2.4. Лазурит
Минерал класса силикатов, представляющий собой сплошные мелкозернистые массы алюмосиликата кальция. Но и это надо знать. Как и его твердость, плотность, блеск. Твердость по шкале Мооса: 5-6. Плотность: 2,5-3. Блеск стеклянный до матового. Хрупкий.
Надо заметить, что название этого минерала происходит от арабского слова «азул» и персидского слова «лазвард», что значит небо, скорее всего по его лазоревому цвету. Цвет небесного свода, лазурь, была в языке божественном символом вечной истины, в языке священном - бессмертия, а в языке народном это символ верности.
Лазурит как минерал встречается преимущественно в зернистых массах, и его кристаллы очень редки. Они имеют форму изометрических двенадцатигранников размером не более 2 см, редко до 5 см. Обычно это камень непрозрачный до просвечивающего. Цвет его в основном бывает синий разных оттенков, но встречается и фиолетовый, малиновый, зеленовато-синий, жёлтый и даже розовый. Цвет лазурита обусловлен молекулярными ионами, которые образуют центры устойчивой окраски.
Лазуритом также называют содержащую лазурит горную породу и именно о ней мы с тобой и говорим. В зарубежной геммологии она имеет собственное название - ляпис-лазури. В её состав, кроме лазурита до 25-40%, входят: диопсид, кальцит, калиевый полевой шпат, слюда, а также могут быть - гаюин, нозеан, содалит, пирит, амфиболы и пироксены. В отдельных месторождениях лазуритовая порода содержит примеси волластонита, афганита и быстрита. Эту породу также называют ляпис материнский или матка лазуритовая. Коммерческая ценность её прямо пропорциональна содержанию минерала лазурита и зависит от равномерности окраски и текстуры породы. Наиболее дорогим считается однотонный тёмно-синий лазурит с вкрапленностью мелкого пирита до 10-15% -золотистый сапфир. Низкосортные сорта характеризуются светлой окраской и большим содержанием серого кальцита, диопсида, содалита и слюд.
Образуется лазурит в процессе метаморфизма карбонатных пород у контактов с гранитами. В России лазурит сначала нашли в валунах на реке Слюдянке, к юго-западу от озера Байкала. В 1786 году Э. Лаксман, посетивший эти места, отправил в Санкт Петербург первые 20 пудов на Петергофскую гранильную фабрику. В 1851 году Г.М. Пермикин открыл на реках. Слюдянкеви и Малой Быстрой отрогах хребта Хамар-Дабан, семь коренных месторождений лазурита. Уже в первые 20 лет там было добыто 2110 пудов (34 т) лазурита. Промышленные запасы лазурита концентрируются, в основном на Мало-Быстринском месторождении в 55 км к юго-западу от Слюдянки, Иркутской области. Однако практический интерес представляют также Слюдянское и Тулттуйское месторождения. В последние годы на Восточном Саяне выявлен новый район проявлений лазурита в бассейне реки Урюк.
В Таджикистане на Западном Памире в 1930 году было открыто крупное месторождение лазурита Ляджвар-дара. Оно находится в районе горы Хорога на высоте около 5000 метров и является аналогом знаменитых афганских месторождений. Размер лазуритовых линз в мраморах не превышает 2Х6м. К настоящему времени там подсчитаны значительные запасы лазурита.
Из других стран в Афганистане известно древнейшее и самое крупное месторождение лазурита Сар-э-Санг (Сары-Санг). Оно находится в провинции Бадахшан, на высоте 3000-4000 метров и занимает площадь около 2 км2. Здесь добывались блоки лазуритовой породы массой до 100 центнеров, а кристаллы лазурита - до 5 см. Несмотря на значительные размеры месторождения, его разработка работка ведётся в ограниченных объёмах - не более 5 тонн в год, но высококачественного ювелирного сырья здесь около 2 процентов.
