12. Конструктивные слои д.О.. Основные типы и классиф-ия д.О.. Прочность нежестких д.О.
При наличии нескольких слоев дорожная одежда включает:
покрытие — верхний слой дорожной одежды, который в свою очередь может состоять из слоя износа, периодически возобновляемого по мере его истирания, и основного слоя, определяющего эксплуатационные свойства покрытия;
основание — несущая часть дорожной одежды, обеспечивающая совместно с покрытием передачу нагрузок на грунт земляного полотна. Основание, как правило, состоит из двух или более прочных слоев, из которых верхние часто укреплены вяжущим с целью создания достаточно прочного слоя под покрытием. Для нижних слоев можно применять менее прочные и менее морозостойкие материалы, но при этом водоустойчивые и неразмокаемые;
дополнительный слой основания — нижний конструктивный слой дорожной одежды, выполняющий наряду с передачей нагрузок на земляное полотно также функции морозозащитного, дренирующего, выравнивающего и защиты от заиливания.
Толщины конструктивных слоев назначают по типовому проекту исходя из прочности материалов. Толщину бетонных покрытий принимают не менее 24-22 см для дорог I категории, 22-20 см для II категории, 18 см для III-IV категорий. Однако толщину бетонных покрытий проверяют по расчету в зав-ти от принятого осн-ия, кот. может быть выполнено из щебня, гравия, песка или пгс.
Основные типы дорожных одежд: капитальные; облегченные; переходные; низшие.
Дорожная одежда капитальная - дорожная одежда, обладающая наиболее высокой работоспособностью, соответствующей условиям движения и срокам службы дорог высоких категорий.
Дорожная одежда облегченная - дорожная одежда с усовершенствованным покрытием (асфальтобетонным, дегтебетонным, из черного щебня, из щебня, обработанного вяжущими по способу пропитки, из крупнообломочных материалов, из песчаных или супесчаных грунтов, обработанных в установке битумной эмульсией совместно с цементом), применяемая на дорогах III, IV категорий, а также при стадийном строительстве дорожных одежд на дорогах II категории.
Дорожная одежда переходная - дорожная одежда, устраиваемая из щебня прочных пород по способу заклинки без применения вяжущих; из грунтов и малопрочных каменных материалов, обработанных вяжущими; из булыжного и колотого камня, а также из шебеночно-гравийных смесей оптимального гранулометрического состава.
Дорожная одежда низшая - дорожная одежда из шебеночно-гравийно-песчаных смесей; малопрочных каменных материалов и шлаков; грунтов, укрепленных или улучшенных различными местными материалами; древесных материалов и пр.
Нежесткие д.о. проектируют из условия недопущения накопления остаточных деформаций. При выборе конструкции д.о. следует предусматривать возможность стадийного повышения эксплуатационных качеств с учетом прироста движения в перспективе.
При выборе материала для верхнего слоя осн-ия учитывают категорию дороги и тип покрытия. Материалы, обработанные органическими вяжущими, обладают лучшими деформационными качествами, однако весьма чувствительны к высокой положительной температуре. На дорогах с тяжелым и скоростным движением основание нужно устраивать из укрепленных материалов. При применении щебеночных материалов они должны быть уложены по принципу заклинки. При применении грунтов, укрепленных цементом, и других материалов в осн-ии д.о. необходимо предусматривать мероприятия по устранению и развитию трещин, которые способствуют возникновению (копированию) трещин в покрытии.
Толщину покрытия усовершенствованного типа назначают исходя из растягивающих напряжений, которые не превышали бы допускаемых напряжений материала покрытия. Толщину осн-ия под покрытие опред-ют на таких же условиях.
Толщину покрытия переходного типа определяют с таким расчетом, чтобы упругий прогиб поверхности одежды не превышал допустимого значения.
1)усовершенствованная Капитальная 2000-3000 авт/с( Цементобетонные монолитные, Железобетонные или армобетонные сборные и а.б. на I-III кат. Не менее двух слоев а.б. и 2 и более слоев основания),
2)Усовершенст-ая Облегченная (1000-2000 авт/с)а.б. и Дегтебетонные на III,IV , Из щебня, гравия и песка, обработанных вяжущими на IV и V) 3)Переходные (Щебеночные и гравийные из грунтов и местных малопрочных каменных материалов, обработанных вяжущими на IV, V) 4) Низшие (Из грунтов, укрепленных или улучшенных добавками)
Классификация дорожных одежд:а)Жесткиеб)Нежесткие
Теория прочности нежестких д.о.
