4.1. Малахитовая гостинная
Тысячи тонн малахита прошли через руки мастеров-камнерезов, прежде чем разрозненные плиточки слились в великолепные ковры, давшие новую жизнь этому камню. Самый замечательный памятник «малахитового» искусства – знаменитая Малахитовая гостиная Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.
Единственным примером оформления малахитом целого помещения, сохранившимся до наших дней, остается лишь малахитовая гостиная в Зимнем дворце, созданная на волне популярности малахита в 1839 г. Появление ее связано с драматическим событием – большим пожаром Эрмитажа в 1837 году. Зимний дворец был почти уничтожен – остались лишь обгорелые стены, а великолепные барочные интерьеры и фасады авторства Ф. Б. Растрелли, Дж. Кваренги и К. И. Росси были безвозвратно утеряны. Срочно начали восстановительные работы, руководителями которых назначили В. П. Стасова и А. П. Брюллова, которым поручили отделку жилых покоев. малахитовая гостиная, предназначенная для императрицы Александры Федоровны, заняла место сгоревшей Золотой гостиной, которая была отделана серо-фиолетовой яшмой. Работа над созданием гостиной была проведена в сжатые сроки – менее чем через два года все было сделано. Энтузиазм, владевший участниками реконструкции, был поистине огромен – ведь шло восстановление величайшего и всеми любимого памятника русской культуры.
Рождение замысла Малахитовой гостиной запечатлено в многочисленных документах. Явление роскошного зала можно объяснить ссылкой на аналогии. Когда-то Екатерина Великая, довольная обретением кладовых уральских камней, писала во Францию: «…Мы теперь строим не только из мрамора…». Писала она, как многим думается, конечно, не о мраморе, писала она о себе и через камень утверждала свое «я». Этому мы видим множество примеров в истории, хотя бы вспомнить знаменитые Агатовые комнаты Царского Села. Роскошь самоцветов несравнима с мрамором. Строить из самоцветов, как известно, не могли даже Крез и Нерон. Именно поэтому русский император Николай Первый после пожара Зимнего дворца 6 декабря 1837 года распорядился украсить одну из комнат малахитом.
4 января 1838 года министр императорского двора князь Волконский запросил директора Петергофской гранильной фабрики изготовить: «… 8 малахитовых колонн без ложек (каннелюр) и 16 таковых же пилястр и буде могут, то, в какое именно время, и назначенная цена оных…», на что уже через неделю была составлена смета будущих работ. 15 января последовало распоряжение императора Николая 1 сделать работу за полтора года. Уже через месяц были привезены с Урала первые 100 пудов малахита и начата работа над оклейкой первой колонны.
Известны два варианта проекта интерьера, предложенные архитектором А.П. Брюловым. Согласно первому в гостиной должно было быть восемь малахитовых колонн и шестнадцать пилястр, во втором же, претворенным в жизнь, в зале имелось восемь колонн и восемь пилястр, а также два малахитовых камина.
Архитектор А. П. Брюллов черпал вдохновение из прошлого – его увлекали пышные интерьеры римских и греческих вилл, отделанные мрамором, росписью и самоцветами. Радостный историзм Брюллова появился в качестве своеобразного протеста против холодного официоза, насаждавшегося в искусстве с подачи чопорного Николая I. Уникальный вкус, острое чутье, умение искать идеи в исторических примерах восхищали его современников. К сожалению, даже гений Брюллова не мог противостоять высочайшим повелениям, благодаря чему малахитовая гостиная содержит в два раза меньше собственно малахита, чем задумывалось автором. Привозили малахит с Меднорудянского карьера, уникального месторождения, давшего за сто лет существования (с 1813 года) более 1000 тонн малахита. Всего для работ было приобретено около 3,6 тонн малахита (225 пудов), а использовано более 2 тонн. Колонны и пилястры делали 27 камнерезов-мозаичистов Петергофской гранильной фабрики под руководством Ивана Роджерса и Федора Морина. Работа заняла 15 месяцев и стоила казне 130 тысяч рублей. Камины же делались петербургской торгово-промышленной фирмой «Английский магазин. Никольс и Плинке» и обошлись в 44 тысячи рублей.
Исходя из существовавших типов работы с малахитом, художники применили самый сложный и исключительный ход в работе, когда края плотных и крупных пластин малахита обрабатывали на специальных приспособлениях, придающих им волнистый профиль, согласующийся с рисунком самого камня. Соединенные между собой они давали ощущение монолита с прекрасным узором. Этот тип мозаики и известен под названием настоящей «русской мозаики».
Известно, что искусство «малахитового дела» пришло в Россию в первой четверти 19 века из Франции и Италии, где издавна процветало мозаичное ремесло.
Иметь в Европе вещи из малахита было правилом хорошего тона, символом богатства и знаком социального отличия. В начале века Россия везла в Европу сырой малахит, чтобы возвращать его в прекрасных формах прикладного искусства, а спустя пятьдесят лет русские малахитчики, ходившие когда-то в учениках у европейских художников, стали определять и задавать уровень рынка малахитовой роскоши. Ими было создано множество колоссальных вещей дворцового назначения и архитектурно-декоративного убранства помещений, среди которых Малахитовый зал занял первенствующее положение и стал жемчужиной императорского Зимнего дворца.
