Введение
Актуальность темы дипломной работы. Крупномасштабная топографическая съемка является самым массовым и востребованным видом работ в составе инженерно-геодезических изысканий, обновлении топографических карт и планов, составлении генеральных планов и рабочих чертежей, планировании и проектировании ландшафтного дизайна и решении вопросов вертикальной планировки. Несмотря на быстрое развитие методов дистанционного зондирования с космических аппаратов, аэрофотосъемка остается одним из основных способов создания и обновления крупномасштабных карт и планов. Наряду с традиционными методами аэрофотосъемки все более востребованной становится съемка с помощью беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Получаемые в результате беспилотной аэрофотосъемки цифровые ортофотопланы с наполнением векторными данными и привязкой к внешним базам данных используются как конечный продукт в геоинформационных системах (ГИС), так и как плановая основа для создания цифровых топографических планов и карт. В последнем случае к геометрической точности отображения элементов местности на ортофотоснимках предъявляются достаточно высокие требования, определяемые действующими нормативными документами [1,2].
Результаты выполненных экспериментальных исследований и практических работ показали, что аэрофотосъемка с БПЛА может с успехом заменить традиционную аэрофотосъемку и наземные методы сбора пространственных данных с целью создания и обновления топографических и кадастровых планов крупных масштабов [3, 4, 5].
В связи с этим определенный практический интерес представляет экспериментальная проверка геометрической точности ортофотоплана и цифровой модели местности (ЦММ), созданных по материалам аэросъемки выполненной с использованием БПЛА «Геоскан 101». Этим объясняется актуальность выбранной темы дипломной работы.
Цель работы: исследование точности ортофотоплана и ЦММ, созданных по материалам аэрофотосъемки с использованием беспилотного аэрофотосъемочного комплекса «Геоскан 101» и специализированного программного обеспечения (ПО) «Agisoft PhotoScan» при инженерных изысканиях автодороги «Сосново–Дедушкино» Чайковского района Пермского края.
Задачи, поставленные в дипломной работе:
выполнить обзор литературных источников по теме дипломной работы;
выполнить измерения координат контрольных точек на ортофотопланах и цифровой модели местности автодороги «Сосново – Дедушкино» в программном комплексе ENVI;
выполнить преобразование исходной ЦММ в матрицу высот и разбивку этой матрицы на части размером 1000×1000 в программе Surfer 8.0;
выполнить вычисление ошибок ЦМР;
выполнить статистическую обработку полученных экспериментальных данных;
составить смету затрат на создание ортофотоснимков автодороги «Сосново-Дедушкино» с использованием беспилотного аэрофотосъемочного комплекса «Геоскан 101» и специализированного ПО «Agisoft PhotoScan»;
выполнить анализ безопасности оператора при проведении камеральных работ с помощью ПВМ и организации интерьера помещения для проведения камеральных работ;
Исходные материалы для выполнения работы:
литературные источники по теме дипломной работы;
ортофотоплан территории объекта в формате jpg с файлом привязки в формате txt;
матрица высот в формате txt;
каталог координат опознаков;
каталог координат съемочных точек.
Используемые программные средства:
ENVI для измерения координат контрольных точек;
Surfer 8.0 для преобразования ЦМР;
библиотека численного анализа ВЦ МГУ для интерполяции;
SSP для статической обработки данных;
Microsoft Word для оформления дипломной работы.
Краткое содержание работы
В первом разделе рассмотрено современное состояние топографической аэросъемки с использованием беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
Второй раздел работы посвящен технологии создания топографических планов по материалам аэросъемки с БПЛА «Геоскан».
В третьем разделе выполнено исследование точности ортофотоплана и ЦММ, созданных по материалам аэросъемки с БПЛА автодороги «Сосново – Дедушкино» Чайковского района Пермского края.
В четвертом разделе работы составлена смета затрат для создания ортофотоснимков автодороги «Сосново – Дедушкино» с использованием беспилотного аэрофотосъемочного комплекса «Геоскан 101» и специализированного ПО « Agisoft PhotoScan».
В пятом разделе работы рассмотрены вопросы безопасности жизнедеятельности.
