logo
русская мозаика

Виды мозаичной техники

Сначала нам надо договориться, как именно мы определим, о чем мы беседуем, рассказывая о мозаичном искусстве, в частности о технике русской мозаики, дабы не выходило, что мы разумеем одно, вы же другое. Прежде всего, побеседуем об истории возникновения русской мозаики. И сначала обратимся к исследователям этого термина. Если обратиться к корифею знаний по истории обработки камня академику А.Е. Ферсману, то мы прочтем следующее: «Русская мозаика – это особый вид мозаики был применен в России уральскими мастерами. Под этим названием объединены мозаичные (фанерные) работы с использованием накладного малахита, лазурита, кущкульдинской яшмы и других ценных пород, которые нельзя получить в виде крупных цельных блоков. По указанному способу велась также облицовка больших поверхностей интерьера янтарем и агатом. Задачей этого способа мозаичных работ является имитация структуры монолитного камня с использованием развернутого рисунка. Сложность мозаичной работы определялась «подбористостью» камней, т.е. их естественным рисунком. Наиболее простой в этом отношении была мозаика из лазурита, так как этот камень в лучших кусках имеет однородное строение, требовалась только тщательная притирка смежных пластинок для уменьшения ширины швов. Более сложен набор из янтаря, у которого наблюдается большое разнообразие оттенков, различная степень прозрачности, пятна, полосы и т.д. Русские фанерно-мозаичные изделия были придуманы нашими мастерами-умельцами, прекрасно выполняли их не только из темного лазурита, но и из малахита или пестрых узорчатых яшм. Лишь в конце ХУШ века было освоено это искусство, позволившее расширить и удешевить производство высокохудожественных изделий, завоевавших мировую славу русскому камню. Так русский человек перехитрил природу, если она не давала ему достаточного количества ценного камня, он обходился и без ее щедрости». Ему не противоречит и знаменитый составитель Большого Энциклопедического Словаря Изобразительного Искусства В.Г. Власов: «Русская мозаика – специально разработанная русскими мастерами техника облицовки архитектурных деталей – колонн, пилястр, а также декоративных ваз и столешниц тонко подогнанными пластинками цветных камней, месторождения которых в изобилии находятся на Урале. Сложную работу на криволинейных поверхностях русские камнерезы довели до совершенства, благодаря чему облицовка воспринимается как монолитный объем. Пластинки узорчатой текстуры набираются по «ленточному» или «структурному» принципу, в соответствии с рисунком прожилок камня».

Но все эти определения противоречат фактам истории.

Действительно, в вопросе мозаичной терминологии не существует ясности. Например, мозаикой в современной практике   принято называть разного рода коллажи.

Не существует точного определения слова «мозаика». Сейчас так называют различные аппликации из листьев и семян. Есть специальный термин "мозаика" в ботанике и биологии, в математике и геометрии квазикристаллические структуры называются "мозаиками". Слово "мозаика" стало собирательным обозначением какого-либо целого предмета или понятия, собранного из мелких частей, элементов. Но самая изначальная мозаика - это все же узоры, выложенные из камней. «Сложенная из кусочков» - так переводится с итальянского языка слово «мозаика». Происхождение термина не имеет достоверного определения. Есть версия, что своим появлением слово обязано одному из способов кладки пола или стен, другое толкование – посвященная музам.

Специалисты считают, что мозаика зародилась в 8-7 веке до н.э. в восточной части Средиземноморья, и чуть позже в архаическом периоде Древней Греции. По другой версии самые ранние образцы использования мозаики для украшения жилища относятся к 6 тысячелетию до н.э. Эта техника выкладывания пола заворожила древних горожан и аристократов своими качествами эксплуатации, пользой для здоровья, игрой природной фактуры. Предполагается, что мозаика появилась случайно, когда мостильщики полов рассыпали гальку по свежезалитому раствору. Но, возможно, что уже самые первые мозаики стремились воспроизвести природные горные породы – брекчию и конгломерат. Эти сцементированные галечники представляют собой агрегат обломков пород, сцементированных кремнистым, кальцитовым или лимонитовым веществом. Размерность обломков колеблется от мелкой гальки (от 2 мм) до крупной гальки и валунов. Они могут состоять из одного (обычно кварц или полевой шпат) или нескольких минералов в зависимости от геологического строения данной местности. Хотя некоторые конгломераты являются продуктами ледниковой деятельности, большая их часть образуется на морских и речных берегах. В любом случае, эти примитивные природные узоры со временем превратились в одно из основных украшений дома.