Лазурит подразделяется на следующие сорта:
«ниили» (по персидски. - синий) - густо синего него цвета;
«асмани» (по персидски - небо) - ярко-голубого цвета;
«суфси» или «себций» (по персидски зелёный) - зеленовато-синего цвета.
Простым людям нельзя было приближаться к тем местам, где находился лазурит, - за это полагалась смертная казнь. А те рабы, что добывали лазурит, цепями приковывались к горе на всю жизнь. Бадахшанский лазурит, также как и памирский, лучше принимает полировку, поскольку светлая примесь в нём представлен более твёрдым диопсидом, а в байкальском лазурите - мягким кальцитом.
Ещё одна лазуритовая провинция находится в Чили, где в Чилийских Андах в провинции Кокимбо, открыты несколько месторождений. Главное из них - Карее находится на высоте 4500 метров в истоках рек. Казадорес и Виас-Риврес, притока реки Рио-Гранде. Менее значительные месторождения - в районе гор Сантьяго и Антофайсты и в провинции Атакама. Они тоже связаны с мраморами, однако, чилийский ляпис нередко прожилкового типа, хотя в одном из захоронений найдена глыба лазурита размером 20X30X61 см. Окраска его бледная до светло-голубой часто с оттенками зелёного. Он содержит прожилки кальцита, включения волластонита и пирита.
В США имеются небольшие месторождения лазурита: в штате Калифорния - Онтарио-Пик и рудник Бигорн, в горах Сан-Габриель; в штате Колорадо - рудник Блу-Уинкл. В штате Джорджия на месторождении Грейвс Маунтин встречены кристаллы лазурита до 3,5 см в поперечнике. Небольшие месторождения лазурита известны также в Канаде - рудник Лейк-Харбор, на острове Баффинова земля, и на полуострове Лабрадор, в Индии - в районе Сарду, штат Джамму и Кашмир, и штате. Мадхья-Прадеш. В Мьянме - у Могока, в долине Даттав. В Италии — Монте-Сомма, на Везувии и в Альбанских горах в провинции Латиум, а также в Турции, ЮАР, Анголе и Руанде.
С древности подлинность лазурита проверялась прокаливанием, и при этом окраска камня усиливается. А низкокачественный лазурит с большим количеством светлоокрашенных минералов иногда подвергают облагораживанию путем искусственного окрашивания полированной поверхности готовых изделии.
Из всех синих камней, известных в древние времена, красивый камень ляпис-лазурь, называемый ныне лазурит, относился к наиболее высоко ценимым материалам. Лазурит известен человечеству уже более 7000 лет. Его использовали для изготовления амулетов и печатей, а также для инкрустации и мозаик. Как поделочный камень его знали в Индии, Месопотамии и Иране за несколько тысячелетий до нашей эры. Помимо прочего лазурит употребляли и для приготовления ярко-синей краски. Считается, что стены легендарной Вавилонской башни были лазоревого цвета.
Особое место занимает лазурит в каменной пластике Древнего мира. В государствах Междуречья и в Египте особо почитались амулеты из лазурита в виде резных жуков-скарабеев. Они украшали символы власти: нагрудные украшения (пекторали). Такая пектораль в виде трёх жуков-скарабеев была найдена в гробнице Тутанхамона. А знаменитая золотая маска фараона Тутанхамона была отделана лазуритовыми вставками - брови и веки. Почётным знаком Верховного судьи Египта была фигурка богини истины Маат, вырезанная из лазурита. В древних захоронениях находили, сделанные из лазурита цилиндрические печати, шары, резные фигурки птиц и животных. Это был священный камень жрецов и фараонов. Из лазурита делали фигурки богов, украшали им головные уборы, одежду и оружие.
