§ 6. Экономическое сравнение вариантов
В ходе проектирования инженерных сооружений, особенно транспортных и гидротехнических, естественно, возникает несколько возможных решений проектной задачи, в большей или меньшей степени удовлетворяющих поставленным требованиям. Каждое из таких решений называют вариантом.
Довольно часто при изысканиях возникает от двух до пяти вариантов, а иногда и более. Сравнение таких конкурирующих вариантов позволяет находить наилучшее решение задачи. Привлекать большое число вариантов нецелесообразно, так как в этом случае преимущество одного варианта над другим часто оказывается несущественным, а расчеты по большому числу вариантов удлиняют сроки принятия окончательного решения.
Появление нескольких вариантов возможно как при проблемных, так и при титульных экономических изысканиях. В последнем случае их называют внутриобъектным сравнением вариантов.
Внутриобъектное сравнение вариантов обычно ведется по экономическим и техническим показателям. Экономические показатели варианта отражаются в сметной документации. Подсчет стоимости по каждому варианту ведется с учетом затрат на строительство и последующий период эксплуатации сооружения. При подсчетах стоимости строительства должны учитываться два основных вида затрат: а) непосредственно на строительство сооружения или прямые затраты и б) на другие работы, обусловленные строительством сооружения, или дополнительные затраты.
Прямые затраты складываются из стоимости рабочей силы, стройматериалов, готовых конструкций, расходов на транспорт, электроэнергию, эксплуатацию строительных машин и др. Они характеризуют, например, стоимость 1 м3 земляной плотины, 1 пог. км дороги, трубопровода, тоннеля.
Появление дополнительных затрат обусловлено тем, что возводимое сооружение приходит в соприкосновение с окружающей местностью и в той или иной мере воздействует на нее. Например, строительство плотины на реке ведет к образованию водохранилища, в зону распространения которого может попасть множество объектов, требующих их переноса, переустройства или защиты. Часть объектов, таких, как дороги, линии связи, линии электропередач, сельскохозяйственные угодья, при этом целиком утрачиваются. Все это наносит ущерб хозяйству, требует значительных дополнительных денежных затрат.
Размеры дополнительных затрат зависят от вида сооружения. Из приведенного выше примера очевидно, что при строительстве ГЭС дополнительные затраты могут быть весьма значительными. Роль дополнительных затрат при гидротехническом строительстве существенна еще и потому, что величина их в определенной мере влияет на основные параметры сооружения. Действительно, чем больше высота напора Н, тем больше мощность ГЭС. В то же время с увеличением высоты напора увеличивается, иногда очень резко, площадь затопления (рис. 1) и, следовательно, увеличиваются дополнительные затраты. В этом случае только материалы экономических изысканий позволяют выбрать оптимальный вариант проектного напора ГЭС, т. е. одного из главных параметров гидротехнического сооружения.
Дополнительные затраты на других видах сооружений обычно меньше и влияние их на технические параметры сооружений не столь велико.
- Глава I
- § 1. Основные виды инженерных сооружений
- § 2. Проект и его содержание
- § 3. Стадии проектирования
- § 4. Изыскания
- Глава II
- § 5. Роль, состав и виды экономических изысканий
- § 6. Экономическое сравнение вариантов
- § 7. Экономическое трассирование
- § 8. Инженерная геология и ее роль в строительстве
- § 9. Инженерно-геологическая классификация горных пород
- § 10. Основные свойства горных пород как оснований сооружений
- § 1. Подземные воды
- Глава IV
- § 12. Просадочные явления на лёссовидных породах
- § 13. Суффозия
- § 14. Оползни
- § 15. Болота - торфяники
- § 16. Промерзание грунта
- § 17. Вечная мерзлота
- § 18. Тектонические явления
- Глава V
- § 20. Инженерно-геологические карты
- § 21. Буровые и горнопроходческие разведочные работы
- § 22. Правила безопасного| ведения
- § 23. Геодезическая привязка геологических выработок
- § 24. Электроразведка
- § 25. Сейсморазведка
- § 26. Магнитная разведка
- § 27. Гравиметрическая разведка
- § 28. Полевые методы изучения физико-технических свойств грунтов
- § 29. Гидрогеологические исследования
- § 30. Поиски строительных материалов
- Глава VI
- § 31. Роль гидрологических изысканий
- § 32. Круговорот воды в природе. Водный баланс
- § 33. Речная система
- § 34. Река и ее характеристики
- § 35. Закономерности движения воды в русле
- § 36. Режим уровней и расходов воды
- § 37. Хар4ктеристики стока. Факторы, влияющие на сток
- § 38. Способы определения нормы стока
- § 39. Обеспеченность стока
- § 40. Расчеты максимального и минимального расхода воды
- § 41. Работа и энергия реки
- § 42. Кривая подпора
- § 43. Речные наносы
- § 44. Регулирование стока
- Глава VII
- § 45. Изучение колебаний уровней воды
- § 46. Геодезические работы
- § 48. Определение расходов воды
- § 49. Изучение твердого стока
- § 50. Правила по технике безопасности при выполнении гидрометрических работ
- Глава VIII
- § 51. Назначение и состав инженерно-геодезических изысканий
- § 52. Технические требования
- Глава IX
- § 53. Состав
- § 55. Трассирование
- § 56. Полевое трассирование
- § 57. Особенности изысканий каналов, магистральных трубопроводов, линий электропередач, линий связи
- Глава X
- § 58. Состав инженерно-геодезических изысканий
- § 59. Виды планового
- § 60. Составление и оценка проектов планового и высотного геодезического обоснования
- 1. Оценка проекта планового обоснования
- § 61. Методика угловых и линейных измерений. Методика нивелирования
- § 62. Обработка результатов измерений
- § 63. Крупномасштабные топографические съемки
- § 64. Техника безопасности при геодезических изысканиях
- Глава XI
- § 65. Требования
- § 66. Причины нарушения устойчивости геодезических пунктов
- § 67. Выбор места и глубины закладки знаков
- § 68. Конструкция геодезических знаков для различных грунтовых условий
- § 69. Способы закладки грунтовых геодезических знаков