В  мировой литературе, посвященной мозаичному искусству, определены четыре техники мозаичного набора.

Оpus Вarbaricum – техника галечного набора, схожая с графикой, своё начало получила в странах Ближнего Востока, но развитие получила в Греции:

Оpus Тesselatum – техника составления мозаики из фрагментов расколотой гальки, такую технику изобрели греческие мастера для составления живописных картин;

Оpus Vermiculatum – техника мозаичной миниатюры из нарезанных камней-тессер, которая позволяет выкладывать даже самые тонкие художественные нюансы;

Оpus Sectile – мозаичный набор из вырезанных определённой формы тонких пластин, престижная и дорогая техника, требующая специального исходного материала.

Опус происходит от лат. слова «работа, труд, занятие, произведение, творение, изделие, образец, замысел, стиль» - т.е. произведение искусства, не имеющее определенного названия.

Эти  названия являются общепринятыми среди мозаичистов и специалистов во всем мире, но параллельно с ними существует корпоративная терминология отдельных мозаичных центров.

Различные техники мозаичного искусства часто делят по условным историческим центрам мозаичных производств: римская, византийская, венецианская, флорентийская.

Наименование «римская мозаика» иногда относится ко всем мозаикам, созданным на подвластной Риму территории или во времена всемирного владычества Римской империи, иногда оно определяет своеобразную римскую школу набора горизонтальными рядами тессер, а порой -  только мозаичные мощения: в любом случае этим термином следует пользоваться весьма осторожно. Истоки происхождения такой техники как «флорентийская мозаика» следует искать в древнем опус сектиле, что не позволяет расширить  границы применения этого термина.

Историю развития мозаичного искусства условно можно разделить на пять основных этапов. Первый – доисторический, длительностью более 100 тыс. лет до н.э., когда происходило знакомство человека с цветными камнями и другими материалами, используемыми в быту, а также накапливался опыт их обработки, включая и развитие мозаики. Второй этап – античный, с первого тысячелетия до н. до середины ХУ в., в период которого закладывались основы камнерезного искусства и создавались первые уникальные произведения. Именно тогда началась разработка месторождений цветных камней и художественная обработка камня, в том числе появление различных мозаичных техник. Третий этап – ХУ – Х1Х вв., начиная с эпохи географических открытий, когда интенсивно расширялась сырьевая база и рынок цветных камней. Следствием чего был переход к мелкосерийному производству камнерезных изделий. Четвертый этап – эпоха индустриального мира Х1Х-ХХ вв., когда началось массовое производство камнерезных изделий, создается мировой рынок цветных камней. Пятый этап, начиная с ХХ1 в., открывает эпоху преобладания синтетических материалов. Следствием этого был рост ценности природных цветных камней и роли геммологи в их экспертизе и отличии от искусственных камней.

Таким образом, зарождение искусства мозаики относится к глубокой древности. Итак, мозаика – картина из кусочков камня. Фактически мозаичную картину можно создать из любого камня, наделенного схожими в обработке свойствами. Самыми применяемыми являются оникс, яшма и мрамор. Самые ранние образцы использования мозаики для украшения жилища относятся к IV тысячелетию до н.э. Обычай украшать здания орнаментом из мозаики постепенно распространился по всему миру, каждая культура, усвоившая это искусство, привнесла в его развитие индивидуальный колорит и стиль. Человечество знакомилось с цветными камнями по мере развития материальной культуры, но крайне неравномерно в разных регионах мира. Лидерами в этом процессе были древние очаги цивилизации: Ближний Восток, Индия, Китай. Египет. Дворцы необыкновенной красоты, гробницы и храмы Древнего Египта были построены и украшены великолепной драгоценной мозаикой во времена завоевательных войн Нового царства. Такое великолепие в ходе борьбы получили Ливия, Нумибия и страны Азии. Шедевром египетской мозаики является трон из раскопок гробницы Тутанхамона, здесь узор выполнен из драгоценных камней. Древнеегипетская цивилизация расширила область применения мозаики. Узорами из полудрагоценных, а порой и драгоценных камней древние египтяне украшали костюмы фараонов, мебель, бытовые предметы. В создании мозаичного рисунка так же стали применять особые породы дерева и слоновую кость.

