logo
Ответы на ГОС / изыскания ГОС(большие)

12. Конструктивные слои д.О.. Основные типы и классиф-ия д.О.. Прочность нежестких д.О.

При наличии нескольких слоев дорожная одежда включает:

покрытие — верхний слой дорожной одежды, который в свою очередь может состоять из слоя износа, периодически возобновляемого по мере его истирания, и основного слоя, определяющего эксплуатационные свойства покрытия;

основание — несущая часть дорожной одежды, обеспечивающая совместно с покрытием передачу нагрузок на грунт земляного полотна. Основание, как правило, состоит из двух или более прочных слоев, из которых верхние часто укреплены вяжущим с целью создания достаточно прочного слоя под покрытием. Для нижних слоев можно применять менее прочные и менее морозостойкие материалы, но при этом водоустойчивые и неразмокаемые;

дополнительный слой основания — нижний конструктивный слой дорожной одежды, выполняющий наряду с передачей нагрузок на земляное полотно также функции морозозащитного, дренирующего, выравнивающего и защиты от заиливания.

Толщины конструктивных слоев назначают по типовому проекту исходя из прочности материалов. Толщину бетонных покрытий прини­мают не менее 24-22 см для дорог I категории, 22-20 см для II катего­рии, 18 см для III-IV категорий. Однако толщину бетонных покрытий проверяют по расчету в зав-ти от принятого осн-ия, кот. может быть выполнено из щебня, гравия, песка или пгс.

Основные типы дорожных одежд: капитальные; облегченные; переходные; низшие.

Дорожная одежда капитальная - дорожная одежда, обладающая наиболее высокой работоспособностью, соответствующей условиям движения и срокам службы дорог высоких категорий.

Дорожная одежда облегченная - дорожная одежда с усовершенствованным покрытием (асфальтобетонным, дегтебетонным, из черного щебня, из щебня, обработанного вяжущими по способу пропитки, из крупнообломочных материалов, из песчаных или супесчаных грунтов, обработанных в установке битумной эмульсией совместно с цементом), применяемая на дорогах III, IV категорий, а также при стадийном строительстве дорожных одежд на дорогах II категории.

Дорожная одежда переходная - дорожная одежда, устраиваемая из щебня прочных пород по способу заклинки без применения вяжущих; из грунтов и малопрочных каменных материалов, обработанных вяжущими; из булыжного и колотого камня, а также из шебеночно-гравийных смесей оптимального гранулометрического состава.

Дорожная одежда низшая - дорожная одежда из шебеночно-гравийно-песчаных смесей; малопрочных каменных материалов и шлаков; грунтов, укрепленных или улучшенных различными местными материалами; древесных материалов и пр.

Нежесткие д.о. проектируют из условия недопуще­ния накопления остаточных деформаций. При выборе конструкции д.о. следует предусматри­вать возможность стадийного повышения эксплуатационных качеств с учетом прироста движения в перспективе.

При выборе материала для верхнего слоя осн-ия учитывают категорию дороги и тип покрытия. Материалы, обработанные органи­ческими вяжущими, обладают лучшими деформационными качествами, однако весьма чувствительны к высокой положительной темпера­туре. На дорогах с тяжелым и скоростным движением основание нужно устраивать из укрепленных материалов. При применении щебеночных материалов они должны быть уложены по принципу заклинки. При применении грунтов, укрепленных цементом, и других материалов в осн-ии д.о. необходимо предусматри­вать мероприятия по устранению и развитию трещин, которые спо­собствуют возникновению (копированию) трещин в покрытии.

Толщину покрытия усовершенствованного типа назначают исходя из растягивающих напряжений, которые не превышали бы допускаемых напряжений материала покрытия. Толщину осн-ия под покрытие опред-ют на таких же условиях.

Толщину покрытия переходного типа определяют с таким расче­том, чтобы упругий прогиб поверхности одежды не превышал допусти­мого значения.

1)усовершенствованная Капитальная 2000-3000 авт/с( Цементобетонные монолитные, Железобетонные или армобетонные сборные и а.б. на I-III кат. Не менее двух слоев а.б. и 2 и более слоев основания),

2)Усовершенст-ая Облегченная (1000-2000 авт/с)а.б. и Дегтебетонные на III,IV , Из щебня, гравия и песка, обработанных вяжущими на IV и V) 3)Переходные (Щебеночные и гравийные из грунтов и местных малопрочных каменных материалов, обработанных вяжущими на IV, V) 4) Низшие (Из грунтов, укрепленных или улучшенных добавками)

Классификация дорожных одежд:а)Жесткиеб)Нежесткие

Теория прочности нежестких д.о.

Деформация – результат проявления ряда процессов протекающих одновременно и следующими друг за другом.1)Грунтовое основание сжимается под нагрузкой, в пределах активной зоны происходит прогиб д.о. по поверхности глубиной .2)Под нагрузкой происходит сжатие материалов д.о., а в нижней части изогнутых слоев растяжение.3)В основании при повышении касательных напряжений сопротивлению сдвигу могут возникать зоны пластичного течения с выжиманием грунта.

Классификация дорожных одежд и покрытий

Дорожные одежды

Тип покрытия, материал и  способы его укладки

Капитальные

Усовершенствованные покрытия из смесей:

горячих асфальтобетонных

цементобетонных

Облегченные

Облегчённые типы покрытий из смесей:

а) горячих асфальтобетонных

б) холодных асфальтобетонных

в); из каменных материалов и грунтов, обработанных битумом  по способу смешения на дороге или  методами пропитки; из каменных материалов, обработанных органическими вяжущими методом пропитки; черного щебня, приготовленного в установке и уложенного по способу заклинки; пористой и высокопористой асфальтобетонной смеси с поверхностной обработкой; прочного щебня с двойной поверхностной обработкой

г) цементобетонных

Переходные

Покрытия переходного  типа:

из щебня прочных пород, устроенные по способу заклинки без  применения вяжущих материалов; из грунтов и малопрочных каменных материалов, укрепленных вяжущими; булыжного и колотого камня (мостовые)

Низшие

из щебеночно-гравийно-песчаных смесей; малопрочных каменных материалов и шлаков; грунтов, укрепленных или  улучшенных различными местными материалами; древесных материалов и др.