам
- 1.3.Направления совершенствования технической структуры нки
- 6.5. Концепция управления наземной космической инфраструктурой на основе мониторинга ее состояния
- Эволюция объектов мониторинга в космической отрасли
- Оглавление
- 1. Введение 3
- Глава 1. Общие сведения о комплексе систем наземного обеспечения 4
- Глава 2. Основы взаимодействия элементов систем наземного обеспечения на технической и стартовой позициях 20
- Глава 3. Некоторые вопросы проектирования комплекса систем наземного обеспечения 54
- Глава 4. Математическое описание технологического процесса подготовки ла к пуску 83
- Глава 5. Определение проектных параметров комплекса систем наземного обеспечения 148
- Глава 6. Анализ проблемы управления наземной космической инфраструктурой 185