7. Особенности движения автомобиля по кривым. Назначение радиусов кривых в плане. Переходные кривые. Уширение проезжей части на кривых. Вираж.
На автомобиль, движущийся по криволинейному участку дороги, в точке кривой, радиус кривизны которой равен R (в м), действует центробежная сила c=m*/R , где т - масса автомобиля, кг; v — его скорость, м/с.Масса автомобиля может быть выражена через его вес, т. е. m=G/g (где g - ускорение свободного падения, м/с2).Центробежная сила направлена перпендикулярно направлению движения автомобиля и вызывает опасность заноса или опрокидывания. Чем меньше радиус кривой в плане, тем центробежная сила действует больше, при этом шины в поперечном направлении деформируются, повышается их износ, увеличивается расход топлива.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ И НАИМЕНЬШИЕ ДОПУСТИМЫЕ РАДИУСЫ КРИВЫХ В ПЛАНЕ
Длина прямых участков в наст. время ограничивается продолж-тью движ-ия. При подходе автомобиля к кривым участкам дороги повышается эмоциональная напряженность водителя. Он оценивает данную кривую в плане с учетом безопасности и удобства движения с точки зрения зрительной ясности и плавности дороги.Если участок кривой водитель оценил как надежный для движения автомобиля, то он проходит кривую, не сбавляя скорости движения. Для обеспечения безопасности движения с расчет. скоростями необходимо назначать радиусы кривых в плане с учетом коэффициента поперечной силы .
Рекомендуемым радиусом - радиус кривой, обеспечивающий удобное и безопасное движение авто по кривой с расчетной скоростью при отсутствии виража.Практика показывает, что в большинстве случаев занос автомобилей происходит раньше, чем их опрокидывание, поэтому минимальные радиусы определяют по условиям заноса.Наименьший радиус - радиус кривой в плане, при котором обеспечивается безопасное движение автомобилей с расчетной скоростью при чистом и увлажненном покрытии, с устройством виражей и уширением проезжей части.Наименьшие допустимые радиусы кривых в плане определяют по расчету в зависимости от скорости движения v и минимальных значений коэффициента поперечной силы .
Переходная кривая
С уменьшением радиуса кривой в плане условия движения изменяются, водитель уменьшает скорость, начинает возрастать центробежная сила, которая может привести к заносу и опрокидыванию автомобиля. В целях безопасности движения на кривых устраивают переходную кривую.Переходная кривая представляет собой кривую переменного радиуса, по которой происходит плавный поворот передних колес автомобиля, исключающий боковой толчок при въезде на круговую кривую. Схема закругления с переходными кривыми и круговой вставкой: L — длина переходной кривой; t — сдвижка начала кривой; — сдвижка круговой кривой; — угол, образованный касательной в конце переходной кривой и линией тангенсов; К0 — сокращенная круговая кривая
По таблицам Митина определяют значения T1,R1,Б1 для круговой кривой. В зав-ти от радиуса по этим же таблицам устанавливают элементы переходной кривой: длину переходной кривой L, угол поворота , сдвижку начала кривойt, сдвижку круговой кривой .
УШИРЕНИЕ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ НА КРИВЫХ МАЛЫХ РАДИУСОВ
При движении авто по кривой каждое колесо движется по своей траектории, в результате чего авто занимает большую ширину п.ч., чем при движ-ии по прям. уч-ку дороги. В связи с этим необходимо выполнить уширение п.ч. дороги .При движении автопоезда общее уширение складывается из нескольких смещений колес. Уширение п.ч. выполняют с внутренней стороны кривой за счет обочины (рис). Ширину зем.п. увеличивают лишь в тех случаях, когда остающаяся часть обочин имеет ширину менее 1,5 м на дорогах I-II категорий и 1 м - на дорогах остальных категорий. Для обесп-ия безоп-ти движ-ия уширение п.ч. выпол-ют на кривых с радиусами <1000 м, кроме этого, учитывают длину авто и автопоездов, траектория движения которых смещается внутрь кривой. Согласно требованиям СНиП
2.05.02-85 при радиусе кривой 1000 м необходимое уширение составляет 0,4 м.
ВИРАЖ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
При движении авто по кривой в плане на него действует центробеж. сила, условия движения ухудшаются, осложняется управление авто.Для уменьшения действия центробеж. силы необходимо сместить центры тяж-ти авто в сторону действия центробеж. силы. При этом составляющая веса авто будет противодействовать центрбеж. силе. Это возможно, если выполнить односкатный поперечный профиль п.ч. на кривой - вираж (рис).
