logo
русская мозаика

Глава 4. Шедевры русской мозаики

4.1. Малахитовая гостиная ..………………………………………..246

4.2. Агатовые комнаты……………………………………………...251

4.3. Янтарный кабинет ……………………………………………..260

4.4. Интерьер Исаакиевского собора………………………………270

4.5. Карта «Индустрия социализма»……………………………….275

4.6. Эрмитажные реликвии…………………………………………305

4.7. Лионский зал……………………………………………………313

4.8. Статуя Фидия………………………………………………….. 318

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...............330

БИБЛИОГРАФИЯ ……………………………………………………… 332

ИЛЛЮСТРАЦИИ…………………………………………………………333

ВВЕДЕНИЕ

В истории человечества немногие материалы имели такое же решающее значение, как камень. Зна­ния и навыки в области обработки камня были мерилом зрелости народа и его богатства. Более того, историография определяет период, называемый камен­ным веком, связывая его начало с обнаружением первых признаков обработки камня. Новые данные доказывают, что такая периодизация имеет, скорее, сим­волический характер, так как там где были залежи камня, обработка его была известно значительно раньше.

Камень, обрабатывающийся вначале самым прими­тивным способом, служил, с одной стороны, для изго­товления инструмента, предназначавшегося для обра­ботки других материалов, например дерева и кости, с другой стороны, - для изготовления ору­жия и даже украшений. Наиболее древние народы, давно исчезнувшие цивилизации оставили наряду с другими следами своей культуры изделия из камня. К таким цивилизациям относятся не только шумеры, ассирийцы, египтяне, этруски или греки, римляне или китайцы, но также и такие, которые давно были бы забыты, если бы они не обрабатывали камень.

Однако нас будет интересовать не просто факт обработки камня как материала, а, прежде всего, его об­работка как вид творчества. Этот вечный и незатухаю­щий огонь, свойственный только человеку, заставляю­щий его упорно искать красоту в форме, этот мощный инстинкт, который приводит человека к искусству, вле­чет его и к камню. Следовательно, мы можем причис­лить камень к материалам, обрабатываемым с целью не только получения полезных вещей, но и создания про­изведений искусства. В этом случае камень всегда использовали как в комбинации с другими материалами, так и в чистом виде. С момента своей обработки камень стал художественным материалом, поэтому его можно отнести наряду с другими материалами, такими, как, например, глина, дерево, железо или драгоценные металлы, к основным изобразительным средствам чело­века.

Когда в отдельных главах этой книги наряду с ис­торией развития техники русской мозаики мы касаемся технологии, или, так сказать, практических указаний по художественной обработке, мы не имеем в виду сделать книгу руководством. Подобно тому, как никого нельзя выучить искусству по инструк­циям, так и не всякий камнерез, руководствуясь лишь рецептами, сможет стать художником и вырезать гемму. Эта работа подчиняется тем же правилам, что и любой другой вид творчества. Точно так же и камнерезное творчество может стать делом всей жиз­ни. Иными словами, познание закономерностей и овла­дение приемами получения различных форм из камня являются уделом лишь наиболее терпеливых и упорных.

Если эта книга породит лишь на миг вдохновение, если она послужит, прежде всего, молодому поколению, одним из стимулов для того, чтобы серьезно задумать­ся о труде, а тех, которые начинают шлифовать камень на планшайбе, возможно, и выведет на до­рогу художественного творчества, то наша задача будет выполнена. Мы, конечно, не предполагаем, что каждый читатель этой книги - камнерез и, тем более, художник. Всем остальным, которые лишь наслаждаются созерца­нием произведений искусства, мы хотим помочь на­учиться отличать прекрасное от дурного, находить кра­соту в работах известных и неизвестных мастеров. Ибо понять удивительную победу человека над материалом таким непослушным, как камень, значит, во многом познать волю, силу и талант человека.

Мы долго размышляли о том, как построить наш рассказ. То ли это должна быть история мозаичного искусства, то ли – перечень приемов с рецептурой. Давно известно, что лучший способ научиться – это наблюдать за работой того, кто это умеет делать. Наблюдение за процессом из-за плеча мастера стоит тысяч слов описания этого процесса, но вся беда в том, что не всегда можно найти такого мастера, поскольку художественная обработка камня не так широко распространена, как она этого заслуживает. Здесь надо заметить, что мастера-камнерезы или же, как их называли с античных времен «lapidary» - умеющие резать, придавать форму и гравировать камни (от гр. слова «lapis» – камень) издавна выделялись среди прочих. Это объяснялось тем, что они знали секреты подвластных их мастерству камней и подобно магам и волшебникам, могли превращать их в любые предметы, хотя эти камни были значительно тверже металлов. В течение тысячелетий искусство обработки камня оставалось под покровом тайны, и только в последние десятилетия началось раскрытие его секретов.

Чтобы не загромождать издание научным аппаратом, который при отсылках в каждом случае использования архивного документа или печатного труда грозил бы превзойти объемом сам текст, авторы сочли возможным отказаться от сносок и примечаний. Для обозначения источниковедческой и литературной базы, на которой данная работа построена, в конце книги приведен свод использованных архивных фондов и дел (последние внутри каждого фонда выстроены в хронологическом порядке), а также библиография, в которую входят издания как непосредственно относящиеся к теме, так и те, из которых черпались общие сведения о мозаичной технике. Обращение к литературным источникам, как правило, сопровождается указанием авторов. Закавыченные тексты, происхождение которых специально не оговаривается, извлечены из архивных документов (орфографические особенности языка этих документов сохранены лишь частично).