Шумерская цивилизация тоже оставила нам материальное подтверждение высокой техники мозаичного украшения из камня, слоновой кости, ракушек и иных материалов. Наиболее известны мозаики из храмов, где изображены сюжеты на мифологические и военные темы. Особого внимания заслуживает филигранной техники мозаика из захоронения в Уре: арфа, дека, которой украшена мозаичными фигурками животных. Такое уникальное украшение как «Штандарт из Ура» - одно из первых мозаичных произведений с сюжетами, инкрустированными перламутром и лазуритом. Датируется 2600 г. до н. э.

Сохранилось мало материальных подтверждений присутствия мозаики в древних культурах Америки – большинство архитектурных памятников были уничтожены. Можно представить былое великолепие, если утраченные творения были так же прекрасны, как чудом уцелевшее мозаичное полотно из нефрита в мексиканском храме Луны. Сохранившиеся произведения искусства древних мастеров, такие как маска ацтекского бога, представляющая собой украшенный мозаикой из бирюзы череп или мозаика из бирюзы двухголовой змеи ацтеков, подтверждают существование высокого мастерства в доколумбовой культуре Америки. Безупречность выполнения элементов мозаичного рисунка демонстрирует и оформление щита, сделанного ацтекскими мастерами: вся его поверхность покрыта орнаментом из бирюзы, насчитывающим 15 тысяч элементов. Раритеты хранится в нью-йоркском Музее Индейской Культуры.

Но все же наиболее выдающимися образцами творчества мы обязаны мозаичному оформлению архитектурных шедевров Древней Греции, Древнего Рима и Византии. Пристрастие к оформлению зданий мозаикой в этих великих государствах позволило мастерам создать неповторимые и вечные в своей красоте произведения. Мастера поздней Римской империи использовали кубики смальты, и лишь изредка – мраморные. В основном украшался пол и стены зданий. Сюжеты картин впечатляют своим разнообразием и сложностью: великолепные орнаменты, отображение исторических событий и мифологические сюжеты, изображения птиц и животных. Существует мозаичный портрет женщины и картина морского дна, поражающие своей реалистичностью. Есть уникальные работы по оформлению колонн, фонтанов. Исторически известен даже факт украшения корабля. Римская мозаика отличается от других видов мозаики не только материалом, использующимся в создании картин, но и некоторым отсутствием изящества из-за применения модулей большей величины. Римские мозаики в основном являлись инструментом создания атмосферы расслабленности и наслаждения в помещениях римской аристократии. Такие мозаики обнаружены при раскопках Помпеи.

Византия внесла неоценимый вклад в развитие и распространение мозаичного искусства. Мозаики Византии из смальты и камня олицетворяют великую эпоху. Отличительной чертой произведений в византийском стиле является использование золотого фона и обрамление контуром деталей картины. Темой мозаик были библейские сюжеты. Творения этого периода украшают монументальные храмовые сооружения. Айа-София и Равенна, Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, Капелла Палатина в Палермо – мозаики этих сооружений можно назвать наиболее характерными образцами потрясающего мастерства византийских мозаистов. Примером византийской мозаики является «Карта Мадобы» - панно размером 25 Х 5 м. Над этой уникальной мозаикой, в центре которой изображен Иерусалим, в У1 веке был сооружен храм.

В исполнении византийских мастеров мозаика стала более изящной. Это обусловлено применением модулей меньшего размера. Мастерами по изготовлению смальты активно развивалось и совершенствовалось массовое производство. Создавались новые оттенки, улучшалось качество материала. Оформление смальтой стало более популярным, чем картины из натурального камня, благодаря относительно невысокой стоимости. Мозаика стала доступной и в украшении домов горожан. Именно из Византии традиция создания картин из смальты распространилась на всю территорию Европы и влилась в культуры европейских стран.

Не простым было становление мозаичного искусства на Руси. Появившись во времена распространения христианства, мозаика не стала частью традиционного оформления зданий из-за высокой стоимости смальты: материал доставлялся купцами издалека и стоил неимоверно дорого. Потрясающие по своей сложности и красоте, работы того периода можно увидеть в церкви Святой Софии в Киеве и Михайло-Златоверхненском монастыре. Сложная политическая ситуация не создала благоприятных условий для развития русской мозаики в архитектуре того периода. Техники были утрачены во время монголо-татарского порабощения, и возродилось лишь в восемнадцатом веке.

