logo
русская мозаика

1.3. Мозаика в камнерезном искусстве

Как мы уже говорили, искусство мозаики зародилось на Востоке за много веков до нашей эры. Первое описание мозаики встречается в библии. Само слово мозаика происходит, вероятно, от греческого слова «мозайон», что означает «храм муз». Обычно под мозаикой понимают рисунок или картину, исполненную из подобранных по цветам кусочков.

Это замечательное искусство играло в древности большую роль, особенно процветало в Риме и Византии. Однако оно было известно еще в Древнем Египте, откуда проникло в Грецию, по-видимому, не ранее V века до нашей эры. На Олимпе, в храме Зевса, сохранились остатки примитивной мозаики - изображения морских существ, набранные из мелких камешков. Из Александрии и Греции искусство мозаики перешло в Рим, где первоначально применялась для украшения полов, так называемая александрийская мозаика в виде разноцветных (черных, белых, красных и зеленых) геометрических фигур: треугольников, квадратов и кругов из мрамора. Ею украшали помещения, и составлялась она из больших геометрически обтесанных кусков цветного камня: порфира, мрамора, из которых складывались фигуры рисунка.

Мало - помалу куски камня стали делать мельче, и рисунок получался более мелкий, разнообразный, красивый, и, наконец, появились не одни фигуры геометрических линий, а также изображения предметов. Римская мозаика была подражанием греческой, но римляне не удовольствовались украшением полов, а стали отделывать мозаикой стены.

Так вошла в употребление наборная мозаика из пестрых, сравнительно мелких камешков, вдавленных в виде узора в красный известковый раствор, которым заливался пол. Затем стали набирать полы сплошным ковром из мелких кубиков, пригнанных один к другому; отсюда и возникли сложные орнаменты.

В настоящее время различают следующие виды мозаичной техники:

1. АНТИЧНАЯ МОЗАИКА или пельская, исполняется из небольших кусочков камня, так называемых «окатышей», обработанных природой. Так называют мозаику из гальки, известную еще с древних времен и используемую в наше время при декоративной отделке наружных стен зданий, а также малых архитектурных форм в парках, садах, скверах и других местах отдыха. Пельская мозаика имеет ряд неоспоримых преимуществ перед другими видами. Материал для нее - голыши и галька - буквально лежит под ногами, поэтому для изготовления небольших наборов, не нужно даже ехать к морю. Чтобы выполнить мозаичный набор, не требуется обработка или точная подгонка его деталей: камешки в натуральном виде придают такой же естественный вид всему набору. Материал можно использовать по безотходной технологии, поскольку в дело идут все камни - большие, малые и крохотные.

2. РИМСКАЯ МОЗАИКА, выполняется из кусков разной величины, по преимуществу прямолинейных геометрических очертаний. Материалом для нее служит главным образом мрамор, но в древнем Риме использовались и твердые породы. Рисунок ее определялся подражанием восточным коврам. Она называлась еще александрийской и применялась в основном для полов.

  1. ФЛОРЕНТИЙСКАЯ МОЗАИКА подразделяется на гладкую и рельефную, с изображением цветов, архитектурных пейзажей, реже фигур людей и животных. Для изготовления ее применяют главным образом твердые камни, но есть примеры изготовления из мрамора. Такая мозаика называлась «теневой», так как в ней использовались различные оттенки и собственный рисунок камней.

4. РУССКАЯ МОЗАИКА исполняется из лазурита, малахита, янтаря и яшмы. Состоит из сравнительно мелких пластинок, набор которых воспроизводил структуру этих пород, создавал впечатление изделий из монолитного камня.

Таким образом, идея мозаики вытекала из желания покрыть пол или стены ковром, необходимым украшением помещений. Поэтому рисунок мозаичных наборов для пола широко использовал мотивы и композиции ковров, учитывая одновременно рисунок каменного материала.