Всем известно, что основным культом Древнего Египта был культ Солнца. Бог Амон-Ра являлся символом солнца, урожая, тепла, богатства. Египетский земледелец был чрезвычайно наблюдателен во всем, что касалось выращивания урожая. И вот, вознося молитву Амону-Ра, он обратил внимание на то, что весенний массовый выход жуков-скарабеев совпадает с важнейшим аграрным действом - периодом сева. Но не только это послужило причиной повышенного интереса к скарабею. Жук непрерывно катал шары из навоза, в которые откладывал по одному яйцу. Поскольку в каждый шар откладывалось лишь одно яйцо, работать жуку приходилось весь световой день. Плотные шары, которые без устали катают скарабеи, и огненный шар Солнца, непрестанно катящийся по небу, - вот древняя аналогия, приведшая к тому, что жука-скарабея признали священным. Если добавить, что отростки на его голове напоминают солнечные лучи, а на каждой ножке по тридцать суставов, т. е. столько же, сколько дней в месяце, то акт обожествления жука становится ясным. Жук - символ Мира и Солнца. Жук по-египетски «хепру», и это же слово означает «жить, существовать» (кстати, великий Линней, составляя свою «Классификацию», записал «скарабей священный»).
Каменные скарабеи - это целые разделы в искусстве почти всех народов Запада и некоторых стран Востока. Но почему для этих амулетов применяли именно лазурит. Трудно сказать, чем обоснован выбор материала: то ли пронзительная синева небес Синая и Галилеи, то ли пленительные краски Средиземного моря повлияли, а может быть, решающим оказалось то, что лазурит у древних египтян служил мерилом ценности. Именно лазурит был любимым камнем Египта, и не только Египта... Ассирия, Вавилон, Двуречье, Персия - все эти государства отдали дань восхищения синему блеску лазурит. Древние верили в переселение душ, в возрождение после смерти, но лишь при условии, что будет сохранено тело умершего. И вот египтяне, великие мастера мумификации, вкладывают в сердце мумий лазуритовых жуков-скарабеев. На их нижней стороне вырезали имена умерших (вероятно, чтобы не было путаницы в царстве мертвых) или имена богов, а иногда изречения, эмблемы или девизы. Но, как ни странно, - в том же Египте ограбление пирамид превратилось в довольно прибыльное ремесло. И что интересно, самое ценное, с точки зрения грабителей, - это лазуритовые жуки-скарабеи, вложенные в мумии. Жук, взятый в сердце мумии, должен принести долголетие, благоденствие, покой. Сбыть украденного скарабея было сложно - ведь геммы именные, и многие из них были широко известны. Кроме того, скупка краденого, как и грабеж, каралась смертью. Поэтому можно предположить, что кражи из гробниц совершались для себя, для эдакого душевного успокоения (очередной парадокс суеверий); рисковали жизнью для дальнейшего благосостояния и покоя...
Шумеры считали этот камень наивысшим и самым щедрым даром небес. Культ древнего астрального божества, владычицы небес, богини утреннего восхода Инанны весь состоит из лазурита. Украшение короны, скипетра, одежды, и даже прически - сплошь лазурит. В многочисленных клинописных табличках древнего Шумера содержатся изысканные и поэтичные славословия синему камню. Одна из таких табличек свидетельствует о намерении древних шумеров построить в честь богини Инанны храм из лазурита. Своих разработок на территории Месопотамии нет, можно представить, каких трудов стоила доставка камня. Изучение археологических находок Шумера позволяет ученым однозначно судить о происхождении камня - он памирский. Дорога к синему чуду проходила по заоблачным тропам, через глубокие каньоны, снежные и ледовые склоны, под лавинами и камнепадами. Это трудный и опасный путь к лазуритовым шахтам, через леденящий холод ночью и удушающую жару днем. И, судя по изобилию лазурита во всей шумеро-аккадской культуре, подобные экспедиции, за каменным сырьем были не единичным подвигом, а постоянной работой древних камнетесов. Камень, которому предстояло путешествие на спинах носильщиков к зубилу скульптора или резцу ювелира, тщательно отбирался. Выбирали обычно безукоризненные образцы, весом от 8 до 20 кг.
Согласно Библии «законы Моисея» были вырезаны на досках из небесно-синего лазурита, так называемые «скрижали». Античный мир продолжал высоко ценить лазурит, вырезая на нем инталии и камеи, священные сосуды и обереги. Плиний Старший писал о нем: «...Он подобен небесному своду, усеянному звездами...».
