logo
русская мозаика

3.8. Обобщенный взгляд на процесс изготовления мозаики

До тех пор, пока вы не приобрели не­который опыт, ограничивайте себя прос­тыми композициями. Для начала обратитесь к при­роде. Много прелестных работ можно сде­лать с цветами, листьями, простыми пейзажами или стилизованными фигурками птиц и животных. Каждая деталь рисунка должна быть вырезана точно по контуру, поэтому избегайте в пластинах сложных и крутых изгибов, сопряжение которых с со­седними пластинами будет представлять серьезную проблему. Преимущества простых композиций станут вам понятны, когда подойдет время вырезать из пластин детали мозаики.

При выборе любой композиции боль­шое значение имеют цвет и его интенсив­ность. Так, пластины, имеющие темные оттенки цвета, подходят для изображения теней на портрете. В лучших работах ита­льянской школы для лепестков цветов, на­пример, редко использовался ровно окрашенный камень. Мастера старались выре­зать лепестки из такой части камня, чтобы на них как бы была видна тень от другого лепестка. Такие лепестки в мозаике выгля­дят четко и реалистично и не сливаются друг с другом. Этот прием используется и в отношении листьев для изображения тени, которая в природе обычно видна на одной стороне листа. Пластины с пятнами, дендритами, полосами и другими четкими и характерными деталями наталкивают мас­тера на композиции, где такие детали мо­гут быть использованы специально.

Остановившись на определенной компози­ции (желательно, чтобы ее размер для на­чала не превышал 7-10 см), ее делят на детали так, чтобы каждая из них могла быть сделана из одной пластины. Рисунок с помощью копировальной бумаги перево­дят на чистый лист. Оригиналом руководст­вуются при наборе мозаики, а переведенная на бумагу копия разрезается на отдельные детали. Старайтесь, чтобы контуры дета­лей, которые будут вырезаться из пластин, были по возможности простыми. Избегай­те зигзагов и волнистости. Вырезанные из бумаги детали мозаики наклейте на выбранные пластины с помощью водостой­кого клея. Позднее, когда пластина уже будет обрезана по контуру наклеенной на нее детали, бумагу можно будет соскоб­лить лезвием бритвы.

Детали мозаики вырезаются из пластин по контуру с помощью подрезной пилы, при этом припуск должен быть не менее 1,5 мм. Следите, чтобы не было скалывания. Если оно все-таки случается, значит вы пилите слишком близко к контуру. Вогнутые кри­вые линии грубо формуют путем много­численных распилов по направлению к краю детали и последующего отламывания пластинок между этими распилами. На обдирочных кругах, применяемых для из­готовления кабошонов, а еще лучше на небольшом обдирочном круге, закреплен­ном в шпинделе станка для резьбы по камню, стачивают все края деталей точно по линиям контура, стараясь боковую по­верхность деталей шлифовать так, чтобы она составляла прямой угол с поверхно­стью пластины. Следите, чтобы все округ­лые контуры были без изломов, а все пря­мые стороны детали действительно пря­мыми. Используйте для этого боковую по­верхность обдирочного круга или планшай­бу. Чем лучше будут обработаны края де­талей мозаики, тем плотнее можно будет подогнать их друг к другу и тем совершен­нее будет готовая работа. При обдирке или доводке краев будьте осторожны, посколь­ку сколы краев могут доставить вам много хлопот, когда подойдет время шлифовать поверхность мозаики.

После выбора рисунка нанесите его на основание, либо перерисовав, либо пере­ведя с помощью копировальной бумаги. Разноцветные кусочки камня разложите по отдельным коробкам и держите под рукой. Теперь замесите немного цемента или из­весткового раствора и нанесите их на не­большую площадку рисунка, имеющую какой-нибудь один цвет. Укладывайте ку­сочки на цемент, оставляя между ними промежутки около 1,5 мм. Когда результат вас удовлетворит, приготовьте еще немно­го цемента и нанесите его на другую не­большую площадку. При такой технологии работа выполняется поэтапно и может быть прервана в любой момент без излиш­них затрат цемента или необходимости вы­бивания его по причине преждевременного затвердения. Старайтесь не метаться по всему основанию, а начинайте работу с небольшой площадки вблизи центра и про­двигайтесь по направлению к краям. Если применялся портландцемент, то на завер­шенную мозаику сразу же положите влаж­ную тряпку.

