3.5. Цветообразование русской мозаики
К теме цветообразования мозаики примыкает тема геммополихромии (облагораживания камней), однако, резкой границы между той и другой провести нельзя. При этом мы ставим перед собой задачу: показать, каким образом геммополихромия связана со всей системой традиционной культуры. Изучая появившиеся в 90–х годах XX века американские и немецкие исследования по проблеме «облагораживания» камней надо констатировать – данному вопросу уделялось незначительное внимание.
Исследование геммополихромии даст возможность не только отыскать корни наблюдаемых технологических процессов, но и получить общую картину, которая требует сосредоточения внимания на том в прошлом, что имеет непосредственную связь с современностью. Иначе говоря, это взгляд на прошлое через призму тех дел и проблем, которыми мы живем сегодня.
Вот главные темы нашего исследования:
Модификация свойств камня при геммополихромии.
Анализ процессов гемополихромии и их классификация.
Оборудование и технологии геммополихромии.
Повышение эффективности перспективных процессов геммополихромии.
Результаты исследования геммополихромии и конкретные научные и практические выводы по работе
Хотелось бы подчеркнуть, что в задачу этой операции входит также понимание истории геммополихромии в ее закономерностях в прошлом и настоящем, представление дальнейшего развития. Изучение становления причин тех или иных явлений в геммополихромии, выявлении взаимосвязи явлений и условий, в которых те протекали определит пригодность или непригодность тех или иных способов геммополихромии в определенных условиях.
Один важнейших циклов камнеобработки – геммополихромиия («облагораживание» камней). Методы геммополихромии преследуют следующие задачи:
а) изменение и дополнение окраски,
б) просветление непрозрачных минералов и горных пород,
в) залечивание трещин,
г) наращивание флюсовым методом синтетического слоя,
д) пленочное покрытие поверхности камня для усиления его окраски,
е) укрепление и защита поверхности камня.
В ряде случаев облагораживание (модифицирование, обработка) природных цветных камней, если о нем открыто не заявлено, уже в самом названии камня, выливается в прямую фальсификацию, хотя облагораживание объективно направлено вроде бы только на повышение качества камней — улучшение их окраски, устранение дефектов, придание большей прозрачности, упрочнение и т.д., то есть является вполне респектабельным занятием, преследующим весьма достойные уважения цели.
Облагораживанием драгоценных камней занимались еще в Древнем Египте, а впоследствии, по сообщениям Плиния, и в Древнем Риме. В те отдаленные эпохи речь шла, в сущности, только об улучшении цвета камней путем их поверхностного (а затем объемного) окрашивания и о залечивании мелких трещин в них путем пропитки камней расплавленным воском, кипячения в масле или сале, вываривания в меду, травления уксусной кислотой и солевыми растворами. Плиний рассказывает, например, что в Эфиопии тусклые карбункулы 14 дней травили уксусной кислотой, после чего они становились блестящими и сохраняли приобретенный блеск в течение 14 месяцев. Он пишет также, что большие желваки агата и халцедона из Аравии 7 дней и ночей вывариваются в меду, после чего их шлифуют, а некоторые агатовые геммы пропитываются «корсиканским медовым отваром» (Decoctus melli Corsici) для изменения и улучшения их цвета.
В 11-й главе 37-й книги своей «Естественной истории» Плиний, говоря о янтаре (который в его времена высоко ценился), информирует: «Следует также знать, что янтарь может окрашиваться в любой цвет: его красят в козьем сале и корне анхузы, а также, разумеется, в багрянке». Корень растения Anchusa tinctoria («воловий язык», «воловик») окрашивает янтарь в красивый красный цвет. Кипячение янтаря в жирах (масле или сале) повышает его прозрачность.
Известно также (хотя Плиний об этом умалчивает), что после вываривания агатов в меду их обрабатывали серной кислотой, удаляя таким образом воду из углеводов меда, а остаток – черный углерод –окрашивал агаты и ониксы в черный цвет.
Судя по тем методам облагораживания драгоценных камней и, в частности, изменения их окраски, которые описывает Плиний, уже в его эпоху речь шла не только о поверхностном, но и об объемном окрашивании камней.