В Европе лазурит как ценный и редкий камень был известен с V века. Во времена Ренессанса, наряду с применением лазурита в качестве украшения и создания предметов роскоши (чаш, ваз, столешниц), большое значение этот камень приобрел в живописи, - его растирали для приготовления драгоценной и наилучшей краски - ультрамарина. Достаточно взглянуть на немеркнущие полотна Леонардо и Рафаэля.
Голубой цвет вообще редок в неживой природе. Насколько широк мазок голубизны неба, моря, цветов, настолько же он беден в горных породах и минералах. Поэтому дороговизна и редкость синей краски сопутствуют культуре всех народов, во все времена. Великий Тициан, приступая к работам в Венеции, специальным пунктом договора поставил условия о трех унциях лазури. В эпоху Возрождения судейским трибуналам частенько приходилось рассматривать дела о хищениях, грабежах, мошенничествах и подделках, связанных с редкой голубой краской.
Так что роль лазурита в изобразительном искусстве известна в качестве краски ультрамарина, которую до 1704 году продавали по цене золота, пока два берлинских красильщика случайно не открыли соединение железа, которое имело тёмно-синий цвет, и назвали его берлинская лазурь. Позже ультрамарин научились получать искусственно, сплавляя каолин с содой и серой в присутствии угля в качестве восстановителя.
Известно много примеров применения лазурита в украшении интерьеров. В эпоху Возрождения лазурит в значительных количествах используется для инкрустации во флорентийской мозаике, изготовлении украшений и декоративных изделий. Во Флоренции, во дворце Питти, хранится лазуритовая ваза высотой 40,5 см. Лазурит как камень искренности в дипломатических подарках считался знаком подлинного дружелюбия. Такими подарками в 1873 году от русского императора германскому кайзеру Вильгельму I были несколько ваз из лазурита и серебряная копия памятника Петру I на лазуритовом пьедестале.
В замках и дворцах Европы сохранились стены и колонны, облицованные лазуритом, привезенным с единственного в те времена месторождения на Памире.
Над троном иранского царя Хосрова II был балдахин из лазурита и золота. В Китае шарики из лазурита служили символом сана, они украшали официальные головные уборы императора и его высших сановников. В Тибете он пользовался особым спросом у лам, которые ценили его выше золота.
В XVII-XVIII веках бадахшанский лазурит доставляли в Россию караванами через Китай по цене серебра. При сооружении Исаакиевского собора, когда Огюсту Монферрану не понравился тёмный байкальскш лазурит в облицовке пятиметровых колонн алтаря, он заменил его на более яркий бадахшанский. Этим камнем богато украшены царские дворцы в Санкт-Петербурге.
В Государственном Эрмитаже хранятся несколько ваз из лазурита и столешницы, в том числе самые большие парные вазы высотой 172 см, там же имеется ваза из одного куска лазурита, высотой 24 см, диаметром 18 см. В Лионском зале Екатерининского дворца в Царском селе (ныне г. Пушкин) имелись, сделанные на Петергофской гранильной фабрике из байкальского лазурита 4 столешницы, люстра, 2 экрана у каминов и 2 рамы для зеркал. Вазы и другие крупные изделия из лазурита, также как и из малахита, делали методом «русской мозаики». Кроме того, этим методом выполнена облицовка нижней части зала и наличники дверей.
Байкальским лазуритом украшен Испанский зал Эрмитажа в Санкт Петербурге. Там же находятся две вазы, две лазуритовые столешницы из бадахшанского лазурита и две парные вазы из байкальского лазурита. Лазурит применен для отделки Мраморного зала Мраморного дворца в Санкт Петербурге.
В монументальном искусстве советского периода лазурит разных оттенков использован в мозаичной шпалере «Индустрия социализма», где им набрано пространство Северного Ледовитого океана.
