1.2. Средства обеспечения систем автоматизированного проектирования
Системы автоматизированного проектирования базируются на компонентах технического, информационного, методического и организационного обеспечения.
Техническое обеспечение САПР представляет собой комплекс технологических средств, в состав которого входят ЭВМ с подключаемыми к ней внешними устройствами (мышь, принтер, графопостроитель, сканеры), фотограмметрические приборы для обработки аэрофотоснимков, топографических планов и карт с целью формирования цифровой модели местности, обеспечивающие автоматическую или полуавтоматическую запись результатов на носители памяти.
Программное обеспечение САПР АД является одним из важнейших ее элементов. Его подразделяют на общесистемное и прикладное.
В состав общесистемного программного обеспечения входят дисковые операционные системы (DOS), трансляторы для различных алгоритмических языков программирования, пакеты программ, например, AUTOCAD для выполнения чертежно-графических работ, стандартные программы и другие.
К прикладному программному обеспечению относятся программы, используемые для решения отдельных задач проектирования.
При разработке прикладных программ предусматриваются:
применение единых языков программирования;
использование стандартных программ;
унификация программ;
возможность контроля информации на всех этапах ее обработки;
возможность корректировки информации при ее обработке и хранении;
однократность ввода информации в компьютер;
организация обменов между запоминающими устройствами разных уровней;
возможность выдачи информации по запросу проектировщиков.
Отдельные программы объединяют в системы (модули). Несколько программ образуют систему, если они предназначены для решения определенной проблемы, соответствуют друг другу, и результаты расчетов по одной программе могут быть использованы в качестве исходных данных в других программах без их дополнительной обработки. Расчет с использованием системы программ производится в определенной последовательности, однако в случае необходимости из системы программ могут быть выбраны отдельные программы для решения конкретной задачи.
Так как комплексный характер процесса проектирования автомобильных дорог требует учета большого количества факторов, в САПР АД применяют единое информационное обеспечение, многократно используемое в расчетах.
В состав информационного обеспечения, предназначенного для хранения, систематизации и обработки большого объема исходных данных, промежуточных и окончательных результатов, а также другой информации, входят:
Сведения стабильного характера, используемые при проектировании, в том числе: материалы действующих нормативных документов (ГОСТов, строительных норм (СН), строительных норм и правил (СНиП), ведомственных строительных норм (ВСН); типовые проектные решения по сооружениям и элементам дорог, например, по земляному полотну, дорожной одежде, водопропускным трубам, мостам и т. п.). С изменением нормативных документов и типовых проектов информация, хранящаяся в ЭВМ, должна обновляться.
Сведения регионального характера, характеризующие особенности района проектирования в целом. К ним относятся, прежде всего, данные о рельефе и геологическом строении местности в виде ЦММ, карьерах и других источниках получения дорожно-строительных материалов, строительных организациях и др.
Сведения переменного характера, которые могут быть заданы до начала проектирования, а также получены в процессе проектирования как промежуточные и окончательные результаты расчетов по нескольким вариантам.
Методическое обеспечение САПР АД представлено нормативно- методическими документами, в которых излагается теория, методы, способы, алгоритмы, методические модели, методика проектирования дорог с использованием САПР АД.
Организационное обеспечение САПР АД включает в себя мероприятия, направленные на обеспечение максимального эффекта от использования САПР. К ним относятся: изменение организационной структуры проектной организации, ее отделов и подразделений, перераспределение некоторых функций между отделами; изменение технологии проектно-изыскательских работ; повышение квалификации проектировщиков, в первую очередь, с точки зрения практического использования САПР; повышение специализации труда. [9].
В настоящее время существует достаточно большое количество программных комплексов, используемых при автоматизированном проектировании автомобильных дорог. В России и других странах СНГ широко применяется программный комплекс КРЕДО, разработанный в Белоруссии научно-производственной компанией КРЕДО-ДИАЛОГ. Ряд ведущих дорожных проектных организаций, например, Союздорпроект, Гипродорнии, разработали, и продолжают совершенствовать собственные системы программ. Среди зарубежных программных комплексов для автоматизированного проектирования следует выделить комплексы, разработанные компаниями Softdesk, Intergraph Corporation, Eagle Point Software и др.