В заключении сформулированы выводы и рекомендации по результатам выполненных исследований.
Общий объем работы составляет 137 страниц, в том числе 42 страницы приложений. Список использованных источников включает 25 наименований.
Работа выполнена на кафедре МДГ и ГИС Пермского национального исследовательского политехнического университета.
- Содержание
- Введение
- 1 Обзор современного состояния топографической аэросъемки с использованием бпла
- 1.1 Определение бпла, разновидности и основные характеристики
- 1.2 Бпла различных отечественных и зарубежных производителей
- 1.2.1 Беспилотный вертолет промышленного назначения Scout b1–100
- 1.2.2 Беспилотный летательный аппарат Trimble Gatewing x100
- 1.2.3 Аэрофотосъемочные комплексы Геоскан
- 1.2.3.1 Geoscan 200
- 1.2.3.2 Geoscan 401
- 1.2.3.3 Беспилотный аэрофотосъемочный комплекс GeoScan 101
- 1.3 Практический опыт использования беспилотных летательных аппаратов для проведения аэрофотосъемки
- 1.3.1. Аэрофотосъемка города Томск
- 1.3.2 Опыт применения технологии аэрофотосъёмочных работ с беспилотных летательных аппаратов в горном деле
- 1.3.3 Образовательные проекты
- 1.4 Точность геодезических работ при их выполнении с помощью бпла
- 1.5 Выводы по главе
- 2 Технология создания топографических планов по материалам аэросъемки с бпла «геоскан»
- 2.1 Подготовительные работы аэрофотосъемки с использованием бпла
- 2.2 Полевые работы аэрофотосъемки с использованием бпла
- 2.2.1 Планово-высотное обоснование аэросъемки
- 2.2.2 Аэрофотосъемочные полевые работы
- 2.3 Камеральные работы
- 3 Исследование точности построения цмм и ортофотоплана по материалам аэросъемки с бпла автодороги «сосново – дедушкино» чайковского района пермского края
- 3.1 Описание выполненных аэрофотосъемочных работ
- 3.1.1.Планово высотная подготовка
- 3.2 Результаты обработки, исходный материал для исследования
- 3.3 Оценка точности цмр
- 3.4 Оценка точности ортофотоплана
- 4 Технико – экономическое обоснование исследования точности построения ортофотоплана и цмм по материалам афс с бпла автодороги «сосново – дедушкино»
- 5 Безопасность жизнедеятельности
- 5.1 Введение
- 5.2.1 Повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека
- 5.2.2 Пониженный уровень освещенности
- 5.2.3 Повышенные уровни электромагнитного излучения
- 5.2.4 Повышенный уровень шума
- 5.2.5 Повышенный уровень статического электричества
- 5.3 Методика оценки безопасности рабочего места по условиям труда
- 5.4 Оценка безопасности рабочего места по условиям труда
- Гост 12.1.045-84 "Электростатические поля. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля"
- 5.4.1 Повышенное значение напряжения в электрической цепи
- 5.5 Организация интерьера помещения для проведения камеральных работ
- 5.6 Заключение
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложение а
- Продолжение приложения а
- Продолжение приложения а
- Приложение б Фрагменты ортофотоплана автодороги «Сосново – Дедушкино» с разрешением 1 м на пиксель
- Приложение в
- Продолжение приложения в
- Продолжение приложения в
- Продолжение приложения в
- Продолжение приложения в
- Продолжение приложения в
- Продолжение приложения в
- Продолжение приложения в
- Продолжение приложения в
- Продолжение приложения в
- Продолжение приложения в
- Продолжение приложения в
- Продолжение приложения в
- Продолжение приложения в
- Продолжение приложения в
- Продолжение приложения в
- Продолжение приложения в
- Продолжение приложения в
- Продолжение приложения в
- Продолжение приложения в
- Продолжение приложения в
- Продолжение приложения в
- Продолжение приложения в
- Продолжение приложения в
- Продолжение приложения в
- Продолжение приложения в
- Продолжение приложения в
- Продолжение приложения в
- Продолжение приложения в
- Продолжение приложения в
- Продолжение приложения в
- Продолжение приложения в
- Продолжение приложения в