25. Проектирование а.Д. В зоне оврагов. Карстовые процессы. Проектирование дорог в карстовых районах.
Образование оврагов – результат водной эрозии, т.е. процесс размыва почв и рыхлых подстилающих их пород стеками со склонов потоками воды от дождей и таяния снега.Образование оврагов начинается при крутизне склонов 0,5-2. Усиливается при 3-6. Получает существенное развитие 7-10.
Стадии образования оврагов:1)На крутом участке склона образуется промоина или рыхлина треугольного поперечного сечения дно ее параллельно поверхности земли.2)Углубление рыхлины с уменьшением продольного уклона дна у вершины, создается обрыв высотой 5-10 м; рыхлина в поперечном сечении имеет вид трапеции, в нижней части оврага вырабатывается транзитное русло, в пределах которого размыв уравновешивается приносом грунта; у устьев выхода откладывается конус выноса. 3)Дальнейший рост оврага и расширение поперечного сечения (10-15 м). Овраг развивается пока не достигнет неразмываемых пород грунта или пока питающий его водосборный бассейн не иссякнет. 4)Глубинная эрозия и подмыв берегов затухает, овраг перестает расти, склоны зарастают травой, овраг превращается в балку.
Развитию эрозии способствует: 1.Уничтожение деревьев и травяного покрова. 2.Неправильное землепольз-ие:
3.распашка склонов; 4.выпуск скота на склоны ведущее к уничтожению травяного покрова; 5.неправильно запланированные и неукрепленные придорожные канавы.
1.водоем в который стекает вода 2.обрыв у растущей вершины оврага 3.размываемая часть русла 4.транзитное русло 5.конус выноса
Проектирование дорог в зонах оврагов.
1)Трассу располагают на расстоянии 50-100 м от вершины оврага. 2)Не прокладывают трассу по конусам выноса, т.к. там наблюдается блуждание русла. 3)Пересекают овраги в транзитной зоне. 4)При пересечении широких и глубоких балок трассу развивают по их склону (для уменьшения объемов земляных работ). 5)Дороги высоких категорий пересекают глубокие овраги виадуками.
Мероприятия направленные на предотвращение появлению оврагов.
1)Укрепление боковых и водоотводных канав. 2)Распахивание почвы поперек склонов. 3)Создание травяного покрова и лесных полос. 4)Полосное размещение с/х культур. 5)Устройство систем земляных валов замедляющих сток воды. 6)Укрепление головной части оврага. 7)Устройство русловых и донных сооружений для борьбы с углублением оврагов из систем запруд высотой 0,7 м и перепадов. 8)Посадка деревьев и кустарников в верховье оврагов и в близи склонов шириной 15-20м.
Проектирование дорог в карстовых районах.
В результате длительного промыва горных пород типа гипса, извести и соли земля уплотняется подземными водами и в толщи земли образуются пустоты, называемые карстами. На поверхности появляются воронки, раковины и борозды. Диаметр пустот составляет от 1 – 50 м глубиной 15-20 м.
По опасности для строительства различают:
1)карст в легкорастворимых породах (сульфитных, гипсовых, сульфитно-карбонатных и каменная соль).
2)карст в труднорастворимых породах (доломиты).
В карстовых районах во время изысканий изучают:
1)состав и степень трещиноватости растительных пород;
2)состав, мощность и степень водонепроницаемости покрывающих грунтов; 3)режим грунтовых вод, степень их агрессивности и источники питания; 4)для выявления карстовых областей используют метод электроразведки, заключается в измерении сопротивления токами пород залегающих на определенной глубине; 5)неустойчивые участки где активно развиваются карстовые процессы следует по возможности обходить.
В районах где карстовые процессы дороги низких категорий строят без учета карстовых явлений, дороги высших категорий можно проектировать в невысоких насыпях при условии выполненных в пределах придорожной полосы следующих работ:
1)Планировка придорожной полосы и отвод воды, застаивающейся в пониженных местах. 2)Отказ от применения напорных труб и мостов, рассчитанных на аккумуляцию воды перед сооружением. 3)Укрепление русловых водотоков и отводных канав. 4)Засыпка карстовых воронок водонепроницаемым грунтом с послойным уплотнением. 5)Запрещение устройства с верховой стороны насыпи глубоких резервов и закладка грунтовых карьеров. 6)Заполнение через буровые скважины расположенные вблизи от дороги карстовые полости, песчаноглинистыми, битумными и цементными растворами для укрепления водопроницаемых растворимых горных пород вблизи искусственных сооружений. 7)Разрушение взрывами неустойчивой кровли породы над карстовыми полостями. 8)Устройство глубокого дренажа, прерывающего движение к земляному полотну грунтовой воды, которая служит причиной возникновения карстовых процессов.
9)Заполнение песком или каменной наброской полостей и глубоких трещин в близи земляного полотна если их нельзя обойти. 10)Пересечение участков карстовой полости эстакадой с опорами, заложенными ниже толщи, подверженной карстовым процессам.
- 1.Сеть а.Д.Подвижной состав.
- 2.Транспортный поток и классиф. А.Д. Дорожно-клим. Районирование.
- 3.Движение автомобиля по дороге. Уравнение движения и задачи, решаемые на его основе.
- 4.Динамический фактор. Обеспеченная видимость.
- 6. Прод-ый профиль а.Д. Расчет руковод. Рабочей отметки. Послед-ть и способы проектир-ия прод. Профиля.
- 7. Особенности движения автомобиля по кривым. Назначение радиусов кривых в плане. Переходные кривые. Уширение проезжей части на кривых. Вираж.
- 8. Источники увлажнения и миграция влаги в земляном полотне. Система сооружений поверхностного и подзем. Водоотвода. Расчет отверстия водопропускных труб.
- 10. Виды переходов через водотоки. Деление рек по типам питания и типам руслового процесса. Прогноз макс. Уровня воды в реке. Морфометрический расчет.
- 11. Расчет отверстия моста. Проектирование пойменных насыпей. Регулирование рек у мостов. Размеры и конструкции регуляционных сооружений.
- 12. Конструктивные слои д.О.. Основные типы и классиф-ия д.О.. Прочность нежестких д.О.
- 13. Нагрузка на д.О.. Принципы конструирования д.О.
- 15. Проверка несвязных слоев д.О. На устойчивость против сдвига. Проверка на морозоустойч.
- 16. Проверка на растягивающее напряжение в связных слоях. Проверка на осушение.
- 17. Стадии проектирования а.Д. И проект на строит-во.Тэо строит-ва а.Д. Рабочая документация.
- 18. Сеть городских дорог и улиц. Классификация городских дорог и улиц.
- 19. Основные элементы улиц и городских дорог. Перспективная интенсивность движения в городских условиях. Транспортная подвижность.
- 20. Вертикальная планировка методом проектных (красных) отметок .
- 21. Организация отвода поверхностных вод в городе. Закрытая система водоотвода.
- 22. Факторы, влияющие на безопасность движения, их учет при проектировании автомобильных дорог.
- 23. Современные методы проектирования и изыскания а.Д. Система автоматиз. Проектирования.
- 24. Проектирование автомобильных дорог в районе распространения вечномерзлых грунтов и в болотистых районах.
- 25. Проектирование а.Д. В зоне оврагов. Карстовые процессы. Проектирование дорог в карстовых районах.