Приведем лишь некоторые из САПР автомобильных дорог:
САПР АД PLATEIA разрабатывается с начала 90-х годов словенской фирмой CGS (www.cgs.com), российским дистрибьютором, осуществляющим распространение и поддержку программы PLATEIA, является компания "Прин" (www.prin.ru).
Программа PYTHAGORAS бельгийской фирмы ADW Software. Поддержку русскоязычной версии программы PYTHAGORAS осуществляет компания Прин.
САПР АД MXRoad является одним из модулей семейства продуктов MX от фирмы Infrasoft (США). Помимо MXRoad в состав модулей входит система проектирования железных дорог и их инфраструктуры (MXRail), система планировки земельных участков под застройку (MXSite), система проектирования модернизации и ремонта улиц и дорог (MXRenew) и редактор подготовки проектной документации (MXDraw). Infrasoft в 2003 г. вошла в состав компании Bentley Systems, одного из мировых лидеров в разработке программ класса САПР и ГИС.
САПР АД GIP является программным продуктом одного из ведущих дорожных проектных институтов – ОАО Гипродорнии.
САПР АД Robur (www.topomatic.ru) разрабывается в научно-производственной фирме Топоматик (г. Санкт-Петербург). Реализованный на единой методологической основе, Robur обеспечивает решение комплекса дорожных задач от обработки материалов изысканий до выноса проекта в натуру. Robur имеет три рабочих окна: План, Профиль и Поперечник, что позволяет вести проектирование трассы как пространственного объекта.
САПР АД IndorCAD/Road (www.indorsoft.ru) развивается с начала 90-х годов. До 2003 г. система разрабатывалась в Инженерном дорожном центре "Индор" (г. Томск) и называлась ReCAD (по аббревиатуре слов РеКонструкция Автомобильных Дорог). На начальном этапе развития система ReCAD представляла собой исследовательскую систему, на которой отрабатывались новые подходы и алгоритмы автоматизированного проектирования автомобильных дорог. В 2001 г. была завершена разработка системы ReCAD 3-го поколения под управлением ОС Windows, которая была анонсирована и сертифицирована как программный продукт для массового применения. С этого времени система ReCAD широко применяется в производственной практике в России и в странах СНГ. В марте 2003 г. система ReCAD была передана для дальнейшего развития в специализированную фирму по разработке программного обеспечения "ИндорСофт. Инженерные сети и дороги", которая наряду с системами автоматизированного проектирования разрабатывает и геоинформационные системы. В этот период система ReCAD была переименована в систему IndorCAD/Road. IndorCAD, подобно MX, является ядром для целой линейки САПР объектов транспортного, промышленного и гражданского строительства, в которую помимо RoAD (Автомобильные дороги), также входят Topo (Топография), Rail (Железные дороги), Pipe (Трубопроводы), Site (Генеральные планы). Система автоматизированного проектирования автомобильных дорог IndorCAD/Road совместно с системой подготовки чертежей IndorDraw является универсальным программным комплексом по проектированию автомобильных и городских дорог.
САПР АД CREDO (www.credo-dialogue.com) развивается с 1989 г. в научно-производственном объединении (НПО) Кредо-Диалог (Минск). Изначально это был пакет программ по проектированию ремонта дорожных покрытий. Название этой системы проектирования сохранилась с тех времен по аббревиатуре слов: Капитальный РЕмонт Дорожных Одежд. Система с самого начала была ориентирована на эксплуатацию в производственных условиях, и получила широкое распространение ни только в дорожных проектных организациях, но и в организациях других отраслей, занимающихся проектированием линейно-протяженных объектов (нефтегазовая, электроэнергетическая), а также при проектировании генеральных планов в промышленном и гражданском строительстве. В 1999 г. Кредо-Диалог приступила к разработке системы CREDO 3-го поколения под управлением ОС Windows. Но вклад системы CREDO в проектирование дорог трудно переоценить, поскольку именно с этой системы во многих дорожных проектных организациях начался процесс комплексной автоматизации работ. А многие расчетные схемы и алгоритмы системы CREDO и сегодня оцениваются, как новаторские и взяты на вооружение другими разработчиками программных средств. [3]
- 24 Апреля 2012 г.