Обладающая высокими эксплуатационными качествами, прелестной игрой природной фактуры, полезная для здоровья, приятная на ощупь мозаика быстро завоевали сердца людей. Отражая дневной свет, материал мозаики подсвечивал внутренние покои строений. Наиболее ранние образцы мозаики, связанной с чисто утилитарными функциями, выполнены в  технике барбарикум – это галечная мозаика из уложенной в глину, штукатурку или асфальт однотонной или двухцветной гальки. Эти мощения набирались исключительно из природных материалов, которые привлекали владельцев приморских жилищ в первую очередь своей практичностью и красотой. Морские окатыши, набранные в мозаичное ложе так, чтобы над поверхностью возвышалась их меньшая часть, создавали прохладу и  услаждали взор; по ним было приятно ходить в жаркую погоду босиком, а после дождя или полива ошлифованные природой камни раскрывали прелесть своей текстуры, поскольку для того,  чтобы камни мощений, теряя присущий сухой гальке белесый налет, становились драгоценными, ее достаточно смочить. Техника галечного набора, которая с художественной точки зрения сближается с графикой, зародилась в странах Ближнего Востока, но  наибольшее развитие получила в Греции,  латинское же  название barbaricum она приобрела  значительно позже, когда миновал период ее расцвета. Эта древняя техника является прародительницей монолитной мозаики или как ее сейчас называют «русской мозаики».

Несмотря на исключительное мастерство исполнения многих мозаик в технике барбарикум, владельцы в первую очередь отдавали предпочтение практичности галечного мощения и до какого-то времени мирились с ограниченностью цветовой палитры, с графичностью мозаичного набора. Галечные мозаики в начальный период развития не рассматривались как произведения искусства и носили прикладной характер, но то, что ими украшали полы святилищ, храмов и дворцов, говорит об их востребованности.

Мозаики  из гальки, обнаруженные в Малой Азии и Ассирии,   созданы ранее, чем в Греции, где самые древние мозаики,  имеющие композиционное построение, обычно датируются концом V века до н.э.  Хотя нет оснований считать, что греческие мастера позаимствовали эту технику у восточных соседей, а не изобрели ее самостоятельно, в самом названии таких мощений отразилось их негреческое происхождение. В дальнейшем техника барбарикум постоянно развивалась, процесс развития может быть прослежен от минимизации внутренних деталей на фигурах  ранних мозаик до более детализированного изображения к концу IV века до н.э. Галечные мозаики с простыми узорами, открытые в Испании, датируются периодом от VII до IV века до н.э. На  острове Сицилия техника галечной мозаики  не получила широкого распространения - единственным известным образцом является мозаика из карфагенской Мотии, к тому же, согласно недавним исследованиям, она относится к разряду так называемых перемещенных мозаик. Севернее - на берегах Черного моря - в Ольвии и Херсонесе, в Средиземноморье - на  Кипре,  в Курионе,  Неапафосе и значительно восточнее - во дворце Ай Ханум в Афганистане обнаружены мозаики III-II веков до н.э. Существование местных вариаций проявилось в примитивной технике исполнения  мозаик из Арпи в Апулее. Если в  период архаики простые галечные мозаики украшали полы святилищ, то в классический период почти все мозаики обнаружены в частных домах. Свидетельства существования местных традиций в мозаиках, где монохромные камни, составляющие узоры, выложены под углом к их основе, встречаются также в Италии.

Однако с III века, галечные мозаики становятся отживающей техникой, передав своим преемницам множество сюжетов, мотивов и композиционных приемов. Весь III и II века до н.э. мастера продолжают создавать мозаики в технике барбарикум, но в период поздней истории галечных мозаик заметено некоторое снижение изобразительных качеств набора, несмотря на расширение декоративного репертуара. Когда античный мастер  впервые расколол привычный округлый модуль гальки на фрагменты (тессеры), имеющие принципиально иную форму, это событие,  на первый взгляд кажущееся незначительным,  положило начало развитию совершенно новой техники, которой было суждено пережить тысячелетия в почти неизменном виде. Которая с небольшими изменениями продолжает существовать и сегодня. Наиболее распространенной стала техника набора из тессер - колотого на регулярные кубики  камня, опус тесселатум.  Производной от  тесселированной мозаики и даже родственной ей  является техника опус вермикулатум – резанного на кубики. Техника опус сектиле входит в круг рассматриваемых нами проблем, и обойти ее вниманием никак нельзя.

