logo
0381739_EF302_klimov_o_d_osnovy_inzhenernyh_izy

§ 6. Экономическое сравнение вариантов

В ходе проектирования инженерных сооружений, особенно транспортных и гидротехнических, естественно, возникает несколько возможных решений проектной задачи, в большей или меньшей степени удовлетворяющих поставленным требованиям. Каждое из таких решений называют вариантом.

Довольно часто при изысканиях возникает от двух до пяти ва­риантов, а иногда и более. Сравнение таких конкурирующих вариантов позволяет находить наилучшее решение задачи. Привле­кать большое число вариантов нецелесообразно, так как в этом случае преимущество одного варианта над другим часто оказывается несу­щественным, а расчеты по большому числу вариантов удлиняют сроки принятия окончательного решения.

Появление нескольких вариантов возможно как при проблем­ных, так и при титульных экономических изысканиях. В последнем случае их называют внутриобъектным сравнением вариантов.

Внутриобъектное сравнение вариантов обычно ведется по эко­номическим и техническим показателям. Экономические показатели варианта отражаются в сметной документации. Подсчет стоимости по каждому варианту ведется с учетом затрат на строительство и последующий период эксплуатации сооружения. При подсчетах стоимости строительства должны учитываться два основных вида затрат: а) непосредственно на строительство сооружения или пря­мые затраты и б) на другие работы, обусловленные строительством сооружения, или дополнительные затраты.

Прямые затраты складываются из стоимости рабочей силы, стройматериалов, готовых конструкций, расходов на транс­порт, электроэнергию, эксплуатацию строительных машин и др. Они характеризуют, например, стоимость 1 м3 земляной плотины, 1 пог. км дороги, трубопровода, тоннеля.

Появление дополнительных затрат обусловлено тем, что возво­димое сооружение приходит в соприкосновение с окружающей местностью и в той или иной мере воздействует на нее. Например, строительство плотины на реке ведет к образованию водохранилища, в зону распространения которого может попасть множество объек­тов, требующих их переноса, переустройства или защиты. Часть объектов, таких, как дороги, линии связи, линии электропередач, сельскохозяйственные угодья, при этом целиком утрачиваются. Все это наносит ущерб хозяйству, требует значительных дополни­тельных денежных затрат.

Размеры дополнительных затрат зависят от вида сооружения. Из приведенного выше примера очевидно, что при строительстве ГЭС дополнительные затраты могут быть весьма значительными. Роль дополнительных затрат при гидротехническом строительстве суще­ственна еще и потому, что величина их в определенной мере влияет на основные параметры сооружения. Действительно, чем больше высота напора Н, тем больше мощность ГЭС. В то же время с увели­чением высоты напора увеличивается, иногда очень резко, площадь затопления (рис. 1) и, следовательно, увеличиваются дополнитель­ные затраты. В этом случае только материалы экономических изысканий позволяют выбрать оптимальный вариант проектного напора ГЭС, т. е. одного из главных параметров гидротехнического соору­жения.

Дополнительные затраты на других видах сооружений обычно меньше и влияние их на технические параметры сооружений не столь велико.