4.4. Исаакиевский собор
Можно ли еще рассказать о самых выдающихся произведениях камнерезного искусства, где русская мозаика раскрыта во всем великолепии? Тогда надо говорить о знаменитом соборе Санкт Петербурга – Исаакиевском. В мире нет другой такой симфонии зелёного цвета.
О рождении замысла малахитовых колонн в алтаре Исаакия нам ничего не известно. Появился ли он в 30-х годах или возник в 1843 году, когда из Петербурга в Нижний Тагил последовали первые распоряжения о добыче, сортировке и поставке малахита Исаакию? Не знаем, исходила ли эта идея от Демидова, рождена ли она фантазией Монферрана или подсказана сверху. Интерес Демидова к этому предприятию понять не трудно: за два года он продаёт почти полторы тысячи пудов малахита и зарабатывает миллион ассигнациями - великолепная сделка. Интерес Монферрана - это всегда свойственная большому художнику жадность до новых и необычных материалов. Сложнее определить интерес к этому делу императорского двора.
Иным открывается малахит в мозаике Исаакиевского собора. Украшая грандиозный трёхъярусный иконостас собора, доминируя над всеми красками его декора, камень звучит здесь мощным крещендо. Восемь трёхчетвертных колонн, представляющих самый пышный, коринфский, архитектурный ордер, и пара таких же крупных пилястр одеты здесь малахитом. Всё, сделанное ранее, меркнет перед этими мощными малахитовыми столпами. Да и в самом соборе словно не они обрамляют пышное великолепие иконостаса, а наоборот — блеск смальты, сочные яркие краски мозаик, золото, строгие цвета мраморов, густая синева лазурита как бы стелятся пышным ковром пред малахитовыми стволами. Зелёными сполохами разбегаются краски малахита по всему иконостасу. Малахитовые филёнки украшают цоколь, красиво выделяясь на фоне коричневого с белыми прожилками мрамора; зелёные вставки видны на белом мраморе малых иконостасов, в пролётах арок и царских врат, южных и северных дверей, в архивольтах над царскими вратами.
Именно в его интерьерах О. Монферран применил малахит для облицовки колонн в иконостасе Исаакиевского собора в Петербурге. На 8 колонн высотой 9,7 метров, диаметром 0,43 метра, ушло около 20 тонн малахита, по другим источникам 2258 пудов.
«Своим размещением, - писали современники, - придавая особенный, торжественный вид огромной стене большого иконостаса, малахитовые колонны громадностью своею и приятным для глаза зеленым цветом поражают зрителя, а по своему богатству не имеют себе равных, и даже подобных, в целом свете».
Это очень любопытные факты. Хочу обратить твое внимание на одну деталь. О. Монферраном были подготовлены «Условия на оклейку малахитом колонн», в которых оговаривалась прочность работы. Процитирую это место: «„4. Малахит наклеивать на бронзовые тамбуры посредством горячей мастики, прочность которой равно как и прочность работы остается на ответственности подрядившегося" На этот параграф сохранилось примечание:„Касательно ответственности должно быть определено и время, в течение коего, от соединения тамбуров на стержни колонн и пилястр, имеет оставаться прочность мастики на страх подрядившегося. Самое время, сколь бы примерно оно взято ни было, ни в коем случае прочность мастики контролировать не может, потому что обстоятельство это разрешает одна только цель назначения колонн и пилястр, следовательно та температура, в которой полагаемо будут находиться колонны и пилястры. Допуская, что при многочисленном стечении народа в храме и возжжении всех свечей и топке немалого числа печей, уповательно железных, может произойти, особенно вверху храма, жар до 50 градусов; то очевидно, что в сем случае обыкновенная мастика, в состав которой входит воск, самая непрочная, потому что на сорока уже градусах теплоты скрепляемый предмет ослабевает. А потому не признает ли Комиссия полезнейшим определительно постановить, что если прочность мастики перед доставлением на место колонн и пилястр выдержит при испытании до семидесяти градусов жара, то после этого подрядившийся, по принятии от него колонн и пилястр, потому уважению, что означенная степень теплоты в отношении к температуре в храме, едва в половину всего достичь когда-либо могущей, есть самая высокая". От Комиссии на это было замечено:„Это справедливо. Постановляем правилом испытать один или несколько тамбуров до поставления на место посредством жара до 30° по Реомюру и по постановлении на месте наблюдать в течение одного года"
В давние времена уважительно относились как к работе, так и к сохранению всех документов. Существует описание такого испытания от 2 сентября 1848 года. Совершается последняя процедура приемки, оговоренная условиями контракта: „2 сентября в час пополудни в присутствии главного архитектора, начальника контроля и Роберта Коху произведен был опыт в слесарной мастерской при строении собора. Противу разведенного в горне огня поставлена была на козельках медная доска, оклеенная малахитом, и при ней в одном и том же расстоянии термометр. Доска эта оставалась целой час перед огнем, доведенным от 30 до 35 градусов по Реомюру, и не оказалось никакого разъединения в кусках малахита и мастика сохранила всю свою внутреннюю силу. Опыт сей доказывает, что колонны и пилястры Исаакиевского собора могут выносить сказанную степень жара, не быв повреждены".
В 1851 году на Всемирную промышленную выставку в Лондон от фабрики П.Н. Демидова, которому принадлежали малахитовые месторождения, был представлен «Малахитовый кабинет» из 86 предметов облицованных малахитом. Кабинет был признан «самым достопамятным и необыкновенным явлением в истории промышленности».