Хотя изобретение тесселированной мозаичной техники, призванной удовлетворить растущую потребность в более живописных мозаиках, едва ли может быть точно датировано, но ее относят примерно к III веку до н.э. Проблемы с точной датировкой мозаик не позволяют выстроить последовательный ряд событий, результатом которых явилось создание мозаик из тессер правильной кубической формы.  Изобретение тесселирования является результатом экспериментальной деятельности множества мастеров в различных регионах греческого мира в конце IV - начале III века до н.э. Это был период, когда мастера, не порывая с традициями набора галечных мозаик, экспериментировали в поисках новых техник и технологий, расширяющих изобразительные возможности мозаичных мощений. Вкрапления грубо обработанных, зачастую неправильной формы, колотых камней в галечный набор,  производили впечатление случайности.  Первые образцы мозаик, в которых наряду с галечным мощением использовалось тесселирование, показывают, что сначала колотые камни появляются в мозаичном наборе  как бы случайно, затем они заполняют малозначительные участки и секции мощений, а со временем новая техника полностью вытесняет галечные мозаики. Постепенно мастера освоили технологию колки камня на тессеры,  их работы  приобретали отточенность и завершенность. Мозаичистам удалось расширить цветовую палитру благодаря раскрытию живописных возможностей природных материалов – разнообразных мраморов, цветных известняков, сланцев, полудрагоценных камней и по мере освоения богатейших возможностей, которые несла в себе новая техника,  приходило и осознание масштабов открытия.  То, что процесс смены техник был достаточно длительным,  говорит о существовании  прочных, устоявшихся традиций создания мозаик. Мастера не торопились расставаться с привычным материалом, они включали галечные фрагменты  в почти целиком тесселированные мозаики.  Мало того, уже окрепшая техника «тесселатум» продолжала использовать композиционные построения предшествующих времен, демонстрируя жизнеспособность традиционных методов построения композиции. Мозаичным центром, претендующим на право называться первооткрывателем тесселированной мозаики, является египетская Александрия, в мастерских которой создавались произведения высокого искусства. Эту точку зрения подтверждает фрагмент папируса из архива Зенона, который датируется периодом от 256 до 246 гг. до н.э.,  где описана техника мозаичного набора из тессер в бассейне одного из строений в Фаюме.  Фрагмент папируса мало сообщает о технологии исполнения мозаики, но доказывает, что к этому времени в Египте новая мозаичная техника уже существовала. С появлением новой техники меняется концепция самого декора. Если мозаики из необработанных камней воспринимались как единая декоративная поверхность, то появление набора из однородных, геометрически правильных элементов сообщала изображению большую гибкость. Композиция начинает разрушать плоскость, превращаясь в трехмерную картину, что прежде можно было увидеть только на мозаиках Пеллы. Шлифовка и полировка мозаичной поверхности повышает интенсивность цвета и тона тессер настолько, что  многие второстепенные изображения на периферии композиции, такие как декоративные бордюры, приобретают большее, чем раньше, значение и начинают играть роль рамы для центрального панно, превращая его не просто в "картину на полу", а в "окно на полу". Ровные, регулярные, правильной кубической формы тессеры в мозаичном искусстве  древности представляют собой большую редкость потому, что весь технологический процесс являлся процессом рукотворным, поэтому модуль тессер античных мозаик всегда имеет колебания в размерах, пусть даже едва заметные.

Изобретение техники вермикулатум, имеющей почти все родовые признаки тесселатум, но значительно более мелкого модуля, стало побочным, но не менее важным результатом экспериментов с тессерами. Эту технику можно было бы назвать мозаичной миниатюрой, позволяющей передавать тончайшие живописные нюансы, но мастера-мозаичисты научились успешно  применять ее в монументальных произведениях.  Обе техники родственны  по технологии набора и монтажа, но обнаруженные образцы вермикулатум созданы значительно раньше, чем образцы зрелой техники тесселатум, хотя обе техники и зародилась примерно в то же время, то есть примерно в III веке до н.э. - веке поисков и экспериментов.  Размеры тессер в технике вермикулатум почти на порядок мельче, их форма далеко не везде является правильными квадратом и даже прямоугольником. Зачастую набор состоит из очень мелких камушков неправильной формы, но обладает почти безграничными возможностями передачи живописных  эффектов, тончайших нюансов, плотности и весомости предметов, и в этом отношении техника вермикулатум несравнима ни с одним другим видом мозаичного искусства. Здесь мозаичные швы в промежутках между тессерами подкрашены тончайшей кисточкой в тон тессер,  колористическое богатство которых наиболее полно проявляется в изображении драпировок. Поскольку трудоемкость техники вермикулатум неизбежно накладывает определенные ограничения на размер произведения, то "эмблемы" из мелкомодульных мозаик, как правило, имели  размеры менее квадратного метра.

