3.8. Обобщенный взгляд на процесс изготовления мозаики
До тех пор, пока вы не приобрели некоторый опыт, ограничивайте себя простыми композициями. Для начала обратитесь к природе. Много прелестных работ можно сделать с цветами, листьями, простыми пейзажами или стилизованными фигурками птиц и животных. Каждая деталь рисунка должна быть вырезана точно по контуру, поэтому избегайте в пластинах сложных и крутых изгибов, сопряжение которых с соседними пластинами будет представлять серьезную проблему. Преимущества простых композиций станут вам понятны, когда подойдет время вырезать из пластин детали мозаики.
При выборе любой композиции большое значение имеют цвет и его интенсивность. Так, пластины, имеющие темные оттенки цвета, подходят для изображения теней на портрете. В лучших работах итальянской школы для лепестков цветов, например, редко использовался ровно окрашенный камень. Мастера старались вырезать лепестки из такой части камня, чтобы на них как бы была видна тень от другого лепестка. Такие лепестки в мозаике выглядят четко и реалистично и не сливаются друг с другом. Этот прием используется и в отношении листьев для изображения тени, которая в природе обычно видна на одной стороне листа. Пластины с пятнами, дендритами, полосами и другими четкими и характерными деталями наталкивают мастера на композиции, где такие детали могут быть использованы специально.
Остановившись на определенной композиции (желательно, чтобы ее размер для начала не превышал 7-10 см), ее делят на детали так, чтобы каждая из них могла быть сделана из одной пластины. Рисунок с помощью копировальной бумаги переводят на чистый лист. Оригиналом руководствуются при наборе мозаики, а переведенная на бумагу копия разрезается на отдельные детали. Старайтесь, чтобы контуры деталей, которые будут вырезаться из пластин, были по возможности простыми. Избегайте зигзагов и волнистости. Вырезанные из бумаги детали мозаики наклейте на выбранные пластины с помощью водостойкого клея. Позднее, когда пластина уже будет обрезана по контуру наклеенной на нее детали, бумагу можно будет соскоблить лезвием бритвы.
Детали мозаики вырезаются из пластин по контуру с помощью подрезной пилы, при этом припуск должен быть не менее 1,5 мм. Следите, чтобы не было скалывания. Если оно все-таки случается, значит вы пилите слишком близко к контуру. Вогнутые кривые линии грубо формуют путем многочисленных распилов по направлению к краю детали и последующего отламывания пластинок между этими распилами. На обдирочных кругах, применяемых для изготовления кабошонов, а еще лучше на небольшом обдирочном круге, закрепленном в шпинделе станка для резьбы по камню, стачивают все края деталей точно по линиям контура, стараясь боковую поверхность деталей шлифовать так, чтобы она составляла прямой угол с поверхностью пластины. Следите, чтобы все округлые контуры были без изломов, а все прямые стороны детали действительно прямыми. Используйте для этого боковую поверхность обдирочного круга или планшайбу. Чем лучше будут обработаны края деталей мозаики, тем плотнее можно будет подогнать их друг к другу и тем совершеннее будет готовая работа. При обдирке или доводке краев будьте осторожны, поскольку сколы краев могут доставить вам много хлопот, когда подойдет время шлифовать поверхность мозаики.
После выбора рисунка нанесите его на основание, либо перерисовав, либо переведя с помощью копировальной бумаги. Разноцветные кусочки камня разложите по отдельным коробкам и держите под рукой. Теперь замесите немного цемента или известкового раствора и нанесите их на небольшую площадку рисунка, имеющую какой-нибудь один цвет. Укладывайте кусочки на цемент, оставляя между ними промежутки около 1,5 мм. Когда результат вас удовлетворит, приготовьте еще немного цемента и нанесите его на другую небольшую площадку. При такой технологии работа выполняется поэтапно и может быть прервана в любой момент без излишних затрат цемента или необходимости выбивания его по причине преждевременного затвердения. Старайтесь не метаться по всему основанию, а начинайте работу с небольшой площадки вблизи центра и продвигайтесь по направлению к краям. Если применялся портландцемент, то на завершенную мозаику сразу же положите влажную тряпку.
Если вы делаете небольшую по размеру мозаику, то можно слоем цемента покрыть сразу все основание и тотчас же уложить на него кусочки камней. В этом случае нет необходимости специально делать из цемента основание и ждать, когда оно затвердеет. Кусочки можно класть сразу на незатвердевший цемент, поскольку от небольшой мозаики не требуется большой прочности, которая необходима в случае мозаик больших размеров.
