logo search
русская мозаика

Становление камнерезного искусства

Что такое камнерезное искусство?

Вопрос, может быть, пожалуй, и праздный. В самом деле, – да кто же не знает, что такое камнерезное искусство? Между тем ничего более коварного, чем простые вопросы, относящиеся к вещам общеизвестным, вопросы, ответ на которые, как кажется, заранее знают все. От этого бытового, интуитивного знания к научному пониманию предмета приходиться нередко пройти путь сложных исследований и получить результаты, совсем не очевидные вначале. «Общепонятное» на первом уровне может оказаться чрезвычайно сложным, загадочным и остродискуссионным – на втором. И как раз к камнерезному искусству это в полной мере относится.

Камнерезное искусство связано с роскошью, богатством и является признаком благосостояния общества и личности. Более того, произведения камнерезного искусства всегда были предметом выгодного вложения денежных средств, поскольку суть этого ремесла заключается в том, чтобы искусной работой сделать дорогой предмет. Изысканный труд камнереза, его мастерство оказывается выше самых дорогих и редких самоцветов. Особенность камнерезного дела состоит в том, что оно оказывается возможным лишь на таком уровне техники, когда обработка материалов достигает степени высокого искусства.

Камнерезное искусство самая распространенная форма пространственных искусств, сопровождающая человечество на всех этапах его культуры. Оно глубоко укоренено в быту, повседневно встречается на улице, в доме, в утвари. И у каждого есть собственное мнение и твердые критерии его оценки, свое «нравится» и «не нравится». Можно смело сказать, что камнерезное искусство – популярнейшее из искусств, всем доступное, понятное без особых толкований. В этом смысле его восприятие зрителем – самая «чистая», свободная от побочных воздействий форма художественного переживания вообще. Чтобы любоваться камнерезным искусством, вовсе нет нужды «понимать». В этом смысле, к примеру, понимание музыки, лишенной сюжетности в ее эмоциональном движении, в развитии темы требует от слушателя гораздо более сознательной и сложной духовной работы, чем восприятие камнерезного искусства, даже самого изощренного.

Но такое простое понимание для зрителя, любующегося камнерезным произведением и не задающего себе лишних вопросов, оказывается для мастера, создающего предмет из камня, неожиданно сложной темой.

Для исследователя, решившего поставить перед собой вполне естественные и тоже, кажется, совсем простые вопросы, нелегко найти внятные ответы в необъятной литературе, посвященной камнерезному искусству. Вот эти вопросы. Во-первых, в чем же состоит эстетический смысл камнерезного искусства, его художественное содержание и каково его воздействие на наше мировоззрение? Во-вторых, как устроено камнерезное искусство, в чем состоит основополагающий принцип его построения и что именно мы вправе называть камнерезным искусством, а что нет? В-третьих, каково место камнерезного искусства в общей системе искусств, есть ли это вообще особый вид художественного творчества? В-четвертых, какими узами связано камнерезное искусство с предметным миром, как подчинено ему и почему не вырастает в искусство самостоятельное, так называемое «чистое» или изящное?

Камнерезное искусство изучали археологи и этнографы, выясняя его происхождение с древнейших времен, расшифровывая разновидности предметов из камня, «читая» по ним своего рода историю человечества. Разумеется, это интересно и важно. Но определяется ли при этом его значение и смысл? Как ни одно искусство, камнерезное искусство давно потеряло заложенный в него первоначальный смысл, но странным образом сохранило при всем при этом свое художественное обаяние. Между тем смысл и значение произведений искусства из камня в огромной степени зависят не только от поддающихся объективному анализу внешних, физических качеств камня, но также от исторического и социального контекста, условий и свойств восприятия, психологической установки художника и зрителя. То есть произведение из камня работает только во взаимодействии с духовным миром человека, оно для такого взаимодействия специально и создается. Если забыть об этом, то очень легко построить «теорию камнерезного искусства», очень стройную, но не имеющую никакого отношения к проблемам культуры камня. С одной, изучая его в развитии, выясняя смысл и значение, историю определенных художественных культур. С другой стороны – чисто теоретически, отъединяя его мысленно от смежных явлений, выясняя законы создания, художественные задачи. Важно не просто иллюстрировать примерами проявление общих художественных закономерностей, но и ввести саму стихию камнеобработки во всем ее эмоциональном многообразии форм и образов, в живом, подчас противоречивом пути развития. Таким образом, цель нашей беседы – не только обзор камнерезного искусства, но и детальный показ основных достижений.

Работа в камне напоминает борьбу с ним. Камнерез защищает глаза от острых осколков, устремляющихся в ответ на удар, а значит и на утверждение идеи, на преображение камня в Смысл, на воплощение Смысла в вечные формы.