В Индии объемному окрашиванию агатов (оникса) в черный цвет научились в эпоху Великих Моголов, по-видимому, в XVI—XVII веках. Там же и в тот же период, вероятно, впервые в мире использовали приемы термообработки, в частности, для улучшения качества бирманских рубинов. Нагреванию подвергали только самые прочные, нетрещиноватые камни, причем во избежание их растрескивания при прокаливании, для удаления дефектов (крупных газово-жидких включений и др.) рубины предварительно просверливались, а в сквозное отверстие часто вставлялась рубиновая же пробочка или золотая проволочка.
В середине XVIII века во Франции и Португалии открыли простой способ изменения окраски топаза; оказалось, что в огне желтая окраска бразильских топазов преобразуется в розовую, и они становятся похожими на бледные рубины. Тот же эффект достигается погружением топаза в кипяток. Это открытие было сделано случайно одним камнерезом из Лиссабона, уронившим камень в горячую воду. Французские ювелиры выдавали такие модифицированные топазы за подлинные рубины, тщательно охраняя тайну их «огненного» происхождения.
Тогда же европейские ювелиры научились путем обжига обесцвечивать дымчатый кварц, а немного спустя — и придавать ему золотистый цвет цитрина. В России, на Урале, цитрин получали из темно-бурого дымчатого кварца и почти черного мориона, запекая их в ржаном тесте. В начале XIX века в Индии (в штате Гуджарат) начали практиковать обжиг карнеола, улучшающий его красный цвет. В 1813 году в Идаре (Германия) открыли способ обжига агатов с целью придания им красной окраски. И это открытие было делом случая: заметили появление красного отлива у кусков агата, долго пролежавших на кострищах. Обжигу должна предшествовать длительная (несколько недель) сушка агатов, предотвращающая их растрескивание при обжиге. Несколько позже в Бразилии, также случайно, выяснили, что аметист в огне меняет свой цвет на желтый, цитриновый; этот способ стали широко применять для превращения плохих, бледноокрашенных аметистов в превосходные золотистые цитрины, а также для обесцвечивания кварца и его окрашивания в зеленый цвет (в последнем случае речь идет о получении зеленого прозрачного празиолита нагреванием до 500"С аметистов и цитринов из месторождения Монтесума).
Среди облагороженных (модифицированных) ювелирных и поделочных камней выделяются две группы. К первой группе относятся камни, улучшенные путем введения в них чужеродных компонентов, что может осуществляться как с разрушением, так и без разрушения исходного природного камня. Так, мелоподобная выветренная бирюза, утратившая свой голубой цвет и потерявшая твердость, весьма тонко измельчается, а затем вновь прессуется под высоким давлением с одновременным добавлением красителя и связующего вещества. Такая же бирюза может быть "восстановлена" и без разрушения — путем пропитки этого высокопористого минерала воском, жидкой пластмассой и тому подобными материалами. Фактически, и в том, и в другом случае получаются поддельные, фальсифицированные камни — имитации бирюзы.
Наиболее примитивный способ «облагораживания» (а точнее, подделки) ювелирных камней — окрашивание их поверхности. Поверхностное подкрашивание органическими красителями для улучшения цвета применяется чаще всего к непрозрачным камням — лазуриту и жаду (жадеиту, нефриту) низкого качества. Органические красители используют также для придания нужного цвета карбонатам (кальциту, доломиту, магнезиту) в имитациях лазурита и бирюзы — камней, вообще очень легко (особенно бирюза) имитируемых. Все такие приемы, собственно говоря, уже далеко выходят за рамки истинного облагораживания драгоценных и поделочных камней и относятся к области их фальсифицирования. Обнаружить, что поверхность того или иного камня искусственно окрашена, т.е. разоблачить фальсификацию, совсем нетрудно. Для этого нужно только приложить камень предположительно окрашенной поверхностью к лоскуту хлопчатобумажной ткани, смоченной ацетоном: краситель непременно оставит на ткани следы.