- Кафедра промышленного транспорта Архангельского государственного технического университета
- Введение
- 1. Система автоматизированного проектирования лесных автомобильных дорог
- 1.1. Общие сведения
- 1.2. Средства обеспечения систем автоматизированного проектирования
- 1.3. Технология проектирования дорог с использованием сапр ад
- 1.4. Общая характеристика программного комплекса credo
- 1.5. Интерфейс credo
- 2. Технология автоматизированного проектирования с использованием программного комплекса credo
- 2.1. Цифровая модель местности
- 2.2. Последовательность создания цифровой модели местности в credo ter
- 2.2.1. Исходные данные для построения цмм
- 2.2.2. Создание каталога и запуск подсистемы credo_ter
- 2.2.3. Подгрузка дополнительных данных
- 2.2.4. Создание рельефа местности
- 2.2.4. Создание цифровой модели ситуации
- 2.3. Проектирование плана трассы в credo ter
- 2.3.1. Построение опорного хода и установление парметров трассы
- 2.3.2. Изменение параметров закруглений трассы
- 2.3.3. Импорт и экспорт данных по трассе
- 2.3.4. Формирование чертежей плана трассы
- 3. Обработка линейных изысканий в credo_lin «Линейные изыскания»
- 3.1. Общая характеристика системы credo_lin
- 3.2. Последовательность ручного ввода и обработки линейных изысканий автомобильной дороги
- 3.2.1. Карточка объекта
- 3.2.2. Расчет геометрии оси трассы
- 3.2.3. Формирование чертежа оси трассы и ведомости углов поворота прямых и кривых
- 3.2.4. Ввод данных продольного нивелирования
- 3.2.5. Описание исскуственных сооружений
- 3.2.6. Графическое редактирование геологической информации
- 4. Проектирование лесных автомобильных дорог в cad_credo
- 4.1. Общая характеристика ситемы cad_credo
- 4.2. Последовательность проектирования в cad_credo
- 4.2.1. Начало работы
- 4.2.2. Описание поперечного профиля
- 4.2.2. План трассы
- 4.2.3. Конструкция дорожной одежды
- 4.2.4. Искусственные сооружения
- 4.2.5. Проектирование продольного профиля
- Автоматизированное проектирование
- Сплайн-интерполяция опорных точек
- 4.2.6. Проектирование поперечного профиля
- 4.2.7. Построение цмм проектного решения
- 4.2.8. Объемы земляных работ
- 5. Вывод результатов и формирование чертежей
- 5.1. Создание чертежей проектных поперечных профилей
- 5.2. Создание и компоновка чертежа продольного профиля
- 5.3. Основные требования к оформлению рабочей документации автомобильных дорог
- Масштабы основных чертежей автомобильных дорог
- Библиографический список
- Приложения
- Основные нормы проектирования лесовозных автомобильных дорог сНиП 2.05.07-91 «Промышленный транспорт» (внутриплощадочные и межплощадочные дороги)
- Категории дорог общего пользования по сНиП 2.05.02-85 от расчетной интенсивности
- Основные параметры дорог общего пользования по сНиП 2.05.02-85
- Условные обозначения на топографических планах дорог
- Условные обозначения на продольных профилях автомобильных дорог
- Условные графические обозначения консистенции и степени влажности грунтов на инженерно-геологических разрезах и колонках (Таблица 3 гост 21.302-96)
- Условные графические обозначения основных видов грунтов
- Условные обозначения материалов дорожной одежды
- 1 94021, Санкт-Петербург, Институтский пер., 5.