3.Движение автомобиля по дороге. Уравнение движения и задачи, решаемые на его основе.
Фактич. режим движ-ия авто по дороге опред-ся эксплуатац. св-ми авто, дорож. условиями и индивид-ми возможностями водителей.
Авто при движ-ии испыт-ет сложную систему перемещений: поступат. движ-ие на прямых участках дороги, вращение вокруг вертик. оси при движении на кривых участках, колебание в прод. и попер. направ-ях при движ-ии колес по неровностям покрытия. Источниками информации водителя, привлекающими его внимание при движении, являются изменение направ-ия дороги, дорож. знаки, неровности проезжей части, примыкания дорог, другие авто и пешеходы на обочинах. Анализ дорожных условий водителями позволяет сделать вывод, что опасными следует считать участки дороги, на которых происходит резкое изменение скорости и режимов движения по сравнению с предшествующими участками дороги.
Уравнение движения и задачи, решаемые на его основе.
Авто движется в рез-те действия сил, движущих авто, и сил, оказывающих сопрот-ие его движению.Основ. движущей силой явл. сила тяги, приложенная к ведущим колесам, возникающая в рез-те работы двиг-ля и взаим-ия ведущих колес и дороги.
В общем случае при движ-ии авто действуют следующие силы сопротивления: сопротив-ие движению на подъеме, сопротив-ие качению, сопр-ие воздуха , инерц-ые силы самого автомобиля.Силы сопр-ия качению и воздуш.среде всегда действуют на движ-ся авто.На дорогах часто встречаются уклоны-подъемы и спуски. Крутизну подъемов характеризуют уклономi. Сила сопротивления движению на подъем, на спуске направлена в сторону движения. G — вес авто. На грунтовых дорогах с мягк. поверх-ью и на неуплотн. снеге сила сопрот-ия качению увелич. за счет усилия, затрач-ого на деформ-ие грунта или снега при образ-ии колеи.
Сила сопротивления качению Pf = Gf,где G — вес авто, Н; f— коэфф. сопрот-ия качению.При скоростях движения ниже 50 км/ч сопротив-ие качению возраст. настолько медленно, что коэфф. сопрот-ия качению можно считать практич. постоянным. Уклон дороги i и коэфф. сопротив-ия качению f в совокупности опред. общее дорожное сопротив-ие – коэфф. дорожного сопротив-ия .
Сила сопротив-ия воздуха(лобовое сопротив-ие, трение воздуха) движению авто (в Н) выраж-ся форм-ой аэродин-ки
, К — коэфф. сопротив-ия среды, завис-ий от формы авто и кач-ва отделки пов-ти; F — лобовая площадь авто, м ; v — скор-ть движ-ия авто, км/ч.
Коэфф. сопротив-ия среды получают опытным путем, продувая модель авто в аэродин-ой трубе.Лобовая площадь легк. и груз. авто со станд. кузовом
где В и Н —шир. и выс. авто, м.Сопротивление воздуха возрастает при увеличении скорости движения автомобиля и не зависит от дорожных условий.
Инерционные силы возник. при измен-ии скор-ти движ-ия, особенно они заметны при внезап. тормож-ии авто и нарастании скор-ти. При массе авто m = G/g (в кг) и скор-ти авто v (в м/с) инерц. сила поступат-го движ-ия
,где dv/dt – ускор-ие авто; Сила тяги, развив-ая двигателем, передается на ведущие колеса в виде вращающего момента Мвр. Тяговое усилие (в Н),где- радиус качения ведущих колес.
Тяговое усилие, необход. для движ-ия, преодолевает сумму всех сил сопротив-ия движ-ию авто
.Перенося силу сопротив-ния воздуха, не завис-ую от дорож. условий, в левую часть урав-ия и подставив знач-ия сопротив-ий, получим
.Разделив обе части выражения на вес авто, получим динамич. фактор
.Динамич. фактор измен-ся в завис-ти от скор-ти движ-ия. По динамич., фактору вычисляют ускорение, время и путь разгона автомобиля. При движении с постоянной скоростью j=0 и, следовательно, максимальный уклон, преодолеваемый автомобилем, i=D-f.
C помощью уравнения движения через динамический фактор определяются: 1) макс. Допустимый уклон для проектируемой дороги 2) скорость движения конкретного автомобиля на конкретном уклоне можно определит из графика динамический характеристик автомобиля.
- 1.Сеть а.Д.Подвижной состав.
- 2.Транспортный поток и классиф. А.Д. Дорожно-клим. Районирование.
- 3.Движение автомобиля по дороге. Уравнение движения и задачи, решаемые на его основе.
- 4.Динамический фактор. Обеспеченная видимость.
- 6. Прод-ый профиль а.Д. Расчет руковод. Рабочей отметки. Послед-ть и способы проектир-ия прод. Профиля.
- 7. Особенности движения автомобиля по кривым. Назначение радиусов кривых в плане. Переходные кривые. Уширение проезжей части на кривых. Вираж.
- 8. Источники увлажнения и миграция влаги в земляном полотне. Система сооружений поверхностного и подзем. Водоотвода. Расчет отверстия водопропускных труб.
- 10. Виды переходов через водотоки. Деление рек по типам питания и типам руслового процесса. Прогноз макс. Уровня воды в реке. Морфометрический расчет.
- 11. Расчет отверстия моста. Проектирование пойменных насыпей. Регулирование рек у мостов. Размеры и конструкции регуляционных сооружений.
- 12. Конструктивные слои д.О.. Основные типы и классиф-ия д.О.. Прочность нежестких д.О.
- 13. Нагрузка на д.О.. Принципы конструирования д.О.
- 15. Проверка несвязных слоев д.О. На устойчивость против сдвига. Проверка на морозоустойч.
- 16. Проверка на растягивающее напряжение в связных слоях. Проверка на осушение.
- 17. Стадии проектирования а.Д. И проект на строит-во.Тэо строит-ва а.Д. Рабочая документация.
- 18. Сеть городских дорог и улиц. Классификация городских дорог и улиц.
- 19. Основные элементы улиц и городских дорог. Перспективная интенсивность движения в городских условиях. Транспортная подвижность.
- 20. Вертикальная планировка методом проектных (красных) отметок .
- 21. Организация отвода поверхностных вод в городе. Закрытая система водоотвода.
- 22. Факторы, влияющие на безопасность движения, их учет при проектировании автомобильных дорог.
- 23. Современные методы проектирования и изыскания а.Д. Система автоматиз. Проектирования.
- 24. Проектирование автомобильных дорог в районе распространения вечномерзлых грунтов и в болотистых районах.
- 25. Проектирование а.Д. В зоне оврагов. Карстовые процессы. Проектирование дорог в карстовых районах.