1.1. Общие сведения
Система автоматизированного проектирования автомобильных дорог (САПР АД) представляет собой комплексную организационно-техническую систему, которая обеспечивает создание технологии проектно-изыскательских работ, позволяющей широко использовать ЭВМ и другие средства автоматизации с целью получения наилучших проектных решений в заданные сроки с минимальными трудозатратами [9].
Основными вопросами, решаемыми в САПР АД, являются:
выявление оптимального распределения функций между инженером-проектировщиком и ЭВМ в зависимости от стадии проектирования, типа и сложности объекта;
создание программного обеспечения для автоматизации вычислительных, чертежно-графических и других видов работ;
автоматизация получения и обработки исходной информации, в первую очередь топографической;
автоматизация чертежно-графических работ.
Большинство существующих систем автоматизированного проектирования автомобильных дорог базируются на одинаковых общесистемных принципах: информационного единства, системного единства, комплексности, совместимости, развития [9].
Существующие САПР автомобильных дорог включают, как правило, следующие уровни:
создание цифровых моделей местности зоны проектирования;
трассирование автомобильной дороги;
проектирование дорожных одежд;
проектирование искусственных сооружений;
проектирование продольного профиля;
проектирование поперечных профилей;
оценка проектных решений.
Наряду с САПР, в автоматизированном проектировании автомобильных дорог широко используются геоинформационные системы (ГИС). В дорожной отрасли ГИС используются для представления сети дорог на электронных картах, для анализа транспортного освоения районов, для получения оперативной информации по объектам дорожной сети. Наличие атрибутивной поддержки является наиболее важным при решении задач диагностики, паспортизации, инвентаризации, кадастра дорог. При проектировании дорог ГИС применяются для выбора наилучшего из возможных коридоров варьирования проектируемой трассы с учетом существующей цифровой модели местности (ЦММ).
При существующем сходстве и различиях между САПР и ГИС актуальным является интеграция информационных систем.
Рынок IT-технологий предлагает множество программных продуктов класса САПР, которые различаются между собой по комплексности, удобству интерфейса, соответствию сложившимся технологиям проектирования и пр. Выбор наиболее приемлемых программ для проектирования дорог целесообразен в пользу оптимального соотношения цены и качества, а также сертифицированной программной продукции.
- 24 Апреля 2012 г.
- Кафедра промышленного транспорта Архангельского государственного технического университета
- Введение
- 1. Система автоматизированного проектирования лесных автомобильных дорог
- 1.1. Общие сведения
- 1.2. Средства обеспечения систем автоматизированного проектирования
- 1.3. Технология проектирования дорог с использованием сапр ад
- 1.4. Общая характеристика программного комплекса credo
- 1.5. Интерфейс credo
- 2. Технология автоматизированного проектирования с использованием программного комплекса credo
- 2.1. Цифровая модель местности
- 2.2. Последовательность создания цифровой модели местности в credo ter
- 2.2.1. Исходные данные для построения цмм
- 2.2.2. Создание каталога и запуск подсистемы credo_ter
- 2.2.3. Подгрузка дополнительных данных
- 2.2.4. Создание рельефа местности
- 2.2.4. Создание цифровой модели ситуации
- 2.3. Проектирование плана трассы в credo ter
- 2.3.1. Построение опорного хода и установление парметров трассы
- 2.3.2. Изменение параметров закруглений трассы
- 2.3.3. Импорт и экспорт данных по трассе
- 2.3.4. Формирование чертежей плана трассы
- 3. Обработка линейных изысканий в credo_lin «Линейные изыскания»
- 3.1. Общая характеристика системы credo_lin
- 3.2. Последовательность ручного ввода и обработки линейных изысканий автомобильной дороги
- 3.2.1. Карточка объекта
- 3.2.2. Расчет геометрии оси трассы
- 3.2.3. Формирование чертежа оси трассы и ведомости углов поворота прямых и кривых
- 3.2.4. Ввод данных продольного нивелирования
- 3.2.5. Описание исскуственных сооружений
- 3.2.6. Графическое редактирование геологической информации
- 4. Проектирование лесных автомобильных дорог в cad_credo
- 4.1. Общая характеристика ситемы cad_credo
- 4.2. Последовательность проектирования в cad_credo
- 4.2.1. Начало работы
- 4.2.2. Описание поперечного профиля
- 4.2.2. План трассы
- 4.2.3. Конструкция дорожной одежды
- 4.2.4. Искусственные сооружения
- 4.2.5. Проектирование продольного профиля
- Автоматизированное проектирование
- Сплайн-интерполяция опорных точек
- 4.2.6. Проектирование поперечного профиля
- 4.2.7. Построение цмм проектного решения
- 4.2.8. Объемы земляных работ
- 5. Вывод результатов и формирование чертежей
- 5.1. Создание чертежей проектных поперечных профилей
- 5.2. Создание и компоновка чертежа продольного профиля
- 5.3. Основные требования к оформлению рабочей документации автомобильных дорог
- Масштабы основных чертежей автомобильных дорог
- Библиографический список
- Приложения
- Основные нормы проектирования лесовозных автомобильных дорог сНиП 2.05.07-91 «Промышленный транспорт» (внутриплощадочные и межплощадочные дороги)
- Категории дорог общего пользования по сНиП 2.05.02-85 от расчетной интенсивности
- Основные параметры дорог общего пользования по сНиП 2.05.02-85
- Условные обозначения на топографических планах дорог
- Условные обозначения на продольных профилях автомобильных дорог
- Условные графические обозначения консистенции и степени влажности грунтов на инженерно-геологических разрезах и колонках (Таблица 3 гост 21.302-96)
- Условные графические обозначения основных видов грунтов
- Условные обозначения материалов дорожной одежды
- 1 94021, Санкт-Петербург, Институтский пер., 5.