Поэтому для точности понятия «камнерезное искусство» необходимо отобрать из множества многомерных и разносторонних объяснений содержания термина «искусство» четкое определение. То есть такие определения, как знание; умение, развитое путем навыка или учения; способность; наука; рукоделие; ремесло; мастерство, требующее большого умения и вкуса. Надо вернуться к изначальному значению этого понятия, возникшего еще в античные времена – созидательной деятельности по правилам. Это же значение «искусства» подтверждается и толкованиями его в русском языке. Так в словаре Даля утверждается: «…искусный - опытный, дошедший до умения или знания многим опытом; мудреный, замысловато сделанный; мастерски сработанный; с умением и расчетом устроенный…».

«Камнерезное искусство» это создание художественного произведения из камня в результате творческой деятельности по определенным правилам.

Так сложилось, что понятие искусство может быть в силу универсальности, имеет в наше время чрезвычайно широкий спектр значений, нюансов и ассоциаций. И в этом кроется глубокий историко-культурный смысл. Приходиться мириться с тем, что тончайшие смысловые оценки можно выразить в этой области лишь пространным словесным описанием, а то и вовсе прибегнуть к помощи аналогий. Анализ самого понятия «искусство», показывает, что оно является определением развития художественного мышления человека, способа видения мира, осознание свойств пространств и времени, в котором живет и действует конкретный человек в данных исторических и социальных условиях. Или же конкретнее: искусство есть жизнь.

Определение искусства, данное в большинстве академических энциклопедий и словарей, как «одна из форм общественного сознания, отражающего действительность в художественных формах» не отражает задачи нашей беседы. Никто последовательно не рассматривал проблему камнерезного искусства в деятельностном аспекте творческого метода художника. Более того, складывается ощущение, что везде стараются избегать этого термина из-за его неясности и неопределенности, гораздо охотнее используют другие понятия: камнеобработка, ювелирное дело, глиптика и т.д. Однако все эти понятия имеют свой, только им присущий смысл, и никак не объясняют, тем более не заменяют термин «камнерезное искусство».

Терминология – безусловно, одно из слабых мест теории искусства – естественный результат недостаточной научной определенности понятий. Листая книги, обращаешь внимание на то, что жизнь человека во все времена зависела и определялась миром культуры – сложным и многообразным явлением, имеющим исторические и социальные аспекты. Что же вкладывается в содержание понятия «культура»?

Прежде всего, это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Именно так трактует это понятие Философский энциклопедический словарь. Традиционно латинское слово переводят как «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие», «почитание», «уход», «украшение» и т.д. Таким образом, древнейшее значение слова культура – это изменение, переделывание естественного, природного и в лучшую и в худшую сторону. И сегодня любое изменение, привнесенное человеком, есть и разрушение, и созидание одновременно.

Культура в своем развитии исторически выделила три конкретные ветви: материальную, интеллектуальную и художественную.

Материальная культура развивает физические способности человека. Эта область техники. Интеллектуальная культура способствует использованию мыслительных способностей человека. Эта область науки. Художественная культура раскрывает эмоциональный потенциал человека. Эта область искусства.

Способы изменения и переделывания мира в этих сферах разнообразны. Вот почему реальное воплощение идеи произведения искусства в конкретном материале, используя физические способности человека, попадает, таким образом, и в сферу материальной культуры. И это значит только одно: необходимо рассматривать все произведения искусства с позиций технологии, смысла и красоты. Только ответив на три конкретных вопроса «как», «зачем» и «что», возможно, раскрыть самоценность конкретного произведения искусства.

Первые попытки обозначить разнообразие художественных произведений из цветных и драгоценных камне были сделаны в 1919 году, когда главный мастер фирмы Фаберже Франц Петрович Бирбаум подготовил ряд статей для предполагавшегося 4-томного издания «Самоцветы России». По его мнению, художественные произведения камнерезного искусства можно было разделить на четыре группы: Барельефная резьба. Скульптура. Мозаика. Огранка.

Свою классификацию он подробно обосновал и разъяснил. Так к первому пункту он отнес «…произведения глиптики, называемые геммами. Латинское слово «гемма» означает вообще драгоценный камень, но в настоящее время принято его употреблять специально для резных драгоценных камней. Геммы бывают двух родов. Первый — инталия, то есть резанная вглубь. Такие камни предназначаются для печатей. Оттиснутые на воске или сургуче инталии дают рельефные изображения. Геммы-инталии — первые по времени произведения глиптики.

Вторым родом гемм являются камеи. На камеях изображения рельефные. Для выполнения камей чаще всего берут камни со слоями разного цвета. Такими являются разновидности агатов и халцедонов. Из одного слоя вырабатываются барельефные изображения. Другой слой служит ему фоном. Переходные тона и случайные пятна сохраняются на барельефе там, где они уместны, например, на коричнево-черном фоне белое изображение бюста, волосы и часть одежды в переходных коричневых тонах.