В этой технике созданы и такие масштабные произведения исключительных достоинств как "Битва Александра Македонского с персидским царем Дарием" из дома Фавна в Помпеях, (5,12×2,71 м.) и "Нильский пейзаж" в святилище Фортуны Примигении в Палестрине (5,85×4,31 м.), датируемые концом II – началом I века до н.э.  Эти мозаики наглядно демонстрируют, как мастера-мозаичисты  применяли миниатюрную технику к монументальным масштабам. Они выполнены в технике опус вермикулатум, технике, позволяющей создавать реальную имитацию живописи, и это следует рассматривать как основную эллинистическую тенденцию. Совершенно очевидно, что ни одно созданное впоследствии в Италии  мозаичное произведение  в этой технике не достигало таких высот мастерства. Мозаику, представляющую собой сочетание документальной точности, необузданной фантазии и  несравненного мастерства исполнения, можно рассматривать как ярчайший пример расцвета эллинистической традиции создания мозаичных картин, которые создавали греческие мастера  по мотивам  живописных оригиналов Александрийского происхождения.

В это же время, то есть примерно в  III веке до н.э.,  зарождается еще одна техника мозаичного искусства - opus sectile; этот наиболее престижный и дорогой мозаичный набор украшал самые величественные помещения как церковные, так и светские.

Техника сектиле не родственна тесселированной мозаике – это мозаичный набор из вырезанных по особой форме тонких пластин натурального камня, основным достоинством которого стали проявленность внутренней структуры материала и значительное расширение цветовой палитры. Опус сектиле является отдаленной прародительницей того, что мы сегодня называем флорентийской мозаикой. Термин Opus sectile, используемый в современной литературе, относится как к настенным, так и к напольным мозаикам из кусков мрамора или другого материала, вырезанных в определенной узорчатой форме и подогнанных настолько плотно друг к другу, что они составляют единую гладкую поверхность.

В римском мире такая техника ценилась чрезвычайно высоко отчасти благодаря тому, что материалы, отражая всеобщий интерес к экзотическим мраморам и иным камням, стоили очень дорого, отчасти благодаря трудоемкости процесса и виртуозности, которая требовалась от мастера. Убранство, выполненное  в этой технике, было более престижно, чем обычная мозаика. Часто в особо значимых помещениях богатых домов обнаруживаются мощения в технике опус сектиле, в то время как полы второстепенных или менее посещаемых покоев выложены обычной мозаикой. Техника опус сектиле при наборе напольной мозаики несколько отличалась от техники исполнения настенных мозаик, хотя во многом они родственны. Поскольку в датировке мозаик существуют обширные лакуны, классифицировать мозаики по времени их создания практически невозможна.

Обсуждать техническую эволюцию тесселированных мозаик достаточно сложно, поскольку эта техника почти за 23 века существования претерпела весьма незначительные изменения, а многое из технического арсенала мозаичного искусства  античности остается актуальным и сегодня. Наиболее поздние античные тесселированные мозаики, относящиеся к VI веку н.э., следует искать на окраинах Римской империи, в отдаленных регионах, где  на виллах провинциальных землевладельцев продолжали создавать эллинистические (по сюжетам и трактовке формы) мозаики, которые представляют собой весьма разнообразные стили исполнения. Но приемы мозаичного набора и  трактовка формы могут варьироваться в широких пределах, то есть мы имеем дело с некоей общей традицией,  имеющей свои правила и исключения из них. Подытоживая тему нашей беседы, не можем удержаться от вопроса. Где же все-таки место рождения «русской мозаики»? На этот счет существует несколько точек зрения. Большинство специалистов считают, что первые мозаики этого типа появились десятки тысяч лет тому назад. Другие настаивают, что это произошло в момент изобретения резки камня, т.е. с этого времени прошло 2500 лет. Наиболее распространена точка зрения о том, что это результат изобретательности уральских камнерезов ХУШ века. Однако, беседуя об истории мозаичного искусства, мы все-таки далее выясним, что термин «русская мозаика» появился как дань восхищения и уважения мастерству и талантливости русских художников-камнерезов. Несмотря на то, что такая мозаика относится к числу древнейших техник (хотя термин «русская мозаика» появился лишь в Х1Х веке) и накоплено огромное количество артефактов, касающихся всех уровней в целом, вопрос «Что такое русская мозаика?» до сих пор остается предметом дискуссий.