Деформация – результат проявления ряда процессов протекающих одновременно и следующими друг за другом.1)Грунтовое основание сжимается под нагрузкой, в пределах активной зоны происходит прогиб д.о. по поверхности глубиной .2)Под нагрузкой происходит сжатие материалов д.о., а в нижней части изогнутых слоев растяжение.3)В основании при повышении касательных напряжений сопротивлению сдвигу могут возникать зоны пластичного течения с выжиманием грунта.
Классификация дорожных одежд и покрытий
Дорожные одежды | Тип покрытия, материал и способы его укладки |
Капитальные | Усовершенствованные покрытия из смесей: |
горячих асфальтобетонных | |
цементобетонных | |
Облегченные | Облегчённые типы покрытий из смесей: |
а) горячих асфальтобетонных | |
б) холодных асфальтобетонных | |
в); из каменных материалов и грунтов, обработанных битумом по способу смешения на дороге или методами пропитки; из каменных материалов, обработанных органическими вяжущими методом пропитки; черного щебня, приготовленного в установке и уложенного по способу заклинки; пористой и высокопористой асфальтобетонной смеси с поверхностной обработкой; прочного щебня с двойной поверхностной обработкой | |
г) цементобетонных | |
Переходные | Покрытия переходного типа: |
из щебня прочных пород, устроенные по способу заклинки без применения вяжущих материалов; из грунтов и малопрочных каменных материалов, укрепленных вяжущими; булыжного и колотого камня (мостовые) | |
Низшие | из щебеночно-гравийно-песчаных смесей; малопрочных каменных материалов и шлаков; грунтов, укрепленных или улучшенных различными местными материалами; древесных материалов и др. |
- 1.Сеть а.Д.Подвижной состав.
- 2.Транспортный поток и классиф. А.Д. Дорожно-клим. Районирование.
- 3.Движение автомобиля по дороге. Уравнение движения и задачи, решаемые на его основе.
- 4.Динамический фактор. Обеспеченная видимость.
- 6. Прод-ый профиль а.Д. Расчет руковод. Рабочей отметки. Послед-ть и способы проектир-ия прод. Профиля.
- 7. Особенности движения автомобиля по кривым. Назначение радиусов кривых в плане. Переходные кривые. Уширение проезжей части на кривых. Вираж.
- 8. Источники увлажнения и миграция влаги в земляном полотне. Система сооружений поверхностного и подзем. Водоотвода. Расчет отверстия водопропускных труб.
- 10. Виды переходов через водотоки. Деление рек по типам питания и типам руслового процесса. Прогноз макс. Уровня воды в реке. Морфометрический расчет.
- 11. Расчет отверстия моста. Проектирование пойменных насыпей. Регулирование рек у мостов. Размеры и конструкции регуляционных сооружений.
- 12. Конструктивные слои д.О.. Основные типы и классиф-ия д.О.. Прочность нежестких д.О.
- 13. Нагрузка на д.О.. Принципы конструирования д.О.
- 15. Проверка несвязных слоев д.О. На устойчивость против сдвига. Проверка на морозоустойч.
- 16. Проверка на растягивающее напряжение в связных слоях. Проверка на осушение.
- 17. Стадии проектирования а.Д. И проект на строит-во.Тэо строит-ва а.Д. Рабочая документация.
- 18. Сеть городских дорог и улиц. Классификация городских дорог и улиц.
- 19. Основные элементы улиц и городских дорог. Перспективная интенсивность движения в городских условиях. Транспортная подвижность.
- 20. Вертикальная планировка методом проектных (красных) отметок .
- 21. Организация отвода поверхностных вод в городе. Закрытая система водоотвода.
- 22. Факторы, влияющие на безопасность движения, их учет при проектировании автомобильных дорог.
- 23. Современные методы проектирования и изыскания а.Д. Система автоматиз. Проектирования.
- 24. Проектирование автомобильных дорог в районе распространения вечномерзлых грунтов и в болотистых районах.
- 25. Проектирование а.Д. В зоне оврагов. Карстовые процессы. Проектирование дорог в карстовых районах.