Сложнее установить факт объемного окрашивания пористых (обычно тонко - и скрытокристаллических) и тонкотрещиноватых камней, пропитанных различными реагентами или подвергшихся термохимическому воздействию, равно как и идентифицировать камни, у которых щербинки, трещинки, выколы и царапины залечены воском, жирами, синтетическими смолами и пластиками. Для этого необходимо исследовать такие камни под микроскопом с подогревом (на нагревательном столике, предназначенном для изучения газово-жидких включений в кристаллах); тогда можно заметить, как органические вещества, пропитывающие камень или заполняющие трещины и ямки в нем, плавятся, растекаются, пузырятся и испаряются, а также ощутить их запах. Но необходимо соблюдать осторожность: органические пластики часто легко воспламеняются, и может произойти возгорание пропитанного ими материала (например, бирюзы). Объемное окрашивание высокопористых и тонкотрещиноватых камней (подобных выветренной бирюзе, о которой говорилось выше), производится путем их пропитки органическими или минеральными агентами, в случае необходимости — при повышенных температурах и давлениях. Для пропитывания применяют цветные пластики, жидкое стекло, воск, кремнийорганические соединения и другие вещества. В результате, например, бирюза приобретает яркий цвет, повышается ее твердость и способность принимать полировку.
Объемное окрашивание тонкопористых камней — агатов, халцедонов и т.п. — осуществляется путем их пропитки растворами солей железа, хрома, никеля, кобальта и др. с последующей обработкой кислотами или отжигом, инициирующими цветные реакции. Камни при этом приобретают зеленый, красный, оранжевый, синий, желтый, черный цвета.
Кристаллы горного хрусталя могут быть окрашены в заданный цвет путем одновременного растрескивания и пропитывания красителем. Искусственное окрашивание агатов, халцедонов, ониксов имеет давнюю историю. Еще Плиний писал об искусственном превращении сарда (сардера) в более ценный, особенно по меркам того времени, сардоникс, а также об окрашивании агатов, вываренных в меду. В Европе искусственное окрашивание агатов началось с 1819 года в знаменитом центре ювелирной промышленности Идар-Оберштайн (Германия). До того (уже в XVIII веке) там научились, обрабатывая поверхность агатов растворами солей металлов, выявлять на ней разноцветные узоры, т.е. получать рисунчатые агаты. Однако до 1819 года оставалось неизвестным, что некоторые агаты могут быть пропитаны красителями насквозь.
Именно в 1819 году в области Идар-Оберштайн был открыт способ объемного окрашивания агатов в черный цвет, что привело к быстрому развитию там промышленности по обработке агатов, снискавшей этому району мировую славу. То же открытие стало одной из важнейших причин перемещения центра камнерезной промышленности из Италии в Париж.
В 1822 году в Идаре научились придавать светло-желтый цвет халцедону с помощью азотной кислоты; к началу 20-х годов XIX века относятся и успешные опыты по подкрашиванию хризопраза солями никеля с целью усиления зеленого цвета камня. В середине XIX века были разработаны способы химического окрашивания агатов в синий, красный (железооксидными пигментами), зеленый, коричневый цвета разных оттенков.
Некоторое время отдельные мастера хранили втайне известные им методы окрашивания агатов; но затем все эти методы были опубликованы, и с тех пор из них секрета не делают, как и из самого факта торговли искусственно окрашенными камнями. К аукционам готовят по 4 пробы из каждого выставляемого на продажу штуфа агата, окрашивая их в излюбленные цвета: черный, красный, синий, зеленый. Покупатель сам выбирает и решает, какой цвет больше подходит для того штуфа, который он собирается приобрести. Таким образом, в Идаре-Оберштайне действительно производится облагораживание, а не фальсификация агатов. И не только агатов, но и других камней, в основном непрозрачных — бирюзы, лазурита, яшмы. Следует особо отметить способ усиления голубого цвета бирюзы простым парафинированием, без применения красителей (хотя для других образцов той же бирюзы все-таки приходится использовать различные красящие вещества). Что касается яшмы, то тут речь идет о нункирхенской яшме (из Нункирхена в Саарской области), которую одно время окрашивали в синий цвет, присвоив ей торговое название "немецкий ляпис"; но это уже была имитация лазурита.
Бруски (прутья) прессованного балтийского янтаря, или амброида — прекрасный поделочный материал — получают в Калининградской области путем осторожного нагревания мелких кусочков янтаря без доступа воздуха под гидравлическим прессом и последующего продавливания через круглые отверстия в металлической пластинке. Прессованный янтарь — единственный достоверный представитель так называемых "реконструированных" драгоценных камней; к ним прежде ошибочно относили также первые, самые ранние искусственные рубины, попытка получения которых относится еще к 80-м годам XIX века. Кроме того, термин "реконструированные" совершенно безосновательно употребляется иногда как синоним общепринятых терминов "синтетический корунд", "синтетическая шпинель"; порой его применяют даже к стеклянным имитациям — с явной целью повысить их ценность (как и ценность синтетических камней).
