logo search
Автоматизированное проектирование лесных дорог

1.3. Технология проектирования дорог с использованием сапр ад

Технология автоматизированного проектирования автомобильных дорог зависит от сочетания значительного количества факторов: особенностей имеющейся в проектной организации САПР АД; категории проектируемой дороги, ее протяженности; сложности природных условий в районе проектирования; стадии проектирования; особенностей материалов, полученных в результате изысканий.

Однако в большинстве случаев технология автоматизированного проектирования дорог основана на следующих положениях:

  1. Предъявление информации о рельефе, иногда и о геологическом строении местности в виде цифровой (математической) модели, которую используют на всех этапах проектирования при разработке проектных решений по плану, продольному и поперечным профилям дороги, пересечениям дорог, искусственным сооружениям и др.

  2. Четкая последовательность основных этапов проектирования, когда какой-либо вид работ может быть выполнен только после получения определенных проектных решений по ряду других элементов или сооружений дороги. Например, проектирование продольного профиля должно производиться после получения ЦММ, разработки варианта плана трассы, определения основных проектных решений по водопропускным сооружениям и транспортным развязкам, проектирование поперечных профилей и подсчет объемов земляных работ – после окончания проектирования продольного профиля.

  3. Автоматизация расчетных, чертежно-графических работ и получения таблиц результатов на всех этапах проектирования.

  4. Системное использование всех средств технологического обеспечения САПР АД.

  5. Диалоговый режим взаимодействия инженера-проектировщика с ЭВМ при разработке проектных решений.

  6. Использование программ, основанных на математических методах оптимизации проектных решений, или, при отсутствии таковых, многовариантная проработка проектных решений как в целом по дороге, так и по отдельным ее участкам и сооружениям.

  7. Оценка проектных решений по комплексу количественных и качественных показателей (обеспечение видимости, вписывание в окружающий ландшафт, скорости движения, пропускная способность, безопасность движения, объемы работ, стоимостные показатели, эксплуатационные затраты, себестоимость перевозок, уровень отрицательного воздействия на окружающую среду, экономическая эффективность капитальных вложений) как на промежуточных, так и на окончательном этапе проектирования, их корректировка в случае необходимости. [9]

Применение САПР АД позволяет повысить качество проектных решений, уменьшить трудоемкость и сократить сроки выполнения проектных работ. По данным [14] при использовании систем автоматизированного проектирования сроки проектных работ сокращаются не менее чем на 20- 25% с соответствующим ростом производительного труда. При этом размеры капиталовложений в строительство автомобильных дорог и материалоемкость проектных решений оказываются на 10- 15 % меньше, чем эти же показатели, полученные при применении традиционной технологии.