Основными элементами виража явл.: 1)поперечный уклон iвир односкатного профиля п.ч., 2)длина L отгона виража (участок, на котором происходит переход от двухскат. профиля к односкат. и наоборот), 3)протяженность участка с односкатным профилем на круговой кривой К.Отгон виража устр-ют на переходной кривой, а если она отсутствует - на прямом участке дороги. Вираж устраивают на а.д. I категории при радиусах кривых менее 3000 м и на дорогах II-V категорий при радиусах менее 2000 м.Мин. попереч. уклон виража 20 %о принимают для радиусов кривых от 1000 до 3000 м. Макс. уклон виража составляет 60 %о для радиусов менее 600 м. В районах с частым гололедом уклон виража не должен превышать 40 %о. Переход от двухскатного профиля к односкатному осуществляется постепенно на протяжении переходной кривой.Первый этап постр-ия виража осущ-ют перед началом отгона виража на участке длиной 10м. Уклон обочины выравнивают с уклоном проезжей части io6 = inp.ч., обочины как бы вращают около кромок п.ч. Второй этап построения выполняют на участке длиной l, где от начала отгона виража внешняя половина п.ч. вместе с обочиной вращаются вокруг оси п.ч. до тех пор, пока не будет достигнут односкатный профиль. Поперечный уклон в конце участка вращения становится равным уклону при двухскатном профиле перед началом отгона виража .Третий этап построения виража осущ-ют на участке длиной L - l в случае, если уклон виража iвир больше уклона п.ч. iпрч. Дальнейшее вращение всего дорожного полотна производят вокруг внутр. кромки п.ч. до конца отгона виража. П.ч. и обочины имеют одинаковый поперечный уклон. При этом ось п.ч. смещается внутрь постепенно на величину уширения покрытия на участке отгона виража.Если уклон виража iвир равен уклону проезжей части iпрч, что может быть при больших радиусах кривых в плане, третий этап построения виража не выполняют.Четвертый этап осущ-ют на уч-ке круг. кривой К, где вираж имеет постоянный односкат профиль п.ч. с уклоном iвир и постоянное уширение проезжей части .На автомобильной дороге I категории с разделительной полосой для экономии объема земляных работ отгон виража можно устраивать отдельно для каждой половины проезжей части.
- 1.Сеть а.Д.Подвижной состав.
- 2.Транспортный поток и классиф. А.Д. Дорожно-клим. Районирование.
- 3.Движение автомобиля по дороге. Уравнение движения и задачи, решаемые на его основе.
- 4.Динамический фактор. Обеспеченная видимость.
- 6. Прод-ый профиль а.Д. Расчет руковод. Рабочей отметки. Послед-ть и способы проектир-ия прод. Профиля.
- 7. Особенности движения автомобиля по кривым. Назначение радиусов кривых в плане. Переходные кривые. Уширение проезжей части на кривых. Вираж.
- 8. Источники увлажнения и миграция влаги в земляном полотне. Система сооружений поверхностного и подзем. Водоотвода. Расчет отверстия водопропускных труб.
- 10. Виды переходов через водотоки. Деление рек по типам питания и типам руслового процесса. Прогноз макс. Уровня воды в реке. Морфометрический расчет.
- 11. Расчет отверстия моста. Проектирование пойменных насыпей. Регулирование рек у мостов. Размеры и конструкции регуляционных сооружений.
- 12. Конструктивные слои д.О.. Основные типы и классиф-ия д.О.. Прочность нежестких д.О.
- 13. Нагрузка на д.О.. Принципы конструирования д.О.
- 15. Проверка несвязных слоев д.О. На устойчивость против сдвига. Проверка на морозоустойч.
- 16. Проверка на растягивающее напряжение в связных слоях. Проверка на осушение.
- 17. Стадии проектирования а.Д. И проект на строит-во.Тэо строит-ва а.Д. Рабочая документация.
- 18. Сеть городских дорог и улиц. Классификация городских дорог и улиц.
- 19. Основные элементы улиц и городских дорог. Перспективная интенсивность движения в городских условиях. Транспортная подвижность.
- 20. Вертикальная планировка методом проектных (красных) отметок .
- 21. Организация отвода поверхностных вод в городе. Закрытая система водоотвода.
- 22. Факторы, влияющие на безопасность движения, их учет при проектировании автомобильных дорог.
- 23. Современные методы проектирования и изыскания а.Д. Система автоматиз. Проектирования.
- 24. Проектирование автомобильных дорог в районе распространения вечномерзлых грунтов и в болотистых районах.
- 25. Проектирование а.Д. В зоне оврагов. Карстовые процессы. Проектирование дорог в карстовых районах.