К скульптурным работам относятся предметы, обработанные с обеих сторон, - скульптура, подвески, амулеты, рукоятки оружия, вазы, бокалы и др. Скульптурные работы, хотя встречаются уже в Египте в виде амулетов, но они приобретают значение лишь позднее — в римском искусстве, в эпоху Возрождения и в китайском искусстве. Эти работы исполнялись преимущест­венно из так называемых полудрагоценных камней: горного хрусталя, нефрита, ляпис-лазури, яшмы и т. д.

Мозаика. Для мозаичных работ используются почти исключительно непро­зрачные камни: ляпис-лазури, бирюза, разноцветные яшмы. Из тонких пласти­нок камня вырезаются отдельные части рисунка. Эти разнообразные части набираются на особую каменную плитку и плотно склеиваются друг с другом особым клеем-мастикой. Так исполнена древняя римская, флорентийская и современные мозаики. В египетских мозаиках каменные пластинки часто ин­крустировались в металлических перегородках.

Огранка. Гранению подвергают лишь камни, отличающиеся особой игрой и чистотой цвета, то есть особенно ценные. Цель огранки — увеличить блеск и игру цветов. Последнее достигается таким расположением плоскостей фасет, при котором получается возможно полное отражение световых лучей. До XIV века огранка драгоценных камней была очень несовершенна. Огранка фасетами изобретена в XIV веке французом Людовиком Баркем и с тех пор постоянно усовершенствовалась до настоящего времени…».

Камнерезное искусство среди других искусств, таких как текстильное искусство, керамическое искусство, кузнечное искусство, ювелирное искусство, строительное искусство, столярное искусство существует как самостоятельное явление, так и явление синтеза искусств, дополняя и поясняя их. Само понятие синтеза предполагает для большинства случаев факультативность объединения различных видов искусства и их противостояние друг другу, скрытую борьбу, в которой какая-либо сторона берет верх и диктует свою волю, свои условия совместного существования, свой язык, свои ритмы, свои смыслы. Их связь может быть строго необходима лишь в рамках тех или иных культур, но не в общем принципе.

Камнерезное искусство, прежде всего, зависит от способов работы и основным способом работы является скульптура. Собственно слово «скульптор» (оно пришло на Русь в восемнадцатом веке) происходит от латинского – высекать, вырезать. И поэтому камнерезное искусство конкретно и необычайно телесно. Работа камнереза это в основном тяжелый, часто просто ремесленный труд, требующий немалых чисто физических усилий. По сравнению с работой камнереза, ремесло живописца, а тем более графика, слишком уж отвлеченно и утонченно. Все другие виды искусства скорее показывают, как что-то должно быть, тогда, как камнерез непосредственно делает это «что-то». В его работе основную роль играет камень (материала) и техника его обработки (правила). Главное – подобрать для своего замысла подходящий камень. Так твердый камень предполагает гладкие плоскости и острые грани, мягкий – округлые формы. Не только отдельные художники, но и целые эпохи предпочитали определенные камни, которые являлись наилучшими выразителями стилевой формы. В Древнем Египте многое делалось из твердых цветных пород камня (гранит, базальт), а в Древней Греции среди всех материалов предпочитали мрамор. В Китае – нефрит.

По технике обработки перед камнерезом, в отличие от других искусств, изначально уже есть образ готового произведения, заключенный в камне и задача мастера – добыть ее оттуда, отняв лишний материал. Существует, так называемый, культ монолита, в котором важную роль играет отношение художника к каменной глыбе – будущему произведению искусства. Камнерез все время должен держать в голове свое будущее произведение, все его выступы и углубления. Но этот метод обеспечивает немыслимое в других случаях ощущение единства пластики и камня.

Таковы вкратце основные термины для устойчивого и общего обозначения камнерезного искусства, покрывающие все явления архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства.

Искусство обработки камня вовсе не плод поспешности. Оно бесконечная и суровая радость. К чему торопливо бросаться к работе, если не ощущаешь ее в душе? Лишь тогда стоит браться за работу, когда чувствуешь в себе зародыш творчества. Камнерезное искусство требует всей нашей жизни. Прекрасное возвышает нас и наполняет печалью. Провидец и богат и беден одновременно, он счастлив и подавлен. И столь безгранична радость познания истины.

Искусство обработки камня подобно природе, оно исполнено простоты. Сложность же заложена в нас самих. Всякий камнерез замыкается в своем мире, и это непреложно. Чтобы приблизиться к природе, художник должен сохранить или обрести простоту, иначе, он умрет для искусства.