Изделия из лазурита можно увидеть во многих музеях мира. Парижский Лувр и мадридский Прадо, лондонский Тауэр и лиссабонский дворец Ажуда, музеи Флоренции, Тегерана, Стамбула, Вены, Цюриха, Рио-де-Жаяейро - везде восхищенный взгляд посетителя останавливается на этом сверкающем синевой камне.
Летом 1987 года в Париже состоялась выставка "Золото фараонов Таписа". Центральным экспонатом, по мнению экспертов, был "изумительный браслет, выполненный из лазурита и разноцветных стеклянных паст", а также двенадцать браслетов с левой и десять браслетов с правой руки фараона, все разной формы, с геометрическим или цветочным орнаментом, с застежками из лазурита, агата и яшмы.
В 1974 году фирмой П. Джильсона получен ляпис Джильсона или синтетический лазурит Джильсона. Его делают из порошка синтетического ультрамарина с добавкой водных цинковых фосфатов путём спекания в плотный агрегат вместе с кристаллами пирита или без него. Это темно-синий слегка пористый материал без примеси смол. Его минералогическая характеристика ближе к содалиту, чем к лазуриту. Тем не менее, его следует относить к имитациям, которые известны еще древним египтянам.
Лазурит научились подделывать еще в давние времена. Синий цвет был популярным в украшениях Востока, а при дефиците дорогого лазурита его заменяли синей эмалью или стеклом. В Ш веке до н.э. с целью получения шариков для бус в Сирии существовало производство синего кобальтового стекла. Характерные для лазурита белые пятна в стекле представлены кристобалитом. Для имитации синего лазурита с включениями пирита использовали синее авантюриновое стекло с кристаллами меди. В Германии существовала имитация лазурита - швейцарский или немецкий ляпис из яшмы Нункирхена, окрашенной берлинской лазурью. Там же в 1954 году во Франкфурте-на-Майне фирмой «Дегусса» была создана первая синтетическая имитация лазурита из поликристаллического агрегата спечённой синтетической шпинели с примесью пирита или золота. Более дешёвая имитация - реконструированный ляпис, состоит из обломков мрамора, обработанных сульфатом меди и сцементированных смолой с примесью пирита. Ещё одной имитацией являются крошки лазурита, сцементированные пластмассой с включениями пирита. В качестве материала имитаций применяют фосфат бария со связующими компонентами, а также окрашенные говлит, пирофиллит, халцедон.
- Л.Т. Жукова, в. П. Ерцев русская мозаика
- Оглавление
- Глава 1. История русской мозаики
- Глава 2. Материалы русской мозаики
- Глава 3. Технологический процесс создания русской мозаики
- Глава 4. Шедевры русской мозаики
- Глава 1. История русской мозаики
- Становление камнерезного искусства
- Виды мозаичной техники
- 1.3. Мозаика в камнерезном искусстве
- Дизайн природного камня
- Глава 2. Материалы русской мозаики
- 2.1. Принципы создания русской мозаик
- Камни - самоцветы русской мозаики
- Малахит
- 2.4. Лазурит
- 2.5 Яшма
- 2.6. Бирюза
- 2.8. Вопросы выбора материала
- Глава 3. Технологический процесс создания русской мозаики
- 3.1. Техника русской мозаики
- 3.2. Технологический процесс
- Формообразование русской мозаики
- 3.4. Фактурообразование русской мозаики
- 3.5. Цветообразование русской мозаики
- 3.6. Проблема материала и художественной технологии изготовления русской мозаики
- 3.6. Традиции русской мозаики
- 3.8. Обобщенный взгляд на процесс изготовления мозаики
- Глава 4. Шедевры русской мозаики
- 4.1. Малахитовая гостинная
- 4.2. Агатовый кабинет
- 3.3. Янтарная комната
- 4.4. Исаакиевский собор
- 4.5. Карта «индустрия социализма»
- 4.6. Эрмитажные реликвии
- 4.7. Лионский зал
- 4.8. Статуя зевса