Если вы делаете небольшую по размеру мозаику, то можно слоем цемента покрыть сразу все основание и тотчас же уложить на него кусочки камней. В этом случае нет необходимости специально делать из цемента основание и ждать, когда оно за­твердеет. Кусочки можно класть сразу на незатвердевший цемент, поскольку от не­большой мозаики не требуется большой прочности, которая необходима в случае мозаик больших размеров.

Набирают мозаику на стеклянной пластине или на плоской пластине из камня типа грифельной доски из сланца. Чтобы ис­ключить возможность прилипания клея к стеклу или сланцу, положите на них кусок кальки и уже на нее выкладывайте детали мозаики. Держите под рукой оригинал ри­унка, чтобы сверять с ним набираемую композицию, особенно если рисунок слож­ный. Все детали подгоняйте плотно. Если между ними образуется заметный зазор, подумайте, нельзя ли убрать его путем небольшой перешлифовки какой-либо детали. Иногда это можно сделать, но в других случаях нельзя, ибо это только усу­губит дефект. Затем из металлических полосок сделайте для мозаики обрамление, закрепив их прибитыми к столу деревян­ными планками. Детали мозаики не долж­ны сдвигаться в процессе заливки под­ложки.

При укладке кусочков камня на цемент, вообще говоря, не следует пытаться вдав­ливать их так глубоко, чтобы цемент под­нимался до верхнего уровня камней. Про­странство между камнями оставляют умышленно, чтобы потом залить его це­ментным раствором. Такой раствор обла­дает достаточной текучестью и легко про­ходит или вдавливается в узкие промежут­ки между камнями. Раствором заливают всю поверхность мозаики и вдавливают его в промежутки шпателем. Затем остаток соскребают и самым тщательным образом протирают мозаику тряпкой. Если для мо­заики использовались плоские и гладкие камни, этот прием дает удовлетворитель­ные результаты, но, если поверхность кам­ней была неровной, на них останется слиш­ком много раствора, как бы вы тщательно их не очищали, и поверхность приобретет тусклый в грязный вид. В таких случаях для заполнения промежутков между камнями лучше пользоваться свернутым из кальки в форме воронки фунтиком с отверстием 1,5-3,0 мм. Положите в фунтик несколько столовых ложек цементного раствора, за­гните края внутрь, чтобы цемент не вытек, и выдавливайте раствор в щели между камнями.

Если использовался портландцемент, то камни могут быть очищены с помощью слабого раствора соляной кислоты и не­большой кисти. А вот очистить камни от заливочных растворов на основе битумных материалов, поливинилового клея или дру­гих материалов совсем не легко. Поэтому, чтобы предотвратить загрязнение мозаики, необходимо прежде всего очень аккуратно заполнять ими промежутки. Если же мо­заику предполагается целиком шлифовать и полировать, то огрехам заливки можно не уделять много внимания.

Вполне удовлетворительные основания. или подложки, делают тем же способом, который описан для обычной мозаики, используя те же материалы. Разница со­стоит в том, что в этом случае подложки непосредственно накладывают на интар­сию, а не вдавливают кусочки камня в подложку, как при создании мозаики. Если используются эпоксидные смолы, то необ­ходимо тщательно очистить от жира все детали. Некоторые мастера, чтобы усилить соединение пластинок с подложкой, на де­талях мозаики делают с помощью под­резной пилы насечки. Получающееся при этом рифление способствует более проч­ному сцеплению элементов мозаики с под­ложкой.

Когда подложка в достаточной мере за­твердеет, поверхность мозаики шлифуется на планшайбе с применением свободного абразива и полируется. Если подложка сделана из масонита или другого тонкого материала, старайтесь в процессе шлифования интарсию не изги­бать.