Поскольку прессованный янтарь (амброид) является своеобразной янтарной имитацией, полезно знать его отличительные признаки. Проще и лучше всего он распознается по структурам течения, видимым под лупой, а иногда и на глаз. Они представляют собой мелкие прозрачные шарики янтаря, расположенные вдоль определенных линий и погруженные в мутную массу. Встречаются также воздушные пузырьки удлиненной формы, вытянутые в одном направлении (а в натуральном янтаре все пузырьки — круглые). Некоторые образцы амброида бывают совершенно прозрачными и соответственно без вышеописанных структур течения и без пузырьков, но в них всегда различимы нитевидные и слоистые включения, образующие потоки и свиль (подобные порокам стекла).
В ультрафиолетовых лучах прессованный янтарь демонстрирует яркую молочно-голубую люминесценцию; при этом выявляется его зернистое строение. В поляризованном свете он обнаруживает неравномерное, мозаичное (как лоскутное одеяло) распределение участков с различными цветами интерференции, тогда как в природном янтаре распределение интерференционных окрасок — однородное по всему полю зрения.
Число подобных примеров можно увеличить, но и приведенных достаточно.
В последние годы разработаны новые методы облагораживания драгоценных камней, такие, например, как плазменное нанесение на поверхность ограненных камней с невысокой твердостью (в частности, фабулита) тонких алмазоподобных пленок-покрытий; "выжигание" с помощью лазера включений в алмазах и других драгоценных камнях с заполнением выжженного объема бесцветными или подкрашенными (в зависимости от цвета камня) пластиками; электролитическое внедрение красителей в тонкопористые минералы (агат, халцедон, бирюзу, жад и др.). Технологические операции облагораживания многих ювелирных камней приобрели рутинный характер.
В заключение необходимо подчеркнуть, что облагораживание самоцветов в принципе нельзя считать порочным занятием — если, конечно, оно не направлено на умышленный обман потребителей (для чего тут имеются достаточно широкие возможности). Прежде всего, это относится к искусственному изменению окраски драгоценных камней. По данному поводу весьма категорически высказался такой авторитетный знаток и ценитель камня, как академик А.Е.Ферсман: "У некоторых специалистов сложилось убеждение, что искусственное окрашивание камня является его нежелательной фальсификацией. Я ни в коей мере не разделяю эту точку зрения и считаю необходимым подчеркнуть, что при изучении процессов окрашивания можно получить новый красивый камень для использования в ювелирном деле и архитектуре". Но в этой деликатной сфере необходима честная, открытая игра — иначе мошенничества не избежать.
Международная конфедерация торговли ювелирными изделиями из серебра, алмаза, жемчуга и камней (CIBJO) в 1982 г. уточнила "терминологическую номенклатуру" ювелирно-ограночных и камнерезных материалов. Согласно этим торговым номенклатурным предписаниям, названия искусственных ювелирных камней должны сопровождаться указанием на их происхождение, т.е. эпитетом типа: синтетические, облагороженные, реконструированные и т.п.
Должны указываться также искусственно окрашенные камни, т.е. такие, цвет которых искусственно изменен с помощью физического, химического или физико-химического воздействия:
— камни, чей цвет изменен путем бомбардировки элементарными частицами или облучения у- либо рентгеновскими лучами (например, желтый сапфир, кунцит, алмаз);
— камни, чей цвет изменен путем воздействия химическими реагентами (искусственно окрашенный черный опал, искусственно окрашенный жад). Все их следует называть так, чтобы искусственное изменение окраски с очевидностью явствовало из названия: "искусственно окрашен", "покрыт налетом", "покрыт пленкой", "обла горожен", "подвергнут бомбардировке", "подвергнут об лучению" и т.д.; "окрашенная в синий цвет лазуритопо- добная яшма" (о нункирхенской яшме — вместо лукаво го торгового термина "немецкий ляпис", скрывающего имитацию лазурита), окрашенный жад, синие цирконы, полученные путем обжига; и т.д.
Из предписаний исключаются драгоценные и поделочные камни, которые в результате термообработки или химического воздействия (травления) приобрели постоянную (невыцветающую) и необратимую окраску: берилл, кварц, сподумен, топаз, турмалины, цоизит (танзанит), агат (оникс).
