logo
0381739_EF302_klimov_o_d_osnovy_inzhenernyh_izy

§ 50. Правила по технике безопасности при выполнении гидрометрических работ

При выполнении гидрометрических работ приходится длительное время находиться на акваториях рек, водохранилищ, водоемов озер, использовать различные плавательные средства. При этом работающие могут оказаться под воздействием таких опасных внеш- них факторов, как шторм, волнение, большие скорости течения, ливни, туманы, пребывание на льду и т. д. В необжитых и горных районах изыскатели связаны с опасностью горных обвалов, камнепадов, лавин, необходимостью преодоления болот, топей, встречей с хищными зверями, вредными насекомыми, змеями. Ряд дополни тельных трудностей возникает в зимних условиях.

Для предотвращения травм и несчастных случаев при полевых гидрометрических работах важно строго соблюдать правила по технике безопасности, использовать только исправное оборудованание, инструменты, быть дисциплинированным. Эти нормы изложены в «Правилах по технике безопасности при производстве гидрометео- рологических работ» и в ряде других специальных документов.

К гидрометрическим работам допускаются только лица, прошед­шие соответствующий инструктаж и твердо усвоившие названные выше правила. Знание правил проверяет специальная комиссия в виде зачета и оформляет соответствующими протоколами и выдачей удостоверения.

Лица, выполняющие работы непосредственно на воде, должны уметь плавать, грести, управлять лодкой, применять способы по спасению утопающих и оказанию первой помощи при несчастных случаях.

При организации гидрометрических работ необходимо обеспе­чить правильный выбор плавательных средств и такелажа и вести постоянный надзор за их техническим состоянием.

На судоходных и сплавных реках безопасность рабочего судна (лодки, катера) обеспечивается правильным маневрированием вблизи других судов. Поэтому до начала работ необходимо заблаговременно ознакомиться с действующими местными правилами плавания и судо­вождения и сплава леса и организовать работу с учетом этих правил.

В ходе гидрологических изысканий лодки не должны перегру­жаться сверх установленной нормы. Размещение в лодке людей и обо­рудования должно производиться в то время, когда лодка еще находится у берега. Передвижение людей по лодке и пересаживание из лодки в лодку допускается только у берега или на участке реки со слабым течением, где глубина не более 1 м. Запрещается купанье с лодки. При приближении пассажирских или грузовых судов рабо­чее судно должно быть отведено за границу фарватера; категори­чески запрещается подчаливание лодок к проходящим судам. Запре­щается езда на лодках при ветре свыше 5 баллов (на воде появляются волны с гребешками), а на катерах более 6 баллов. Не разрешается без ведома руководителя удалять лодки за пределы района работ.

В случае аварии нельзя отплывать от опрокинувшегося судна, необходимо держаться за него и пытаться подплыть к берегу; нужно освободиться от лишних предметов и одежды. Если с берега органи­зуется помощь, необходимо терпеливо ожидать ее; нельзя влезать с борта на подошедшую на помощь лодку, чтобы не опрокинуть ее.

Правила по технике безопасности должны быть тщательно изу­чены до начала работ.

Раздел четвертый

ИНЖЕНЕРНО- ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