2.2.4. Создание рельефа местности
Для ввода координат точек вызываются процедура «Рельеф», функция “Точка”, операция “Создать”. Точки можно создавать, удалять, работать с группой точек, получать информацию о существующих точках. Точку создают либо по местоположению курсора, либо после задания ее координат, либо при захвате точек геометрии.
В первом случае нажмите левую клавишу мыши. После этого появится окно запроса:
Рис. 2.5. Окно запроса при создании точки по местоположению
Можно скорректировать высоту и определить тип (основная или дополнительная) создаваемой точки. Если нет необходимости изменять тип точки, после ввода высоты, нажмите "Enter". При создании последующих точек тип точек в окне запроса будет автоматически установлен в соответствии с типом последней созданной точки.
Во втором случае нажмите клавишу "F7" или вертикальную графическую кнопку. Затем в диалоговом окне введите координаты X,Y, нажмите клавишу "Tab", после чего активизируется клавиша "Ок". Наконец, дважды нажмите клавишу "Enter" и в окне запроса введите отметку поверхности в создаваемой точке или уточните ее, если ЦМР на данном участке уже создана.
При наличии в объекте активной трассы ("Трасса \ Создать/Эспорт \Активная") после нажатия клавиши "F7" появится возможность создать точку относительно этой трассы, если курсор проецировался на нее.
В третьем случае необходимо перевести курсор в режим "Захват". После захвата точки геометрии (например, принадлежащей трассе или геометрическим элементам, созданным в системе CREDOPRO) появляется окно запроса, в котором, при наличии в активном слое ЦММ созданной поверхности, появляется интерполированная отметка. Если поверхность отсутствует, то отметка нулевая. Можно зафиксировать создаваемую точку с предлагаемой отметкой или ввести новое значение.
Операция «Точки по сплайну» позволяет создавать дополнительные точки рельефа, располагая их по сплайну. Создание точек по сплайну рекомендуется, в основном, при дигитализации подложек, если рельеф моделируется по горизонталям подложки, которые чаще всего хорошо описываются сплайнами.
После ввода всех точек необходимо перейти к созданию одного или нескольких контуров рельефа, с помощью которых выделяются участки поверхности, имеющие однородный рельеф. Допускается делать контур внутри других контуров. Отдельные контуры создаются для поверхностей, границы которых представляют собой изломы или сдвиги рельефа (откосы, обрывы, ямы и т.п.).
Функция «Структурная линия» позволяет строить, перестраивать, удалять структурные линии для однозначного определения характерных форм рельефа – лощин (тальвегов) и хребтов (водоразделов). Построение структурных линий – часть процесса создания или редактирования ЦМР. Иногда это необходимо для обеспечения однозначности и повышения достоверности ЦМР в тех случаях, когда недостаточно только одних точек, как результатов съемки. Это такие ситуации, когда требуется использовать дополнительную полевую информацию о характерных формах рельефа, отраженную, например, в абрисах полевых журналов, в кодах электронных регистраторов и т.д.
Создать структурную линию можно:
на существующих точках (курсор в режиме "Захват"),
одновременно создавая точки и задавая или уточняя высоту (курсор в режиме "Указание").
Заканчивают построение повторным захватом последней точки структурной линии, то есть двойным нажатием левой клавиши мыши на последней точке.
Структурную линию можно корректировать, изменяя ее опирание на точки, разрывать на несколько, объединять, удалять, выполнять проверки корректности построений и пересечений структурных линий. Также можно строить плавную структурную линию по сплайну, близкую к линии естественного рельефа. В процессе такого построения создаются не только опорные точки структурной линии, но и дополнительные, расположенные по сплайну. Их отметки линейно интерполируются между опорными точками с известными или задаваемыми отметками. Плавность сплайна устанавливают в "Настройка Шараметры ввода/вывода Шлавность горизонталей", указывая количество узлов в сплайне. Операция используется при дигитализации поверхности по растровой подложке для выделения тальвегов, водоразделов, других характерных форм рельефа.
Для создания контура рельефа используются процедура “Рельеф”, функция “Контур рельефа”, операция “Создать”. Рекомендуемая очередность создания контуров рельефа: от мелких и внутренних контуров – к более крупным и внешним.
Способы создания контура:
на существующих точках (курсор в режиме "Захват");
с одновременным созданием точек в процессе построения контура (курсор в режиме "Указание");
комбинацией первого и второго способа;
с использованием линий существующих построений: контуров рельефа, структурных линий, линейных и площадных объектов, построенных на рельефных точках.
Заканчивают построение замыканием контура, то есть захватом точки, с которой начиналось построение. В любой момент построения правой клавишей мыши или клавишей "Esc" можно отказаться от текущего шага или, последовательно нажимая правую клавишу, вернуться к началу построения контура.
Контуры можно изменять, удалять и выполнять контроль. Если контуры изменяются или пересекаются новыми, то поверхности внутри этих контуров обычно исчезают, так как именно стороны контура являются основой триангулирования. Операция «Восстановить поверхность» позволяет восстановить утраченные поверхности, то есть триангуляцию в контуре и отображение поверхности горизонталями. Поверхность не всегда отображается на откосах и обрывах, так как после изменения контура остается неопределенность с положением верха и низа откоса (обрыва). Эта операция так же используется после конвертации ASCII-файлов (ООФ) в ЦММ, если они содержали информацию о созданной поверхности, которая в этом случае исчезает.