Но есть и другой подход. Он определяется, прежде всего, техникой. В связи с этим несколько слов о технике мозаики. Мозаичные узоры или изображения набираются из кусочков цветных камней. На плоскости с помощью скрепляющей массы (цемент, мастика, клей) закрепляются отдельные частицы камня. Но частицы эти неодинаковы. Это могут быть и случайные дробленые камешки, и заранее обработанные. Собственно поэтому мозаика и подразделяются на «наборные» и «штучные».

Наборная мозаика являет собой действительно «пеструю смесь» разноформенных камешков, а штучная именуется по-разному, в зависимости от названия штук-пластин. В истории камнерезного искусства получили наибольшее развитие два вида: так называемые «римская» и «флорентийская» мозаика. Названия их соответственно связаны с городами, где мозаичное дело было особенно развито.

Римская мозаика набирается из сравнительно мелких прямоугольной формы камней.

Флорентийские мастера использовали природную красоту рисунка камня для создания картин. Такой способ всемирно признан самым сложным. Тщательный подбор оттенков камня, идеальное соединение швов создают потрясающий колорит флорентийской мозаики. К концу XVI столетия полностью сформировалась флорентийская техника выполнения картин и до наших дней в ней не наблюдается особых изменений. Материалом мозаики могли быть малахит, тигровый глаз, авантюрин, агат и многие другие камни. Применение разнообразных драгоценных и полудрагоценных камней было принято в оформлении мебельных фасадов, столешниц, дверей, каминов, шкатулок. Темой картин могли быть узоры из цветов, фигуры животных, людей, птиц, пейзажи и библейские сюжеты. Во флорентийской мозаике, по своему виду похожей на аппликацию, каждой пластиночке камня придаются контуры изображаемого предмета или соответствующей детали, которые после тщательной подгонки между собой сливаются в единую каменную плоскость.

Художественный эффект основан на тщательном подборе оттенков камня с использованием его естественного рисунка, «щегольства» его обработки и затейливой тонкости работы. Сложность техники не только в том, что из многочисленных распилов камня мозаичисту необходимо подобрать пластинки с соответствующими рисунку теневыми переходами и вырезать из них по контуру детальки сложного рисунка. Значительно важнее отделать швы и стыковки таким образом, чтобы все превратилось в единое полотно. Будто живописец положил тонкие мазки ярких и вечных красок. Зеленый, как бы влажный нефрит; нежно-розовый орлец; медовый сердолик; белоснежный кахолонг; полосатые агаты; сказочно богатые цветом яшмы; интригующий золотистыми искрами авантюрин; чистый как горная вода, хрусталь; загадочный аметист; с отливами павлиньего пера лабрадорит; красный гранат; голубая бирюза; густо-синий, как ночное звездное небо, лазурит; травянисто-зеленый с шелковым отливом малахит и другие ценные твердые камни - вот палитра мозаичиста.

Каменная мозаика как вид монументального искусства достигла особого совершенства в Византии и Италии, где для нее использовались, прежде всего, разнообразные мраморы, которыми так богаты эти страны. В истории этого оригинального искусства, которое стремится сделать камень средством монументальной живописи, не поддающейся разрушительному действию времени, чередовались периоды расцвета и упадка.

Искусство обработки камня вовсе не плод поспешности. Оно бесконечная и суровая радость. К чему торопливо бросаться к работе, если не ощущаешь ее в душе? Лишь тогда стоит браться за работу, когда чувствуешь в себе зародыш творчества. Камнерезное искусство требует всей нашей жизни. Прекрасное возвышает нас и наполняет печалью. Провидец и богат и беден одновременно, он счастлив и подавлен. И столь безгранична радость познания истины.

Наше искусство подобно природе, оно исполнено простоты. Сложность же заложена в нас самих. Всякий камнерез замыкается в своем мире, и это непреложно. Чтобы приблизиться к природе, художник должен сохранить или обрести простоту, иначе, он умрет для искусства.