Только строгое соблюдение этих правил делает облагораживание драгоценных камней, несомненно, очень много дающее для повышения их качества, неуязвимым с морально-этической точки зрения и гарантирует ему статус солидного занятия, свободного от криминального элемента.
Облагороженные (в том числе искусственно окрашенные), а подчас и необлагороженные минералы, похожие по внешнему виду на дорогие ювелирные камни, часто поступают в продажу под всевозможными торговыми названиями, затушевывающими истинную природу этих минералов и как бы "намекающими" на их принадлежность к драгоценным камням. Таких торговых (коммерческих) названий, назначение которых — вводить покупателей в заблуждение и побудить их заплатить за подобные камни высокую цену, которой те не стоят, — придумано очень много. В "Словаре камней-самоцветов" Б.Ф.Куликова и В.В.Буканова (Изд. 2-е, Л.,1988) приведен весьма полный и впечатляющий алфавитный перечень синонимов, главным образом торговых названий ювелирных камней, занимающий 12 страниц убористого текста. К нему мы и отсылаем читателей, а здесь ограничимся несколькими примерами, наиболее известными и выразительными.
"Раухтопаз" — очень распространенный, но вводящий в заблуждение синоним дымчатого кварца, к топазу отношения не имеющего. "Мадейра-топаз" — цитрин; "сибирский рубин" — красный турмалин (сибирит); "мармарошский диамант" — горный хрусталь в виде мелких кристаллов "бипирамидального" габитуса; "ком-постельский рубин" — красный кварц; "сибирский изумруд" — хромдиопсид; "восточный аметист", "восточный изумруд", "восточный топаз" — разноцветные синтетические корунды (вообще-то эпитеты типа "восточный", "бирманский", "сиамский", "цейлонский", "индийский" и т.п. призваны убедить потенциального покупателя в высоком качестве предлагаемых камней, поскольку издревле повелось, что лучшие камни поступали в Европу с Востока). До 40 торговых терминов, включающих слово "алмаз" с каким-либо (чаще всего географическим) эпитетом, относятся к кварцу. Свыше двух десятков коммерческих названий "рубина" в действительности принадлежат красным гранатам, турмалинам, шпинели. Очень много звучных и красивых, "экзотических" названий (какими и надлежит быть торговым терминам) изобретено для имитаций жемчуга (в основном стеклянных), а также для культивированного жемчуга, который примерно на порядок дешевле натурального (жемчуг Бива, Мабэ, Макимото). Более 15 торговых названий предложено для "топазов", фактически представляющих собой кварц. Под всевозможными "имитирующими" названиями продаются различные синтетические камни — как аналоги природных, так и не встречающиеся в виде минералов; разумеется, искусственные ювелирные камни несравнимо дешевле натуральных.
- Л.Т. Жукова, в. П. Ерцев русская мозаика
- Оглавление
- Глава 1. История русской мозаики
- Глава 2. Материалы русской мозаики
- Глава 3. Технологический процесс создания русской мозаики
- Глава 4. Шедевры русской мозаики
- Глава 1. История русской мозаики
- Становление камнерезного искусства
- Виды мозаичной техники
- 1.3. Мозаика в камнерезном искусстве
- Дизайн природного камня
- Глава 2. Материалы русской мозаики
- 2.1. Принципы создания русской мозаик
- Камни - самоцветы русской мозаики
- Малахит
- 2.4. Лазурит
- 2.5 Яшма
- 2.6. Бирюза
- 2.8. Вопросы выбора материала
- Глава 3. Технологический процесс создания русской мозаики
- 3.1. Техника русской мозаики
- 3.2. Технологический процесс
- Формообразование русской мозаики
- 3.4. Фактурообразование русской мозаики
- 3.5. Цветообразование русской мозаики
- 3.6. Проблема материала и художественной технологии изготовления русской мозаики
- 3.6. Традиции русской мозаики
- 3.8. Обобщенный взгляд на процесс изготовления мозаики
- Глава 4. Шедевры русской мозаики
- 4.1. Малахитовая гостинная
- 4.2. Агатовый кабинет
- 3.3. Янтарная комната
- 4.4. Исаакиевский собор
- 4.5. Карта «индустрия социализма»
- 4.6. Эрмитажные реликвии
- 4.7. Лионский зал
- 4.8. Статуя зевса