Только после того, как были созданы контуры рельефа можно приступать к созданию рельефа участка поверхности. Для создания и отображения рельефа участка местности, выделенного контуром, а также просмотра разрезов по заданным направлениям следует воспользоваться функцией “Поверхность”, операцией “Создать”. После их вызова, установки курсора внутри выбранного контура и нажатия левой клавиши мыши программа проверяет возможность построения поверхности, и строит триангуляцию в пределах выбранного контура. После этого следует запрос о виде отображения поверхности, предлагающий следующие варианты:
Рис. 2.6. Окно вид поверхности
Горизонтали в виде ломаных линий целесообразно применять для отображения искусственно созданных поверхностей: проезжей части и обочин дорог, различного вида планировок. Для естественного рельефа используются интерполяционные или сглаживаемые сплайнами, аппроксимационные горизонтали, которые выглядят более плавными по сравнению с интерполяционными. Однако, если последние проводятся точно через узлы интерполяции, то аппроксимационные горизонтали могут отходить от узлов интерполяции; при этом погрешность может достигать до 1/4 сечения горизонталей. После выбора вида горизонталей, установки курсора внутри контура и нажатия левой клавиши мыши в рабочем окне возникает изображение поверхности с помощью горизонталей.
Для отображения откоса необходимо выделить линию верха откоса. Для этого курсором в режиме “захват” показываются начальная и конечная точки верха откоса. В связи с тем, что две точки многоугольного контура можно соединить двумя путями, линию верха откоса определяют движением курсора поперек воображаемой линии, соединяющей начальную и конечную точки. После нажатия левой клавиши мыши происходит построение штрихов откоса. Если они выглядят неудачно, можно внести исправления, используя операцию “Штрихи откоса”.
Построение обрывов аналогично построению откосов. Для замены линии контура по низу обрыва на точки следует использовать операцию “Изменить” функции “Контур рельефа”.
Для анализа рельефа предусмотрены два способа построения разреза: по любой ломаной линии, проведенной на сформированной поверхности, и просмотр рельефа в трехмерной перспективе.
При построении разреза используется операция “Разрез“ функции “Поверхность”. Курсором и левой клавишей мыши фиксируются точки линии разреза. Для завершения ее построения следует дважды нажать клавишу мыши. После этого на экране появляется изображение разреза поверхности земли по заданной линии.
- 24 Апреля 2012 г.
- Кафедра промышленного транспорта Архангельского государственного технического университета
- Введение
- 1. Система автоматизированного проектирования лесных автомобильных дорог
- 1.1. Общие сведения
- 1.2. Средства обеспечения систем автоматизированного проектирования
- 1.3. Технология проектирования дорог с использованием сапр ад
- 1.4. Общая характеристика программного комплекса credo
- 1.5. Интерфейс credo
- 2. Технология автоматизированного проектирования с использованием программного комплекса credo
- 2.1. Цифровая модель местности
- 2.2. Последовательность создания цифровой модели местности в credo ter
- 2.2.1. Исходные данные для построения цмм
- 2.2.2. Создание каталога и запуск подсистемы credo_ter
- 2.2.3. Подгрузка дополнительных данных
- 2.2.4. Создание рельефа местности
- 2.2.4. Создание цифровой модели ситуации
- 2.3. Проектирование плана трассы в credo ter
- 2.3.1. Построение опорного хода и установление парметров трассы
- 2.3.2. Изменение параметров закруглений трассы
- 2.3.3. Импорт и экспорт данных по трассе
- 2.3.4. Формирование чертежей плана трассы
- 3. Обработка линейных изысканий в credo_lin «Линейные изыскания»
- 3.1. Общая характеристика системы credo_lin
- 3.2. Последовательность ручного ввода и обработки линейных изысканий автомобильной дороги
- 3.2.1. Карточка объекта
- 3.2.2. Расчет геометрии оси трассы
- 3.2.3. Формирование чертежа оси трассы и ведомости углов поворота прямых и кривых
- 3.2.4. Ввод данных продольного нивелирования
- 3.2.5. Описание исскуственных сооружений
- 3.2.6. Графическое редактирование геологической информации
- 4. Проектирование лесных автомобильных дорог в cad_credo
- 4.1. Общая характеристика ситемы cad_credo
- 4.2. Последовательность проектирования в cad_credo
- 4.2.1. Начало работы
- 4.2.2. Описание поперечного профиля
- 4.2.2. План трассы
- 4.2.3. Конструкция дорожной одежды
- 4.2.4. Искусственные сооружения
- 4.2.5. Проектирование продольного профиля
- Автоматизированное проектирование
- Сплайн-интерполяция опорных точек
- 4.2.6. Проектирование поперечного профиля
- 4.2.7. Построение цмм проектного решения
- 4.2.8. Объемы земляных работ
- 5. Вывод результатов и формирование чертежей
- 5.1. Создание чертежей проектных поперечных профилей
- 5.2. Создание и компоновка чертежа продольного профиля
- 5.3. Основные требования к оформлению рабочей документации автомобильных дорог
- Масштабы основных чертежей автомобильных дорог
- Библиографический список
- Приложения
- Основные нормы проектирования лесовозных автомобильных дорог сНиП 2.05.07-91 «Промышленный транспорт» (внутриплощадочные и межплощадочные дороги)
- Категории дорог общего пользования по сНиП 2.05.02-85 от расчетной интенсивности
- Основные параметры дорог общего пользования по сНиП 2.05.02-85
- Условные обозначения на топографических планах дорог
- Условные обозначения на продольных профилях автомобильных дорог
- Условные графические обозначения консистенции и степени влажности грунтов на инженерно-геологических разрезах и колонках (Таблица 3 гост 21.302-96)
- Условные графические обозначения основных видов грунтов
- Условные обозначения материалов дорожной одежды
- 1 94021, Санкт-Петербург, Институтский пер., 5.