Уникальность этой работы заключалась еще и в том, что она была сделана в немыслимо короткие сроки ценой огромного напряжений творческого труда камнерезов-мозаичистов. Ее каменная декорация изящна и камерна. На беломраморных пьедесталах у продольных стен зала возвышаются парами малахитовые колонны, поддерживающие вызолоченный лепной потолок. Посреди торцовых стен, друг против друга, разместились обрамленные зелеными лентами пилястр малахитовые камины. Центр композиции зала – стоящая на поперечной оси в широком проеме между окнами большая малахитовая ваза с аморфовидным гофрированным туловом, с длинной изящной горловиной, с удлиненными строгого рисунка поднимающимися над венчиком малахитовыми ручками. В геометрическом центре богатого рисунком паркета зала стоит роскошная цветочница – плоская малахитовая чаша на высоких, одетых золоченой бронзой малахитовых ножках-балясинах…
Современники, покоренные необычной красотой зала, писали: «… Богатая Сибирь заменила свою же яшму своим же золотом и малахитом, который по нашему мнению, роскошнее и красивее яшмы…».
До сих пор Малахитовая гостиная является национальной гордостью России. Яркая, мажорная цветовая гамма гостиной возвращает нас во времена богатых пиршественных залов античности, которые и послужили Брюллову прототипами. Симметричная планировка отвечает принципам позднего классицизма – в проходном помещении прямоугольной формы шесть золоченых, богато декорированных дверей и высокие арочные окна. Пол покрыт узорчатым паркетом из ценных пород дерева зеленоватого оттенка, красиво оттеняющим белые стены из искусственного мрамора со скромной росписью. Друг напротив друга расположены два камина из густо-зеленого малахита, а висящие над ними огромные прямоугольные зеркала в позолоченных рамах зрительно расширяют пространство. Вдоль стен вздымается по 8 многометровых малахитовых колонн и пилястров, стоящих на белокаменных, украшенных золоченой бронзой пьедесталах, и увенчанных пышными бронзовыми капителями. В зале стоят два массивных малахитовых торшера по 70 рожков каждый, на изготовление которых ушло 2 года, а также малахитовые вазы, подсвечники, столы.… В центре комнаты стоит большая ваза, походящая на античный ритуальный светильник – это единственная уцелевшая вещь из Золотой гостиной. Позолота в зале повсюду – каждая бронзовая или деревянная деталь переливается золотым блеском, не говоря уж о сводчатом потолке, где рельефные раззолоченные узоры полностью доминируют над белым фоном. Именно соединение воедино зелени малахита и позолоты делает зал утонченно-величественным. Темно-малиновые драпировки окон и мебели удачно оттеняют зелено-золотую гамму, не давая интерьеру «застыть» мертвой картинкой, делая его живым и нарядным. В целом, гостиная имеет парадный, праздничный вид, поражавший роскошью даже современников.
Сегодня Малахитовая гостиная открыта для публики – помещение, мебель и отделка находятся в прекрасном состоянии. Ничто не отразилось на облике малахитовых ваз и колонн – их блестящая, «пропорциональная» красота кажется вечной, как и чудесный зеленый камень, возраст образования которого гораздо больше, чем срок жизни любой самой великой страны. Малахитовая гостиная и по сей день – одна из жемчужин Эрмитажа. Действительно, все наиболее совершенное, когда- либо созданное из малахита в мировой художественной культуре, принадлежит середине 19 века, а самые грандиозные малахитовые изделия выполнены из уральского камня в России русскими художниками-камнерезами.
- Л.Т. Жукова, в. П. Ерцев русская мозаика
- Оглавление
- Глава 1. История русской мозаики
- Глава 2. Материалы русской мозаики
- Глава 3. Технологический процесс создания русской мозаики
- Глава 4. Шедевры русской мозаики
- Глава 1. История русской мозаики
- Становление камнерезного искусства
- Виды мозаичной техники
- 1.3. Мозаика в камнерезном искусстве
- Дизайн природного камня
- Глава 2. Материалы русской мозаики
- 2.1. Принципы создания русской мозаик
- Камни - самоцветы русской мозаики
- Малахит
- 2.4. Лазурит
- 2.5 Яшма
- 2.6. Бирюза
- 2.8. Вопросы выбора материала
- Глава 3. Технологический процесс создания русской мозаики
- 3.1. Техника русской мозаики
- 3.2. Технологический процесс
- Формообразование русской мозаики
- 3.4. Фактурообразование русской мозаики
- 3.5. Цветообразование русской мозаики
- 3.6. Проблема материала и художественной технологии изготовления русской мозаики
- 3.6. Традиции русской мозаики
- 3.8. Обобщенный взгляд на процесс изготовления мозаики
- Глава 4. Шедевры русской мозаики
- 4.1. Малахитовая гостинная
- 4.2. Агатовый кабинет
- 3.3. Янтарная комната
- 4.4. Исаакиевский собор
- 4.5. Карта «индустрия социализма»
- 4.6. Эрмитажные реликвии
- 4.7. Лионский зал
- 4.8. Статуя зевса