Разнообразные подарки из малахита поступали из России в Европу, где его называли русским камнем. Примером тому служит богатая коллекция изделий из малахита в Версальском и других дворцах Парижа, где находятся подарки Александра I - стол, канделябр и ваза. В Ватикане Сикстинскую капеллу также украшают канделябры из уральского малахита. Есть еще один пример, когда за малахитовые изделия, полученные в 1851 году папой римским, Ватикан уступил России несколько акров земли на Палатинском холме. На этом расцвет мозаичного искусства малахита обрывается. Драма малахита в том, что камень вышел из моды.
Цоколь главного иконостаса облицован ценными сортами поделочного камня: нижняя часть покрыта черным сланцем (аспидом), карниз из красного шокшинского порфира, филенки из темно-красного тивдийского мрамора. Филенки обрамляют бронзовые доски, оклеенные малахитом, такие же доски, расставленные под иконами, облицованы сиенским мрамором. Пьедесталы колонн, стоящих у царских врат, отделаны темно-красным тивдийским мрамором, взятым в малахитовые бордюры, украшены лазуритом, обрамленным в золоченую бронзу.
Облицовка цоколя, за исключением малахитовых мозаик, сделана под наблюдением мастера Дершау и обошлась казне в 50000 руб. серебром Главная ценность каменного убранства иконостаса — малахитовые трехчетвертные колонны и колонны несколько меньшего размера, облицованные лазуритом. Малахитовые столпы представляют собой пустотелые чугунные цилиндры, утвержденные на гранитных основаниях и врезанные в кирпичную кладку иконостаса. На чугун надета медная наружная оболочка, на которую наклеены тонкие пластинки малахита. Толщина пластинок малахита 3,81 мм (1,5 линии). По углам иконостаса установлены два прямоугольных угловых пилястра. На колонны и пилястры высотой 9,4 м и диаметром (колонн) 0,78 м было израсходовано 15 т малахита (897 пудов 27 1/2 фунтов по цене 175 руб. серебром, что составило сумму 157095 руб. 31 коп.). Стоимость колонн и пилястр с их чугунными цилиндрами, медными „тамбурами", малахитом и мозаичной работой обошлась в 353418 руб. 55 коп. серебром. Мозаичные работы выполнялись промышленно-торговой фирмой „Английский магазин. Никольс и Плинке" под наблюдением мастера Карла Тигелынтейна (Тегельстена). Восемь баз и капителей коринфского ордера к колоннам и две пары к пилястрам отлиты из бронзы и вызолочены „через огонь" Шрейбером и стоили 29500 руб. «Своим размещением, — писали современники, — придавая особенный, торжественный вид огромной стене большого иконостаса, малахитовые колонны громадностию своею и приятным для глаза зеленым цветом поражают зрителя, а по своему богатству не имеют себе равных, и даже подобных, в целом свете». Главный и малые иконостасы украшены малахитовыми вставками. Их 178. На мозаику вставок затрачено 344 пуда 22 фунта малахита. Оклейка их, выполненная мастерами „Английского магазина", стоила 18000 руб. серебром
Воздействие «силового поля» малахита бывает настолько сильно, что все благородные материалы, применённые в отделке малахитовых ансамблей, воспринимаются всего лишь драгоценными оправами этого камня.
Взгляни на этот ожидаемый факт с точки зрения коммерции, каменного рынка. Пока собор в лесах, малахит оправляют в золото и платину, им украшают парюры, его осыпают бриллиантами и изумрудами. А завтра, когда он предстанет огромными колоннами, он превратится в облицовочный, пусть и роскошный, но всего-навсего облицовочный камень. Так и произошло. Исаакиевские столпы возвысили малахит в истории камня, но низложили его с аристократического рынка. Вчерашний потребитель малахита - высший свет, аристократия - отступился от него в пользу третьесословного рынка.
- Л.Т. Жукова, в. П. Ерцев русская мозаика
- Оглавление
- Глава 1. История русской мозаики
- Глава 2. Материалы русской мозаики
- Глава 3. Технологический процесс создания русской мозаики
- Глава 4. Шедевры русской мозаики
- Глава 1. История русской мозаики
- Становление камнерезного искусства
- Виды мозаичной техники
- 1.3. Мозаика в камнерезном искусстве
- Дизайн природного камня
- Глава 2. Материалы русской мозаики
- 2.1. Принципы создания русской мозаик
- Камни - самоцветы русской мозаики
- Малахит
- 2.4. Лазурит
- 2.5 Яшма
- 2.6. Бирюза
- 2.8. Вопросы выбора материала
- Глава 3. Технологический процесс создания русской мозаики
- 3.1. Техника русской мозаики
- 3.2. Технологический процесс
- Формообразование русской мозаики
- 3.4. Фактурообразование русской мозаики
- 3.5. Цветообразование русской мозаики
- 3.6. Проблема материала и художественной технологии изготовления русской мозаики
- 3.6. Традиции русской мозаики
- 3.8. Обобщенный взгляд на процесс изготовления мозаики
- Глава 4. Шедевры русской мозаики
- 4.1. Малахитовая гостинная
- 4.2. Агатовый кабинет
- 3.3. Янтарная комната
- 4.4. Исаакиевский собор
- 4.5. Карта «индустрия социализма»
- 4.6. Эрмитажные реликвии
- 4.7. Лионский зал
- 4.8. Статуя зевса