Набирают мозаику на стеклянной пластине или на плоской пластине из камня типа грифельной доски из сланца. Чтобы исключить возможность прилипания клея к стеклу или сланцу, положите на них кусок кальки и уже на нее выкладывайте детали мозаики. Держите под рукой оригинал риунка, чтобы сверять с ним набираемую композицию, особенно если рисунок сложный. Все детали подгоняйте плотно. Если между ними образуется заметный зазор, подумайте, нельзя ли убрать его путем небольшой перешлифовки какой-либо детали. Иногда это можно сделать, но в других случаях нельзя, ибо это только усугубит дефект. Затем из металлических полосок сделайте для мозаики обрамление, закрепив их прибитыми к столу деревянными планками. Детали мозаики не должны сдвигаться в процессе заливки подложки.
При укладке кусочков камня на цемент, вообще говоря, не следует пытаться вдавливать их так глубоко, чтобы цемент поднимался до верхнего уровня камней. Пространство между камнями оставляют умышленно, чтобы потом залить его цементным раствором. Такой раствор обладает достаточной текучестью и легко проходит или вдавливается в узкие промежутки между камнями. Раствором заливают всю поверхность мозаики и вдавливают его в промежутки шпателем. Затем остаток соскребают и самым тщательным образом протирают мозаику тряпкой. Если для мозаики использовались плоские и гладкие камни, этот прием дает удовлетворительные результаты, но, если поверхность камней была неровной, на них останется слишком много раствора, как бы вы тщательно их не очищали, и поверхность приобретет тусклый в грязный вид. В таких случаях для заполнения промежутков между камнями лучше пользоваться свернутым из кальки в форме воронки фунтиком с отверстием 1,5-3,0 мм. Положите в фунтик несколько столовых ложек цементного раствора, загните края внутрь, чтобы цемент не вытек, и выдавливайте раствор в щели между камнями.
Если использовался портландцемент, то камни могут быть очищены с помощью слабого раствора соляной кислоты и небольшой кисти. А вот очистить камни от заливочных растворов на основе битумных материалов, поливинилового клея или других материалов совсем не легко. Поэтому, чтобы предотвратить загрязнение мозаики, необходимо прежде всего очень аккуратно заполнять ими промежутки. Если же мозаику предполагается целиком шлифовать и полировать, то огрехам заливки можно не уделять много внимания.
Вполне удовлетворительные основания. или подложки, делают тем же способом, который описан для обычной мозаики, используя те же материалы. Разница состоит в том, что в этом случае подложки непосредственно накладывают на интарсию, а не вдавливают кусочки камня в подложку, как при создании мозаики. Если используются эпоксидные смолы, то необходимо тщательно очистить от жира все детали. Некоторые мастера, чтобы усилить соединение пластинок с подложкой, на деталях мозаики делают с помощью подрезной пилы насечки. Получающееся при этом рифление способствует более прочному сцеплению элементов мозаики с подложкой.
Когда подложка в достаточной мере затвердеет, поверхность мозаики шлифуется на планшайбе с применением свободного абразива и полируется. Если подложка сделана из масонита или другого тонкого материала, старайтесь в процессе шлифования интарсию не изгибать.
- Л.Т. Жукова, в. П. Ерцев русская мозаика
- Оглавление
- Глава 1. История русской мозаики
- Глава 2. Материалы русской мозаики
- Глава 3. Технологический процесс создания русской мозаики
- Глава 4. Шедевры русской мозаики
- Глава 1. История русской мозаики
- Становление камнерезного искусства
- Виды мозаичной техники
- 1.3. Мозаика в камнерезном искусстве
- Дизайн природного камня
- Глава 2. Материалы русской мозаики
- 2.1. Принципы создания русской мозаик
- Камни - самоцветы русской мозаики
- Малахит
- 2.4. Лазурит
- 2.5 Яшма
- 2.6. Бирюза
- 2.8. Вопросы выбора материала
- Глава 3. Технологический процесс создания русской мозаики
- 3.1. Техника русской мозаики
- 3.2. Технологический процесс
- Формообразование русской мозаики
- 3.4. Фактурообразование русской мозаики
- 3.5. Цветообразование русской мозаики
- 3.6. Проблема материала и художественной технологии изготовления русской мозаики
- 3.6. Традиции русской мозаики
- 3.8. Обобщенный взгляд на процесс изготовления мозаики
- Глава 4. Шедевры русской мозаики
- 4.1. Малахитовая гостинная
- 4.2. Агатовый кабинет
- 3.3. Янтарная комната
- 4.4. Исаакиевский собор
- 4.5. Карта «индустрия социализма»
- 4.6. Эрмитажные реликвии
- 4.7. Лионский зал
- 4.8. Статуя зевса